Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие личности, её сущность и структура



2015-12-13 1002 Обсуждений (0)
Понятие личности, её сущность и структура 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чём сущность человека как личности, каково её место в мире и в истории. Личность - это понятие весьма богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. Человека делает личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность. В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает своё влияние на развитие личности и её восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке. Социальная индивидуальность человека возникает не на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом пространстве и времени, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность - это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов.
Личность имеет сложную структуру. Так, в психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических личности состоит в анализе не индивидуальных особенностей человека, а тех социальных ролей или функций, которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включён индивид. На этой основе строится ролевая концепция личности.
Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остаётся “вещью в себе”. Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.Другими словами, социально-деятельностная сущность человека прежде всего лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определённые общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе ( формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Поскольку социализация носит динамический характер, то личность - это всегда процесс, постоянное становление. Личность, застывшая в своём формировании, в своих устремлениях, - это уже деградирующая личность.
В содержание личности и её оценку в качестве важнейшего компонента включается направленность её сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем её сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но в не меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. Бердяев был во многом прав, когда рассматривал личность, в отличие от индивида, как духовную сущность и качество человека.

10. Становление личности как социокультурного феномена.Социальная реальность интерсубъективна, она порождается множеством индивидов, которые, соединяясь в социум, внутренне преобразуются в процессе идентификации, социализируются, превращаются в социально ответственные и одновременно свободные личности. В феноменологии Э. Гуссерля (1859 - 1938) интерсубъективность – базовый принцип человеческой коммуникации и социальности, структура социального и познающего субъекта, означающая объективную множественность субъектов. Интерсубъективность – это отражение в структуре субъекта атрибутов множественности социума (социального и культурного плюрализма), многообразной целостности, социального порядка и спонтанности.

Благодаря интерсубъективности возможна коммуникация индивидов, их общность и отношения между ними. Интерсубъективность в личностном сознании обнаруживается как социальная идентификация и самоидентификация, то есть осознание индивидом своей принадлежности к социальной реальности, социальному целому и множественности общества, что приводит к формированию социализированной, социально обусловленной личности. Благодаря интерсубъективности человеческое «Я» удостоверяется в существовании и опыте «Другого», тем самым становится социальным субъектом, то есть личностью.

Становление личности как социального актора происходит в процессе усвоения индивидом опыта и ценностной ориентации данного конкретного общества – социализации и самоотождествления с нормативными социальными ценностями – идентификации. Индивид как психобиологическое существо учится выполнять особые социальные роли (например, гражданина своей страны). Социальные роли и статусы имеют выраженный исторический и социокультурный контекст, зависят от общественных стереотипов (в форме табу и разрешений).

В философии «личность» – человек-творец, производящий новые предметы и передающий в предметах общественный опыт. В психологии «личность» отождествляется с индивидом как системой психических свойств, а индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств индивида, делая его уникальным социальным актором (действующим лицом). Философия и психология оказывают существенное влияние на развитие современных социологических концепций личности. Социологи оперируют понятием личности как «социального субъекта» для описания социальной сути и социальных качеств человека.

Рассмотрим основные концепции личности как социокультурного явления в контексте соотношения понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». С позиций экзистенциализма, человек – вне- и антисоциальный индивидуалист. В центре внимания экзистенциалистского индивидуализма находится отличительность индивидуального человеческого «Я», которое живет своей внутренней жизнью. Человек понимается как духовная субстанция, развертывающая вовне свои творческие потенции. Будучи уникальным, индивид обречен на одиночество, когда «Другой» и общество в целом существуют лишь для того, чтобы быть безличным фоном, на котором проявляется неповторимая индивидуальность. Человек – мера этой индивидуальности.

 

Сведение сущности человека к его индивидуальному существованию в экзистенциализме неизбежно ведет к отказу от социальности и принципа всеобщности. Социум рассматривается как источник несвободы и растворения человеческой личности. Игнорирование же принципа всеобщности, неприятие всего социального и объективного как репрессивного по отношению к индивидуальности неизбежно влечет за собой этический субъективизм и социальную аномию. Индивид, лишенный социальных ограничений, сам себе задает моральную норму, конституирует устойчивые нравственные структуры, делающие возможным его бытие в мире.

Анализ социально-философского знания современности позволяет выделить два основных типа концепций личности в историческом и философском аспектах. Первый тип не порывает с традициями новоевропейской метафизики и Просвещения (Ю. Хабермас (1929). Второй тип ориентируется на новую онтологическую философию (М. Хайдеггер (1889 - 1976) и сложившийся в ее рамках образ человека. Философы первого типа, оспаривая концепции индивидуализма, выдвигают в качестве отправного момента своего теоретизирования социальную концепцию человека.

Человек как личность конституируется путем социализации в качестве участника интерсубъективной формы общения. Человеческие индивиды в самой своей индивидуальности социально обусловлены, то есть они принадлежат к определенной социокультурной среде, формируются под воздействием социальных традиций и инноваций, а их самоидентификация определяется институциональной структурой общества, к которому они принадлежат. Индивидуальная свобода коренится в коллективной практике социального целого.

В аргументации Г. Гегеля (1770 - 1831) против И. Канта (1724 - 1804) проводится мысль, что отказ от понятий общих ценностей, общего блага, общей цели и общего образца добродетельной жизни разрушает идею общества и лишает его необходимой основы – гражданского сознания (гражданской идентичности) как атрибута социальной жизнедеятельности личности. Свободное общество нуждается во внутренней привязанности со стороны своих членов, иначе оно будет нежизнеспособным. Социальный индивид, таким образом, обладает субстанциальным социальным интересом. Социальность индивида, становящегося личностью, социальным «Я», предполагает глубинную интеграцию и консолидацию на основе социальной связи с «Другим» и «Другими» (обществом).

Подобно Г. Гегелю, Ю. Хабермас пытается снять противоположность между индивидуализмом и коллективизмом (коммунализмом), утверждая, что коллективизм как сфера жизнедеятельности личностей не противостоит индивидуализму, а включает его в себя. При этом он не связывает социальное целое с классической идеей «общего блага». Идею социального целого и солидарности личностей Хабермас реанимирует, обращаясь к нормативным, общезначимым и универсальным принципам рационального дискурса. Рациональный (рефлективный) дискурс предполагает коммуникацию между индивидами, строящуюся на определенных общезначимых нормах интеллектуальной деятельности (языковых и логических нормах). Нормы коммуникативного взаимопонимания являются интерсубъективными этическими нормами. Институты современного общества, гражданская идентичность и принципы конституционного демократического государства представляют собой, согласно Хабермасу, объективации эффективного коммуникативного взаимодействия.

 


Коллективную свободу он связывает с социальной (дискурсивной) рациональностью. Коллективная воля народа воплощается в социальных формах коммуникации и общегражданской идентичности; суверенитет народа Ю. Хабермас сводит к возможности демократических процедур, а солидарность основывает не на том, что выбирают люди, а на том, как они выбирают (рациональный и свободный политический выбор).

В противоположность Хабермасу Хайдеггер утверждает, что целостное бытие общества может быть только предметом веры, но не объектом рационального познания. Однако он не достигает методологического монизма в концептуализации личности. Фундаментальная онтология личности представляет собой новую модификацию субъективизма: личность предстает в философии Хайдеггера как «бытие сознания» в мире, а общество как целое стоит за пределами познавательных возможностей человека.

Проблематика личности в русской религиозной философии рассматривается с позиций объективного идеализма. Социальная жизнь человека как личности в русской философии ставится в зависимость от социальной идеи, которая есть идеал целостного и гармоничного социального бытия. Будучи практически неосуществимой, социальная идея реальна по своему воздействию на человека. Личность понимается В.С. Соловьевым (1853 - 1900), С.Н. Булгаковым (1871 – 1944), Л.П. Карсавиным (1882 - 1952), Н.О. Лосским (1870 - 1965) как органическое следствие внутренней целесообразности мира, как продолжение этой целесообразности, которое дано в первоосновах самого бытия (идея Бога как первоосновы мира).

Такое понимание личности противоположно идее социального как результата общественного договора, который есть изобретение прагматичного человеческого разума. В русской философии идея личности воплощается не в каких-либо внешних формах, например в государстве и нации, так как нет никаких опосредующих внешних форм между социальной идеей и человеком. Личность обладает абсолютным внутренним и свободным характером по отношению к сущности человека, понимаемой как та или иная степень соответствия изначальной целостности изначальному единству. Открывая в себе свое подлинное, глубинное «Я», человек как личность гармонизирует несовершенные разрозненные социальные связи и сети, восстанавливая изначальную целостность.

В русской религиозной философии моральный человек предстает неразрывно связанным с социальной личностью, в которой осуществляется изначальное единство, олицетворяемое абсолютом (богом). В силу того, что социальность личности заложена в первоосновах бытия и сознания, моральное не является чем-то внешним для человеческого бытия. Социальные идеалы не становятся внешними и формальными по отношению к социальной сущности личности обязательствами, а представляют собой атрибутивную антропологическую характеристику, единое семантическое ядро идентичности в интерсубъективном многообразии типов личности.

Ч2Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы. На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация охватывает все формы приобщения человека к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу. Коротко говоря социализация – это процесс становления социального «Я».

Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних стадиях – поиск своего социального места. Основными опорными точками в этом процессе являются:

1) осознание своего «Я» - происходит в раннем детстве. Овладение прямохождением и речью, развития мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), обучение в школе в среднем и позднем детстве – таковы основные стадии в осознании своего «Я».

2) Осмысление своего «Я» - это процесс становления ценностного ядра личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на основе постоянной оценки себя в сравнении с другими людьми. В ходе этого процесса происходит формирование представлений о добре и зле, цели и смысле жизни и другие духовно-нравственные и мировоззренческие установки.

В социологии выделяют два уровня социализации, на каждой из них действуют различные агенты и институты социализации (агенты социализации – это люди, ответственные за передачу культурного опыта, институты – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его):

1. уровень первичной социализации – первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов выступает первичное окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи и т.д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее близко общаются с индивидом, но и потому, что их влияние на формирование личности находится на первом месте по степени значимости.

2. Уровень вторичной социализации - вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства.

Социализация проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами. Жизненные циклы – это важнейшие вехи в биографии человека, которые могут рассматриваться качественными этапами становления социального «Я» - дошкольный период, обучение в школе, студенческая жизнь, семейная жизнь, служба в армии, выбор профессии, трудоустройство, трудовой цикл, пенсионный цикл. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от прежних привычек, окружения, сменой образа жизни. Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами:

1) десоциализацией – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

2) Ресоциализацией – процесс обучения новым ценностям, нормам и правилам поведения взамен старых.

Процесс социализации достигает определенной системы завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью главного статуса. Однако в процессе социализации возможны сбой, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение.

Девиантное поведение означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы разрушаются. Термин «девиация» употребляется в социологии в широком и узком значении. В широком смысле термин подразумевает любые поступки или действия, которые не соответствуют неписанным или писанным нормам. В узком смысле девиантным поведением называют поведение, от неписанных культурных норм (обычаев и традиций). Нарушение формально законодательно закрепленных норм называется делинкветным поведением. Девиантное поведение всегда относительно и всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином обществе.

К основным формам девиантного поведения относятся пьянство, наркоманию, проституцию и т.д. Возрастание отклоняющегося поведения в том или ином обществе свидетельствует о глубоком кризисе ценностных оснований этого общества, конфликте между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытки уйти от общества, убежать от жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

12Понятие и виды общения

Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией.

Содержание – это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности.

У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека – это еще и удовлетворение культурных, эстетических социальных, познавательных и других потребностей.

Средства общения – способы, посредством которых передается перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям.

1. По содержанию:

1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности служащими для удовлетворения насущных потребностей;

2) кондиционное – общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;

3) мотивационное – в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий;

4) когнитивное – передача знаний друг другу; 5) деятельное – передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями.

2. По целям:

1) биологическое – общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности;

2) социальное – общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста.

Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека.

3. По средствам:

1) непосредственное (путем использования данных природой органов – руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, – телефон, СМИ и т. п.);

2) вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств – мимика, жесты, прикосновения и т. п.).

4. В зависимости от мотивов общения:

1) деловое – возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности;

2) личностное – передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).

13Эмоции и чувства – это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Функции чувств в психологии весьма разнообразны, и чтобы разобраться в них более детально, можно обратиться к простым классификациям.



2015-12-13 1002 Обсуждений (0)
Понятие личности, её сущность и структура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие личности, её сущность и структура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1002)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)