Основные цели изучения,связанные с формированием общих философских компетенций:
· формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;
· овладение основами мировой и отечественной философской культуры;
· формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности.
Задачей изучения философии как учебной дисциплины является формирование у студента предметных и операциональных философских компетенций.
Формирование предметных философских компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта «Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин» РД РБ 02100.5.227-2006, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины выпускник должен знать:
· основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
· ключевые идеи и категории философского анализа;
· основные подходы к философской интерпретации бытия;
· фундаментальные компоненты философской теории человека;
· базовые ценности современной культуры;
· философско-мировоззренческие основания человеческой деятельности (в том числе профессиональной);
· основные характеристики познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;
· основные концепции функционирования и развития общества;
· смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения.
Операциональныефилософские компетенции студента предполагают, что он должен уметь:
· формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего мировоззрения;
· применять философские идеи и категории в ходе анализа социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
· характеризовать ведущие философские идеи современной научной картины мира, транслировать и популяризировать их;
· уметь обосновывать различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;
· осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профес-
сиональной деятельности;
· определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности.
В соответствии с вышеуказанными целями и задачами выпускник учреждения высшего образования при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:
СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.
СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.
СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.
СЛК-4. Быть способным к критике и самокритике (критическое мышление).
СЛК-5. Уметь работать в команде.
Академические компетенции:
АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
АК-4. Уметь работать самостоятельно.
АК-5. Быть способным порождать новые идеи (креативность).
АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.
АК-7. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№
п.п.
| Наименование раздела, темы
| Содержание в соответствии с
типовой учебной программой (учебной программой)
|
|
|
|
| Раздел 1.
| Философия в исторической динамике культуры
|
1.
| Философия как социокультурный феномен
| Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения.
Проблемное поле философии. Философские категории и универсалии культуры.
Рефлексивность и критичность философии. Творческий характер философского мышления. Поиски определения философии. Роль философии в жизни человека и общества.
Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.
|
2.
| Исторические типы классической философии
| Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.
Становление философии в культурах древнего Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность.
Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическое направление в классической античной философии. Сократ, Платон, Аристотель. Проблема отношения человека и космоса в эллинистической философии. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Августин). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Философия Фомы Аквинского.
Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм. Пантеизм. Развитие гелиоцентрической модели Вселенной.
Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв.
Философская мысль эпохи Просвещения. Принцип суверенности разума. Концепции «естественных прав» человека и «общественного договора». Основные идеи материалистической философии XVIII в.
Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. Критическая философия И.Канта. Диалектическая философия Г.Гегеля. Истоки и основные черты философии К.Маркса.
|
3.
| Становление и основные направления неклассической философии
| Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.
Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Аналитическая философия.
Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология.
Религиозная философия, ее основные направления. Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
Философия постмодернизма.
|
4.
| Философия и национальное самосознание. Философская мысль в Беларуси.
| Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
Просветительская деятельность в период раннего Средневековья. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф.Скорина, С.Полоцкий, К.Лыщинский).
Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале ХХ в. Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях.
|
| Раздел 2.
| Основные проблемы современной философии
|
5.
| Философия бытия
| Онтология как философское учение о бытии. Бытие материальное и идеальное. Системная организация бытия. Основные структурные уровни организации материального бытия. Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики. Категории диалектики. Диалектика и синергетика. Пространственно-временная организация бытия. Специфика социально-исторического пространства и времени. Понятие природы. Естественная и искусственная среда обитания. Экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и перспективы человечества.
|
6.
| Философская антропология
| Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Постклассические версии философских учений о человеке.
Экзистенциально-персоналистские концепции человека. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни.
Психоаналитическая интерпретация человеческого существования.
Разработка интегральной концепции человека в философской антропологии.
Деятельность как сущностная характеристика человека. Практика как материально-предметная деятельность. Духовная деятельность человека.
Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.
Многомерность и системная природа сознания. Сознание и эволюция форм отражения.
Индивидуальное и общественное сознание.
|
7.
| Теория познания и философия науки
| Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.
Взаимосвязь субъекта и объекта познания. Практика и познание.
Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум.
Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.
Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Феномен релятивизма.
Понятие науки. Специфика научной истины. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Факт как форма научного знания. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза.
Природа научной революции. Научные революции и смена типов рациональности.
Научное и вненаучное знание.
Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
|
8.
| Социальная философия
| Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.
Общество как система. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Материально-производственная сфера жизни общества.
Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Гражданское общество и государство.
Духовная жизнь общества, основные формы общественного сознания. Идеология, ее роль в жизни общества.
Социальные отношения. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция. Концепция ненасилия и социальные реформы. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества.
Человек в системе общественных отношений.
Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества. Философские основы психолого-педагогической культуры.
Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.
|