Разделы и темы лекционных,
практических,
лабораторных занятий
| Вид
занятия
| Число часов
| Перечень рекомендуемых
мультимедийных материалов,
информационно-аналитических
разработок, компьютерных
систем, мультимедийных
и программных средств
|
|
|
|
|
Интерактивно-коммуникационная технология
формирования профессиональной компетентности
будущих инженеров в процессе изучения физики
|
Методика проведения на практическом занятии по физике
деловой игры «Предприятие автосервиса», направленной
на усвоение опыта профессиональной инженерной деятельности
|
Итоговое занятие по разделам «Механика. Молекулярная физика. Термодинамика». Физические основы организационно-управленческой деятельности на автопредприятиях.
| практическое
|
| Раздаточные материалы, справочные материалы по ремонту автотранспортных средств, мультимедийные пособия «Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту» свободно распространяемые в форме CD-издания для различных многосерийных марок автомобильного транспорта. Свободно распространяемая программа «Автоперевозки» (в программу заносятся данные о количестве заправленного топлива, показания спидометра, время работы в наряде с целью расчёта нормативного расхода горючего автомобилей). Электронный доступ к программе осуществляется по ссылке:
http://www.as26.ru/transportation/description.htm. Система «Страхование и Учет» (для ввода, хранения и обработки информации о страховых полисах, страховых агентах, типах договоров и т д.) Бесплатный электронный доступ к системе осуществляется по ссылке: http://www.as26.ru/insurance/description.htm. Система «АвтоЭкспертиза» (расчет стоимости автомототранспортного средства с учетом его технического состояния). Бесплатный электронный доступ к системе осуществляется
|
|
|
|
|
|
|
| по ссылке: http://www.as26.ru/autoxp/
description.htm. Программный комплекс «Автобаза» (оценка стоимости восстановительного ремонта отечественных автомобилей в соответствии с действующими нормами заводов-изготовителей и существующими методиками). Бесплатный электронный доступ к программному комплексу осуществляется по ссылке: http://www.as26.ru/ae-inf/-description.htm. Система «АвтоМагазин» (складской учет запасных частей и материалов, выписка счетов, накладных, ордеров и прочих документов, ведение справочников и т. д.). Бесплатный электронный доступ к системе осуществляется по ссылке: http://www.as26.ru/autoshop/description.htm. Система «АвтоМастерская» (учет материалов, калькуляция работ, выписка счетов, наряд-заказов, актов, накладных, ордеров и пр.). Бесплатный электронный доступ к системе осуществляется по ссылке:
http://www.as26.ru/autowork/description.htm. Система «АвтоПредприятие» (автоматизация документооборота автосервисных и авторемонтных предприятий). Бесплатный электронный доступ к системе осуществляется по ссылке: http://www.as26.ru/autoservice/description.htm. Программа «АвтоСалон» (автоматизация процесса продажи автомобилей по нескольким направлениям). Бесплатный электронный доступ к программе осуществляется по ссылке: http://www.as26.ru/autoshow/description.htm. Система «Нормы Времени» (определение стоимости работ на станциях технического обслуживания автомобилей). Бесплатный электронный доступ к системе осуществляется по ссылке: http://www.as26.ru/autodata/description.htm. Система визуального моделирования дорожно-транспортной ситуации
|
|
|
|
|
|
|
| «Экспертиза ДТП» (визуальное автотехническое моделирование и анимация физической ситуации для изучения различных видов ударов с изменением параметров транспортных средств и их движения). Бесплатный электронный доступ к системе осуществляется по ссылке: http://www.bibika.ru /p_exp_f.php. Программа «АвтоСправочник» (работа с базой данных по техническим характеристикам автомобилей и физических понятий: мощность, крутящий момент, и т д.). Учебные симуляторы гонок и вождения (моделирование дорожных ситуаций изучение законов сохранения импульса и энергии, различных деформаций при столкновении). Система «Direct Control» (организация и планирования рабочего времени) Бесплатный электронный доступ к системе осуществляется по ссылке: http://www.as26.ru /direct/ description.htm.
|
Методика осуществления профессионально-ориентированного
интерактивно-коммуникативного самоуправления
на практическом занятии по физике
|
Динамика твердого тела. Вращательное движение.
Применение механических явлений и процессов в проектно-конструкторской, производственно-технологической и сервисно-эксплуатационной деятельности инженеров-автомобилистов.
| практическое
|
| Программы «АвтоКаталог» и «АвтоКаталог SP2. Иномарки» (справочно-информационная система устройства транспортной техники и каталогов запасных частей, двигателей, узлов, деталей). Бесплатный электронный доступ к программам осуществляется по ссылкам: http://www.as26.ru/autodata /description.htm; http://www.as26.ru/ autocatsp/description.htm. Программа «АвтоПодшипник» содержит большую базу данных по применяемости подшипников в автомобилях и спецтехнике. Бесплатный электронный доступ к программе осуществляется по ссылке: http://www.as26.ru/ bearing/ description.htm. Электронный справочник «Взаимозаменяемость деталей» (информация об устройстве и принципов работы различных деталей и механизмов, используемых в транспорте и в транспортном оборудовании). Табличный процессор Microsoft Excel или OpenOffice.org Calc.
|
|
|
|
|
Методика формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе организации и проведения профессионально-ориентированных экскурсий с физико-техническим содержанием
|
Итоговое занятие по разделам Электромагнетизм, Оптика, Квантовая физика.
Физические основы производственно-технологической и сервисно-эксплуатационной деятельности инженеров-автомобилистов.
| лекция
|
| Microsoft Word или OpenOffice.org Writer (составление отчетов).
Microsoft PowerPoint или OpenOffice.org Impress (создание презентаций об экскурсии).
Фото и видеокамеры, программы для обработки видео и изображений.
|
Методика формирования профессиональной компетентности
будущих инженеров с использованием коммуникативного
взаимодействия студентов в физическом КВН
|
Применение динамических и
термодинамических законов в профессиональной деятельности
инженера-автомобилиста.
| практическое
|
| Электронный справочник автомобилиста KOD 3.7 (задание на умение определять информацию по кодам и маркировке деталей).
|
Методика изучения законов развития технических систем
на итоговом практическом занятии по физике
|
Обобщающее занятие на тему «Законы развития технических систем: «статика», «кинематика» и «динамика».
| практическое
|
| Компьютерный класс, мультимедийный проектор, доступ в Интернет.
|
Информационно-аналитическая технология
формирования профессиональной компетентности
будущих инженеров в процессе изучения физики
|
Методика выполнения компьютеризированного анализа физико-технических данных о профессиональных объектах на практических занятиях по физике
|
Механика. Кинематика материальной точки.
Исследование зависимостей кинематических параметров и законов движения в
| практическое
|
| Табличный процессор Microsoft Excel или OpenOffice.org Calc.
Следующие бесплатно распространяемые компьютерные программы. Программа ExpAn (проведение экспресс анализа дорожно-транспортных происшествий: расчет скорости по пути торможения, расчет остановочного
|
|
|
|
|
эксплуатационной деятельности инженера-автомобилиста.
|
|
| пути и т д. для различных типов автомобилей и дорожного покрытия).
Программа «Калькулятор скорости 1.0» (определение скорости транспортного средства по следам торможения с учетом затраченной кинетической энергии на преодоление участка торможения с заблокированными колесами).
|
Методика подготовки расчетно-графических заданий по физике
с использованием компьютеризированных алгоритмов анализа
физических характеристик инженерных объектов
|
Исследование и способы оптимизации аэродинамических характеристик автомобилей.
| консультация, самостоятельная работа
|
| Табличный процессор Microsoft Excel или OpenOffice.org Calc. Система КОМПАС-3D.
|
Методика использования на практических занятиях профессиональных
инженерных компьютерных программ на примере
«МВК - Программный пакет для комплексных исследований автомобиля»
|
Молекулярная фи-зика. Начала термодинамики.
Применение инженерного метода расчета и проектирования агрегатов автомобилей на основе задаваемых пользователем физических параметров. Экс-периментальный расчет мощностного и топливного балансов автомобиля в общем случае движения на основе физических параметров, полученных в виртуальных стен-довых испытаниях.
| практическое
|
| Демонстрационная версия компьютерной программы «МВК - Программного пакета для комплексных исследований автомобиля».
|
|
|
|
|
Методика аналитико-графической обработки данных
лабораторных работ по физике в программах Microsoft Excel,
OpenOffice.org Calc, MATLAB, КОМПАС-3D
|
Механика, Молекулярная физика, Термодинамика, Электричество, Магнетизм, Оптика, Квантовая физика.
| лабораторное
|
| Табличный процессор Microsoft Excel или OpenOffice.org Calc, Системы MATLAB, КОМПАС-3D.
|
Методика применения компьютеризированных статистических методов корреляционного и линейного регрессионного анализа и методов
расчета физико-технических данных в Microsoft Excel
|
Квантовая физика. Фотоэффект. Эффект Комптона. Теория атома Бора. Применение фотоэффекта в автомобильной и военной технике (солнечные батареи, приборы ночного видения).
| практическое
|
| Табличный процессор Microsoft Excel или OpenOffice.org Calc.
|
Проектная технология формирования профессиональной
компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики
|
Методика создания и подготовки проекта усовершенствованного
профессионального объекта или оборудования к участию в конкурах
и выставках физико-технического творчества
(на примере экспериментального образца тележки для перемещения автомобилей семейства ВАЗ без передней подвески, мотора Бедини)
|
Применение законов динамики к оптимизации конструкции объек
тов эксплуатационного оснащения автомобилей с учетом его массоцентровочных характеристик и действующих на него сил.
| Консультация,
самостоятельная работа
|
| Система КОМПАС-3D.
|
Методика создания и подготовки проекта усовершенствованного
профессионального объекта или оборудования к публикации
в научных изданиях (на примере автомобильной сигнализации
с функцией блокировки двигателя с нестандартным методом подключения и системы автоматического управления отопителем автомобиля)
|
|
|
|
|
Применение законов постоянного тока и правил Кирхгофа к усовершенствованию системы электрооборудования автомобиля.
| Консультация, самостоятельная работа
|
| Бесплатно распространяемая аналитическая система sPLAN 5.0.
|
Методика создания 3D-моделей функционирования профессиональных объектов и синхронной анимации изменения физических параметров соответствующих физических процессов (на примере работы двигателя внутреннего сгорания)
|
Применение законов и процессов молекулярной физики и термодинамики в конструировании и производстве двигателей внутреннего сгорания.
| Консультация, самостоятельная работа
|
| Бесплатная программа Adobe After Effects (редактирование видео, анимации, создание динамических изображений и цифровых видеоэффектов).
Система КОМПАС-3D (трехмерное моделирование),
Microsoft Power Point, OpenOffice.org Impress.
|
Методика параметрического проектирования и расчета в Microsoft Excel, OpenOffice.org Calc, MATLAB электрической цепи на основе лабораторного оборудования «Измерение электрических сопротивлений мостиком Уитстона»
|
Сопротивление. Проверка законов последовательного и параллельного соединений проводников. Измерение электрических сопротивлений мостиком Уитстона.
Применение электромагнитных колебаний в электрических системах автомобиля.
| Лабораторная работа
|
| Табличные процессоры Microsoft Excel, OpenOffice.org Calc, Система MATLAB.
|
Методика подготовки выступлений с мультимедийными фрагментами лекций о применении изучаемых законов в профессиональных объектах и оборудовании (на примере применения конденсаторов в электрооборудовании автомобилей)
|
Конденсаторы. Назначение, принцип действия и расположение помехоподавляющего конденсатора в генераторе автомобиля ВАЗ 2110. Установка
| Лекция, консультация, самостоятельная
|
| Программы Microsoft PowerPoint или OpenOffice.org Impress (создание презентаций)
|
|
|
|
|
конденсатора при сборке генератора.
| работа
|
|
|
Продуктивная технология формирования профессиональной
компетентностибудущих инженеров в процессе изучения физики
|
Методика руководства созданием лабораторного оборудования
для исследования физических параметров объектов профессиональной
деятельности инженеров (на примере стенда для исследования
микропроцессорной системы управления вентильным двигателем)
|
Электричество и магнетизм.
Привод с трехфазным синхронным двигателем и ротором на постоянных магнитах.
| Самостоятельная работа, кон сультации.
|
| Бесплатно распространяемое в Интернете специализированное программное обеспечение USB DiSco v 3.24 (обрабатотка низкочастотных сигналов USB осциллографа по двум каналам в режиме осциллографа, спектроанализатора и самописца).
|
Методика подготовки практического занятия по физике с оптимизацией
списка задач разных типов и созданием шаблонов их решения
в программном обеспечении для интерактивной доски
|
Любые разделы изучаемого курса физики.
| практическое
|
| Надстройка Microsoft Excel «Поиск решения»,
Программное обеспечение SMART Notebook для интерактивных сенсорных досок
|
Методика организации физического эксперимента (на примере изучения
физических свойств шарового электрического разряда, полученного
с помощью сверхвысокочастотного излучения,
и возможностей его применения в плазмотермическом синтезе материалов)
|
Электростатика. Закон Кулона. Теорема Гаусса. Электрические разряды в автомобильной
технике. Электрические явления в современных конструкционных решениях и автомобильных концепциях, электростатическая защита автомобильных приборов и оборудования.
| Кон- сультация, самостоятель-
ная работа,
|
| Интернет, электронные справочники,
энциклопедии, мультимедийные учебные издания.
|
|
|
|
|
Методика руководства созданием действующей модели
профессионального инженерного оборудования (на примере
упрощенного станка с числовым программным управлением)
|
Механика. Расчет сил трения конструкции модели. Электричество. Магнетизм. Анализ шаговых двигателей разной мощности.
| консультация
|
| Программы управления станком с ЧПУ: TurboCNC, Mach3, KCAM, ArtCam, LinuxCNC.
|
Методика руководства созданием демонстрационных установок
и видео с подготовкой выступления студентов на лекционных занятиях
по физике (на примере изучения эффекта Холла с использованием
усовершенствованной микропроцессорной системы управления
прерывателем-распределителем зажигания в автомобилях)
|
Эффект Холла. Применение эффекта Холла с использованием
усовершенствованной микропроцессорной системы управления прерывателем-распределителем
системы зажигания в двигателях внутреннего сгорания.
| Консультация, лекция
|
| Бесплатное программное обеспечение (интегрированная среда) MPLAB IDE.
Компьютерный дебаггер-отладчик MPLAB ICD2 от Microchip.
|
Итого по всему изучаемому курсу физики на применение технологий формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики 108 часов. Из них 10 часов лекционных (26 часа лекций в традиционной форме), 32 часов практических занятий (4 часа в традиционной форме), 22 часа лабораторных работ (14 в традиционной форме), 44 часа на самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя (64 часа на самостоятельную работу в традиционной форме).