Организация перевозок и управление
Организация перевозочного процесса на автотранспорте представляет систему, определяющую взаимодействия его звеньев и подразделений при выполнении перевозок. В основе организации перевозочного процесса лежит план перевозок и другие документы, регламентирующие взаимоотношения и действия органов автомобильного транспорта между собой и с клиентурой в лице представителей предприятий и организации различных отраслей промышленности. К числу этих документов относятся "Устав автомобильного транспорта", "Правила безопасного движения" и др. К важнейшим документам, определяющим форму организации работы автотранспорта, относятся также графики движения автобусов, грузовых автомобилей и автопоездов на линиях, порядок организации международных перевозок. В отличие от других видов транспорта, автомобильный транспорт общего пользования, который находится в подчинении Государственного органа (министерства, главка и др.) выполняет только 30 % общего объема автоперевозок. Преобладающая часть автоперевозок выполняется автотранспортом, принадлежащим промышленным предприятиям, строительным, сельскохозяйственным и другим организациям. В связи с указанным по сложившейся структуре автомобильный транспорт в стране делится на две группы: транспорт общего пользования и ведомственный транспорт. Автотранспорт общего пользования основывается на крупных автопредприятиях, включающих несколько автохозяйств, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки. При этом автопредприятия берут на себя выполнения всех операций по завозу и вывозу грузов от клиентов на станции железных дорог, порты, центральные склады, выполняют международные грузовые перевозки, а также перевозки пассажиров. Ведомственный автотранспорт рассредоточен на большом числе предприятий. При этом парк автомашин характеризуется значительным разнообразием как по количеству машин (от 1-2 до нескольких сотен единиц), так и по типу, с преобладанием специализированных машин. Грузовые автомобильные перевозки осуществляются децентрализованным и централизованным способом. При децентрализованных перевозках автотранспорт как правило закрепляется за промышленными предприятиями, строительными и другими организациями, имеющими достаточно большой объем перевозок грузов по определенным маршрутам, связанных с технологией производства. При такой организации перевозок централизуется только техническое обслуживание и ремонт машин. Преимуществом децентрализованного вида перевозок является простота организации. Однако, в этом случае неэффективно используется подвижной состав, осложнения его техобслуживания и плановые ремонты. Централизованная система перевозок получает широкое применение и становится доминирующей на автотранспорте общего пользования. Она основывается на создании в крупных городах мощных терминальных систем, включающих механизированные склады комплектации и хранения груза, парки крупнотоннажных автопоездов и малотоннажных автомобилей и др. Такой терминал осуществляет в регионе сбор мелких партий различных грузов от клиентуры с использованием малотоннажных автомобилей. Затем формирует крупнотоннажные партии груза, которые грузят в большегрузные межтерминальные автопоезда и отправляют по графику на терминалы, обслуживающие другие регионы. Получаемые на терминалах грузы распределяются по назначению и отправляются их получателям в данном регионе. Управление терминалом осуществляется из единого центра, который осуществляет всю плановую, коммерческую, и экспедиционную работу и обеспечивает организацию перевозок. Важным преимуществом централизованной системы перевозок является возможность внедрения маршрутных перевозок, предусматривающих работу автотранспорта по графикам, увязанным с производственным процессом обслуживаемых предприятий и организаций. Основой централизованной системы является маршрутизация перевозок. Маршрутом называется предварительно разработанный путь движения подвижного состава от начального до конечного пункта при выполнении перевозок. Маршруты бывают маятниковые и кольцевые. Маятниковым называется маршрут, при котором путь следования автотранспорта в прямом и обратном направлении проходит по одной и той же трассе (рис. 13.3). Маятниковые маршруты бывают с обратным холостым и обратным груженым пробегами.
Рис. 13.3. Маятниковые маршруты движения автотранспорта
Разновидностью маятникового маршрута являются веерные маршруты с расходящимися или сходящимися грузопотоками (рис. 13.4). Первый из них применяется при развозке грузов с центрального склада или терминала потребителям, второй - при вывозе клиентурой своей продукции на эти склады или терминалы.
Рис. 13.4. Веерные маятниковые маршруты
Маятниковые маршруты характеризуются простой организацией движения. Однако на этих маршрутах подвижной состав используется не эффективно (коэффициент использования пробега Ки=0.5). Кольцевым маршрутом (рис. 13.5) называется маршрут, при котором путь следования подвижного состава представляет собой замкнутый контур, соединяющий несколько погрузочно-разгрузочных пунктов.
Рис. 13.5. Кольцевой маршрут движения автотранспорта.
Кольцевые маршруты организовать сложнее, но они позволяют эффективнее использовать подвижной состав (уменьшить на 20-30 % порожние пробеги) и сократить рабочий парк автомашин. Централизованная система является наиболее эффективной на внутризаводских автомобильных перевозках. При ее применении обеспечивается устойчивое и ритмичное функционирование производственного процесса, высвобождается достаточно большое количество подвижного состава, повышается производительность труда, снижается себестоимость перевозок. Основные показатели, характеризующие работу автомобильного транспорта следующие: Коэффициент использования пробега
= Lгр / Lобщ, (13.1)
где Lгр – расстояние пробега с грузом, км; Lобщ – общий пробег автомобиля за время оборота, км.
Оборотом называют законченный цикл транспортной работы, состоящий из одной или нескольких ездок с возвращением транспортной единицы в начальный пункт. Ездкой называют законченный цикл транспортной работы, включающий в себя отгрузку груза, движение с грузом, разгрузку груза, подачу под очередную погрузку. При маятниковых маршрутах с обратным холостым пробегом за время оборота совершается одна ездка, для других маршрутов – две ездки. На кольцевых маршрутах может совершаться несколько ездок. Число ездок за смену
Е = , ездок (13.2)
где - время работы единицы подвижного состава на маршруте, ч; - техническая скорость, км/ч; - число ездок в обороте, для маятникового маршрута с обратным холостым пробегом = 1, с обратным груженным пробегом - = 2; - длина маршрута, км; - время простоя под грузовыми операциями, ч.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля
(13.3)
где - фактический объем перевозки груза, т; q - номинальная грузоподъемность автомобиля, т; - количество ездок.
Техническая скорость автомобиля
= Lобщ / tдв, км/ч (13.4)
где Lобщ – общий пробег автомобиля, км; tдв – время нахождения автомобиля в движении, ч.
Эксплуатационная скорость автомобиля
= Lобщ / Тн , км/ч (13.5)
где Lобщ - общий пробег автомобиля, км; Тн - продолжительность работы автомобиля в наряде, включая простои:
Тн = tдв + tпр, ч.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1723)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |