Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Становление и основные направления



2015-12-15 416 Обсуждений (0)
Тема 3. Становление и основные направления 0.00 из 5.00 0 оценок




Неклассической философии

 

Занятие 1

 

1. Социально-исторические предпосылки возникновения неклассической философии и ее особенности.

2. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

3. Основные исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Аналитическая философия.

 

Темы рефератов и докладов

1. Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии.

2. Взгляды С. Кьеркегора на человека и человеческую жизнь (по работе «Страх и трепет»).

3. Истина, познание и нравственность в философии А. Шопенгауэра (работа «Мир как воля и представление»).

4. Учение А. Шопенгауэра о «воле к жизни».

5.Учение Ф.Ницше о сверхчеловеке: миф или реальность.

6. Теория морали Ницше (по работам «Антихристианин», «Генеалогия морали»).

7. Философские проблемы анализа языка науки в неопозитивизме.

8. Концепция языковых игр Л. Витгенштейна: «анатомия чтения»

и коммуникационные стратегии.

9. Концепция «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда.

10. Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура научных революций».

 

Контрольные вопросы и задания

1. Проведите сравнительный анализ классической и неклассической философии. Покажите их различия.

2. Раскройте содержание понятия «иррационализм».

3. Двадцатый век называли «веком науки». Почему же тогда философия от наукоцентризма повернулась к человеку?

4. Почему, по мнению А. Шопенгауэра, «мир есть воля и представление»?

5. Какие три формы человеческого существования выделял С. Кьеркегор?

6. Почему Ф. Ницше выступил против основных ценностей христианской морали?

7. Назовите основные черты «сверхчеловека» Ф. Ницше. Нужен ли обществу такой «сверхчеловек»?

8. В чем состоит программная установка «первого» позитивизма? На ваш взгляд, можно ли считать спекулятивными «вечные» проблемы: Бога, субстанции, смысла жизни, свободы и т.п.?

9. Истолкуйте афоризм Л. Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира».

10. Раскройте содержание принципа фальсификации, введенного К. Поппером для отделения научного знания от ненаучного. А на ваш взгляд, позволяет ли такой критерий разграничить эмпирические науки и философские (метафизические) системы?

 

Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии

1. А. Шопенгауэр народ называл «фабричной массой природы». Как вы понимаете это положение и согласны ли вы с ним?

2. Жизнь, согласно А. Шопенгауэру, есть преступление. Какие особенности «воли к жизни», выделенные Шопенгауэром, дали ему основание для этого вывода?

3. Многие считают Ф. Ницше провозвестником контркультуры. Какие взгляды самого Ницше дают для этого основание?

4. Однажды Ф. Ницше и композитор Р. Вагнер вместе посетили музей, славившийся подлинным копьем, которым казнили Христа. Глядя на подделку (а таких копий в Европе несколько), Ницше сказал: «Бог умер». «И это мы убили его», – добавил Вагнер. Как вы понимаете смысл этого диалога?

5. Неопозитивистский принцип физикализма предполагал построение единого языка науки по образцу физики. Можно ли описать одними формулами и измерить в общих единицах процессы и явления из разных областей (физические, химические, биологические, социальные)?

 

Глоссарий

Антикумулятивизм – модель развития научного знания в постпозитивизме, отрицающая его непрерывность и преемственность.

Антисциентизм – направление в неклассической философии, утверждающее идею неприятия науки как главного орудия познания.

Верификация (основной принцип логического позитивизма) – процесс проверки истинности научных утверждений путем их эмпирического подтверждения.

«Воля к власти» – одно из основных понятий философии Ф. Ницше; движущий стимул мира, воплощаемый в полной мере лишь сверхчеловеком, способным разорвать узы мещанских отношений, встать над традицией, историей и моралью.

«Воля к жизни» – центральное понятие философии А. Шопенгауэра; стихийная, иррациональная, слепая сила, заставляющая человека жить, несмотря на неотвратимость страданий.

Волюнтаризм – идеалистическое направление, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

Иррационализм – идеалистическая программа в философии, которая, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в познании и ставит на его место интуицию, чувство, инстинкт.

Конвенционализм (в неопозитивизме)– познавательный принцип, согласно которому истинность (достоверность) научного знания опреде­ляется соглашениями (конвенциями) ученых, обусловленными соображениями целесообразности, экономии, простоты и др.

Кумулявитизм – модель развития научного знания в постпозитивизме, в соответствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося.

Научная революция – понятие, введенное и обстоятельно обоснованное в постпозитивизме. Этопериод развития науки, когда старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, существенно или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Неклассическая философия – первый период европейской пост-классической философии с середины ХIХ до начала ХХ века, для которой характерно критическое переосмысление базовых принципов классической философии.

Неопозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, главной задачей которой является анализ языковых средств выражения знания с опорой на эмпирические, конкретные науки; его основные разновидности – аналитическая философия и логический позитивизм.

Парадигма (в постпозитивизме)– способ постановки и решения научных проблем; в широком смысле – совокупность идей, норм, теорий, методов и образцов деятельности, принятых научным сообществом.

Позитивизм– философское направление, базирующееся на принципе, что все подлинное, положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и что из всей философской проблематики право на существование имеет только гносеология.

Постпозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, занимающаяся главным образом изучением динамики научного знания.

«Сверхчеловек» (у Ф. Ницше) – человек, наделенный полной свободой воли, в духовном и физическом отношениях превзошедший возможности человеческой природы; высшее существо, поднявшееся над стадностью, страхами, невежеством масс; обречен быть растоптанным толпой.

Сциентизм – направление в постклассической философии, выражающее абсолютное доверие науке, при этом нередко выдвигающее программу «улучшения науки».

Фальсификация – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате эксперименталь­ной или теоретической проверки.

«Философия жизни» – направление, возникшее в европейской философии 60–70-х годов ХIХ века, которое в качестве основы бытия выдвигает понятие «жизнь», понимаемое в биологическом (Шопенгауэр, Ницше), космологическом (Бергсон) и культурно-историческом аспектах (Шпенглер).

Эмпириокритицизм (махизм) – исторически вторая форма позитивизма, виднейшие представители – Э. Мах, Р. Авенариус; основу учения составляет теория «экономии мышления» и идеал чисто описательной науки.

 



2015-12-15 416 Обсуждений (0)
Тема 3. Становление и основные направления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Становление и основные направления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (416)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)