Роль педагога в организации исследовательской деятельности обучающихся
Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска знаний. При этом очень важно, чтобы у руководителя была разработанная им долгосрочная программа исследований с учетом устойчивых интересов, мотивов, реальных условий и возможностей для успешной работы. На циклограмме представлены основные этапы деятельности учителя по руководству исследовательской деятельности обучающихся (таблица 4). [6] Таблица 4 Циклограмма деятельности учителя по руководству Исследовательской работы учащихся
Сотворчество юного исследователя и научного руководителя — эта совместная деятельность двух субъектов над научным объектом, в результате которой получают или самоценное новое научное знание, или возникает новое качество уже известного научного знания. При этом также происходит не только прямая передача информации от одного субъекта — педагога (более информированного) — к другому субъекту — ученику. Но возникает и обратная информационная связь: от ученика-исследователя к педагогу- научному руководителю. Обязательным условием развития творческих способностей обучающихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя — научиться быть консультантом. Руководитель только направляет самостоятельную деятельность школьника. Для этого он: - выявляет сферы, в области которых лежат интересы учеников; - освещает научное поле деятельности, в котором возможно определение тематик исследований обучающихся; - знакомит школьников с методами научного познания и исследования; - помогает сформулировать проблему (гипотезу), определить цель, задачи, объект и предмет исследования; - направляет и мотивирует обучающихся на проведение собственного научного исследования; - помогает обозначить основные технологические и хронологические моменты проведения исследования; - разрабатывает совместный календарный план консультаций и собеседований, помогает обучающимся планировать самостоятельную деятельность; - помогает ученикам в работе с различными источниками информации; - характеризует и подробно обсуждает со школьниками структуру исследовательской работы и правила ее оформления. Под контролем руководителя находится: · проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся; · отслеживание в динамике уровня развития исследовательских и творческих способностей школьников; · предоставление обучающимся возможности участия в различных конкурсных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях), позволяющих школьникам проявить свои способности; · предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем; · разработка гибких индивидуальных программ для обучающихся, чья одарённость в определённых областях уже выявлена. Особенно важной частью работы руководителя, от которой зависит дальнейший успех всего дела, является подготовка ученика к исследованию. Уже несколько лет в вариативную часть учебного плана школы включается спецкурс «Школа исследователя». Целью «Школы исследователя» является создание условий для развития исследовательских способностей школьников и формирование представлений обучающихся об исследовательской деятельности как ведущем компоненте образовательного процесса. Выступление на конференции - одна из форм завершения исследовательской работы. Конференция способствует системному изложению представленных результатов и их апробации. Никто не ожидает, что школьники будут представлять свои научные достижения на том же уровне, который под силу студентам, аспирантам, научным сотрудникам и т.д. Смысл конференций школьников в другом: в этот период подросток задумывается о смысле жизни, своей нравственной позиции, о поиске своего места в социуме. Участие в научно-практических конференциях различных уровней служит показателем результативности творческой работы учителя и ученика.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2579)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |