Сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения
На основе работ кандидата психологических наук, известного специалиста в области организации исследовательской деятельности школьников Александра Владимировича Леонтовича, можно сформулировать следующее определение исследовательской деятельности в школе: Исследовательская деятельность обучающихся – это такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, котораяпредполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. [3] Для организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся, как и любой другой деятельности, необходимо хорошо представлять себе те структурные внутренние компоненты, из которых состоит эта деятельность. Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части (рисунок 1):
Рисунок 1. Виды исследовательской деятельности.
Классификацией учебно-исследовательской деятельности по различным признакам занимались многие ученые-методисты. В своей работе я опираюсь на классификацию видов учебно-исследовательской деятельности по наиболее значимым дидактическим признакам, предложенным доктором педагогических наук, ректором Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, заслуженным учителем школы РФ Василием Яковлевичем Синенко в книге «Методика и техника ШФЭ» [8], характерным для формируемого учебного процесса (рисунок 2): 1. По дидактическим целям: а) для изучения нового материала; б) для повторения изученного; в) для систематизации и обобщения изученного; г) для развития исследовательских умений и навыков; д) для контроля знаний, умений и навыков. 2. По затраченному времени: а) кратковременная; б) часовая; в) длительная. 3. По организационной форме: а) фронтальная; б) в группах; в) индивидуальная. 4. По типу исследования: а) теоретическая; б) практическая (экспериментальная). 5. По содержанию деятельности: а) работа на уроке: - по обобщенным планам; - с текстом учебника (или дополнительной литературы); - микроопыты; - экспериментальные задачи; - демонстрационный эксперимент; - лабораторные работы; - физический практикум. б) внеурочная работа: - исследовательские работы; - конструирование; - экспериментирование; - домашние экспериментальные задания, - экспериментальные задачи.
Рисунок 2. Классификация видов исследовательской деятельности обучающихся. В организации исследовательской деятельности обучающихся выделяю следующие направления: · исследовательская работа, выполняемая школьниками в учебном процессе, · организационно-массовые мероприятия (олимпиады, конкурсы, конференции и т.п.), · исследовательская работа во внеурочное время, которая отличается от исследовательской работы в учебном процессе тем, что связана с решением творческих исследовательских задач и предполагает наличие основных этапов, характерных для научной работы. Использование исследовательской деятельности позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями и умениями для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Для формирования вышеперечисленных навыков использую различные формы организации работы с обучающимися (рисунок 3). Сочетание всех этих форм позволяет каждому ученику проявить свои способности. [6]
Рисунок 3. Формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Таким образом, исследовательская деятельность – это один из методов обучения, в результате использования которого у школьников: · формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; · значительно расширяется кругозор в предметных областях; · происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения; · наилучшим образом развиваются творческие задатки.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1385)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |