Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения



2015-12-15 1385 Обсуждений (0)
Сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиционное обучение Исследовательское обучение
Учителю следует излагать основные представления и понятия, заложенные в содержание учебного предмета и отраженные в изучаемой теме Обучающийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя
Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем При изучении естествознания следует создавать такие ситуации, которые предоставляют обучающимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах
Естественно-научные предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению Знакомство с естественно-научными представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов
Учебное познание должно строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения Обучающимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым материалом
Основная цель лабораторных работ – формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов Материалы лабораторных работ побуждают обучающихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые изучают в классе
Изучение материала в ходе лабораторных работ следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной к тому, чтобы проиллюстрировать изученные в классе понятия и представления Обучающиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроках
Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми обучающимися, которые четко придерживаются инструкций к лабораторной работе В лабораторных опытах обучающимся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты
В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый результат Каждый ученик самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования
Сущность естественно-научных знаний следует иллюстрировать материалом об их применении в технике Для изучения правила (закона) обучающихся следует познакомить с примерами, из которых это правило (закон) можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем
Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера Обучающиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме

 

На основе работ кандидата психологических наук, известного специалиста в области организации исследовательской деятельности школьников Александра Владимировича Леонтовича, можно сформулировать следующее определение исследовательской деятельности в школе:

Исследовательская деятельность обучающихсяэто такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, котораяпредполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. [3]

Для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, как и любой другой деятельности, необходимо хорошо представлять себе те структурные внутренние компоненты, из которых состоит эта деятельность.

Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части (рисунок 1):

 

 

 


Рисунок 1. Виды исследовательской деятельности.

 

Классификацией учебно-исследовательской деятельности по различным признакам занимались многие ученые-методисты. В своей работе я опираюсь на классификацию видов учебно-исследовательской деятельности по наиболее значимым дидактическим признакам, предложенным доктором педагогических наук, ректором Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, заслуженным учителем школы РФ Василием Яковлевичем Синенко в книге «Методика и техника ШФЭ» [8], характерным для формируемого учебного процесса (рисунок 2):

1. По дидактическим целям:

а) для изучения нового материала;

б) для повторения изученного;

в) для систематизации и обобщения изученного;

г) для развития исследовательских умений и навыков;

д) для контроля знаний, умений и навыков.

2. По затраченному времени:

а) кратковременная;

б) часовая;

в) длительная.

3. По организационной форме:

а) фронтальная;

б) в группах;

в) индивидуальная.

4. По типу исследования:

а) теоретическая;

б) практическая (экспериментальная).

5. По содержанию деятельности:

а) работа на уроке:

- по обобщенным планам;

- с текстом учебника (или дополнительной литературы);

- микроопыты;

- экспериментальные задачи;

- демонстрационный эксперимент;

- лабораторные работы;

- физический практикум.

б) внеурочная работа:

- исследовательские работы;

- конструирование;

- экспериментирование;

- домашние экспериментальные задания,

- экспериментальные задачи.

 

 

 


Рисунок 2. Классификация видов исследовательской деятельности обучающихся.

В организации исследовательской деятельности обучающихся выделяю

следующие направления:

· исследовательская работа, выполняемая школьниками в учебном процессе,

· организационно-массовые мероприятия (олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.),

· исследовательская работа во внеурочное время, которая отличается от исследовательской работы в учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач и предполагает наличие основных этапов, характерных для научной работы.

Использование исследовательской деятельности позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями и умениями для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Для формирования вышеперечисленных навыков использую различные формы организации работы с обучающимися (рисунок 3). Сочетание всех этих форм позволяет каждому ученику проявить свои способности. [6]

 

 

 

 

Рисунок 3. Формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

Таким образом, исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в результате использования которого у школьников:

· формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

· значительно расширяется кругозор в предметных областях;

· происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;

· наилучшим образом развиваются творческие задатки.

 



2015-12-15 1385 Обсуждений (0)
Сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1385)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)