Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи учебной дисциплины «Философия» интегрированного модуля «Философия»



2015-12-15 589 Обсуждений (0)
Цели и задачи учебной дисциплины «Философия» интегрированного модуля «Философия» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основные цели изучения,связанные с формированием общих философских компетенций:

· формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;

· овладение основами мировой и отечественной философской культуры;

· формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.

 

Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.

 

Формирование предметных философских компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:

· основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

· ключевые идеи и категории философского анализа;

· основные подходы к философской интерпретации бытия;

· фундаментальные компоненты философской теории человека;

· базовые ценности современной культуры;

· философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной);

· основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

· основные концепции функционирования и развития общества;

· смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.

 

Операциональныефилософские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:

· формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;

· применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

· характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;

· уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;

· осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профес-

сиональной деятельности;

· определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.

 

 

В соответствии с вышеуказанными целями и задачами выпускник учреждения высшего образования при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).

СЛК-5. Уметь работать в команде.

 

 

Академические компетенции:

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-4. Уметь работать самостоятельно.

АК-5. Быть способным порождать новые идеи (креативность).

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ п.п. Наименование раздела, темы   Содержание в соответствии с типовой учебной программой (учебной программой)
  Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры
1. Философия как социокультурный феномен Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения. Проблемное поле философии. Философские категории и универсалии культуры. Рефлексивность и критичность философии. Творческий характер философского мышления. Поиски определения философии. Роль философии в жизни человека и общества. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.
2. Исторические типы классической философии   Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии. Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическое направление в классической античной философии. Сократ, Платон, Аристотель. Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Августин). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Философия Фомы Аквинского. Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Развитие гелиоцентрической модели Вселенной. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв. Философская мысль эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума. Концепции «естественных прав» человека и «общественного договора». Основные идеи материалистической философии XVIII в. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Критическая философия И.Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля. Истоки и основные черты философии К.Маркса.
3. Становление и основные направления неклассической философии   Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Аналитическая философия. Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология. Религиозная философия, ее основные направления. Философская герменевтика как методология гуманитарного познания. Философия постмодернизма.

 

4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси. Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К.Лыщинский). Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в. Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях.
  Раздел 2. Основные проблемы современной философии
5. Философия бытия Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика. Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества.  
6. Философская антропология   Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о человеке. Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования. Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии. Деятельность как сущностная характеристика человека. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
7. Теория познания и философия науки Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум. Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Феномен релятивизма. Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Факт как форма научного знания. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза. Природа научной революции. Научные революции и смена типов рациональности. Научное и вненаучное знание. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
8. Социальная философия   Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Материально-производственная сфера жизни общества. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Гражданское общество и государство. Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, ее роль в жизни общества. Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Концепция ненасилия и социальные реформы. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества. Человек в системе общественных отношений. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества. Философские основы психолого-педагогической культуры. Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

 




2015-12-15 589 Обсуждений (0)
Цели и задачи учебной дисциплины «Философия» интегрированного модуля «Философия» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи учебной дисциплины «Философия» интегрированного модуля «Философия»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)