Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Креативность, или творческие способности



2015-12-13 636 Обсуждений (0)
Креативность, или творческие способности 0.00 из 5.00 0 оценок




У людей среднего ума интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области 10, равного 120. При 10 выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту. Более того, в середине прошлого века были опубликованы данные об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.

Основные свойства творческого мышления:

o пластичность - творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два решения;

o подвижность - для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;

o оригинальность - творческое мышление порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Творческая одаренность и продуктивность получили название коэффициента креативности (О).Креативность - это уровень творческой одаренности, способность реагировать на необходимость новых подходов и новых продуктов.

Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуются следующими параметрами:

- богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);

- гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);

- оригинальность (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);

- любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);

- способность к разработке гипотезы;

- иррелевантность - логическая независимость реакции от стимула;

- фантастичность - оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.

Все вышеперечисленные параметры входят в состав дивергентного мышления, под которым понимается "тип мышления, идущего в различных направлениях". Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Американский психолог Джой Пол Гилфорд выделил шесть параметров креативности:

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого количества идей;

3) семантическая спонтанная гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей;

4) оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6) способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость (увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование).

Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности (10 тестов на вербальную креативность, 4 - на невербальную).

Одаренным креативным детям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива (склонность ставить перед собой новые сложные задачи).

Исследования школьников показали, что с возрастом творческая активность имеет тенденцию к снижению. Психолог М. С. Егорова выявила, что уровень интеллекта в старших возрастах зависит от уровня творчества в младших. Но творчество в старшем возрасте не зависит от интеллекта в младшем возрасте.

Усилению творческого мышления, креативности способствуют методы латерального мышления (Э. де Боно). Латеральное мышление (от лат. lateralis - боковой) - это метод нестандартного подхода к решению задач, предполагающий использование его как провокации, дающей выход из рутинной линии мышления, что позволяет уйти от ограничивающих стереотипов и перестроить привычные представления, создать новые модели. Исследователи установили, что вспышкам озарения предшествует определенный характер активности правого полушария мозга, и предположили, что мыслить креативно можно, научившись "отключать" контролирующее левое полушарие.

16. Мышление - психический процесс отражения наиболее существенных предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Источник мыслительной деятельности людей является реальная жизнь, практика. Труд, учение, игра – любые виды деятельности требуют решения мыслительных задач.

Мыслительные операции:

Анализ – мысленное разделение целого на части или свойства;

Синтез – мысленное объединение частей и свойств предмета или явления в единое целое;

Сравнение – мысленное сопоставление предметов или явлений и нахождение сходств и различий между ними;

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

Абстракция – мысленное выделение существенных или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений.

Мыслить абстрактно – значит уметь какой-то момент, сторону, черту или свойство распознаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.

Виды мышления:

Предметно–действенное мышление – вид мышления, которое осуществляется только при наличии предметов и непосредственном действии с ними.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представление (образы ранее воспринятых предметов и явлений), а так же оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план).

Абстрактно-логическое мышление – опирается за абстрактные понятия и логические действия с ними.

Основные формы абстрактного мышления:

Понятие – фора мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словами.

Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания.

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение).

Умозаключение – это опосредованное, выводное знание.

 

Интеллект

«Интеллект – это глобальное способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т.е. интеллект рассматривается, как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Воображение

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идей.

Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Речь

Речь человека является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты).

Речь, как и все высшие психические функции человека, являются продуктом длительного культурно-исторического процесса.

Речь – это язык в действии. Язык – это система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.

Речь имеет три функции:

Сигнификативную (обозначение);

Обобщение;

Коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств);

Сигнификативная функция – отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения связано, таким образом, на единстве обозначения предметов или явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что и слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов, и всегда является носителем их существенных признаков.

Функция коммуникации, т.е. передачи информации.

Если первые две функции речи могут быть рассмотрены, как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны:

Информационную;

Выразительную;

Волеизлиятельную;

 

 

17. Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.

 

Память характеризуется следующими параметрами:

- объем памяти – показатель количества запоминаемой информации;

- точность воспроизведения – отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;

- быстрота воспроизведения – характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию;

- длительность памяти – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию

Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти: [10, с. 138]

1.по времени сохранения материала:

- кратковременная - память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим промежутком времени;

- долговременная – память, рассчитанная на длительный срок хранения информации, как правило, заранее не определенный;

- оперативная – память, занимающая промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

2.по преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

- двигательная – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение разнообразных движений;

- зрительная – способность в течение длительного времени «видеть» отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет;

- слуховая – хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных;

- словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. д. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала;

- эмоциональная – память на бывшие когда-то переживания, она участвует в работе всех видов памяти.

3.по характеру целей деятельности:

- непроизвольная – запоминание и воспроизведение, которые осуществляются автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания;

- произвольная – в этом случае присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, а сам процесс требует волевого усилия.

Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладают смешанными типами – слухо-моторным, зрительно=двигательным, зрительно-слуховым.

Мнемотехника состоит из специальных приёмов и способов, которые облегчают запоминание нужной информации. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием(с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание. Многие простые приемы мнемотехники мы знаем ещё со школы.

Приемы мнемотехники для запоминания правил русского языка :

Мнемотехника для запоминания наречий без ь : Уж замуж невтерпеж

Мнемотехника для запоминания слов с ы после ц : Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц»

Мнемотехника для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё : У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку

Мнемотехника для запоминания употребления «одевать» и «надевать» : надеваю одежду, одеваю — Надежду

Мнемотехника для запоминания употребления корней гар-гор, твар-твор и клан-клон : Горению творца поклоняйся

Мнемотехника для запоминания слов, у которых приставки пишутся слитно : автомотовелофототелерадиомонтер

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно - В этой фразе собраны 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

 

18.Мотивацию - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?…". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Известный американский психолог А. X. Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации ("Мотивация и личность"), предложив следующую классификацию человеческих потребностей:

1. Потребности физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение и др.

2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.

3. Потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.

4. Потребности уважения (почитания) – компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.

5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.

7. Потребности в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

В соответствии со своей моделью А. X. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Что же касается самого высокого класса способностей – самоактуализации, то, по А. X. Маслоу, самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся [4 II].

Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что психологи называют "установкой", что означает - определенное направление личности, состояние готовности, тенденция к определенной деятельности, способной удовлетворить какие-то потребности человека. В нашей стране теория установки детально разработана выдающимся грузинским психологом Д. Н. Узнадзе. В отличие от мотива, то есть сознательного побуждения, установка непроизвольна и не осознается самим субъектом. Но именно она определяет его отношение к объекту и самый способ его восприятия. Человек, коллекционирующий переплеты, видит в книге прежде всего этот ее аспект и лишь потом все остальное. Читатель, обрадованный встречей с любимым автором, может вообще не обратить внимание на оформление книги. В системе установок, незаметно для самого человека, аккумулируется его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.
Установки такого рода существуют и в общественной психологии, в сфере человеческих взаимоотношений. Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) этому эталону. Скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным. Ученым, по общему мнению, свойственна рассеянность; вероятно, это качество не универсально, но когда мы видим организованного, собранного ученого, мы считаем его исключением, зато профессор, постоянно все забывающий, - "подтверждает правило". Предвзятое, то есть не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений психологи называют стереотипом. Иначе говоря, стереотипизирование состоит в том, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу или образ, характеризующие (правильно или ложно) класс таких явлений. Например: "Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов - толстяк, следовательно, он должен быть добродушным".

Стереотипы - неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению. Так, образы попа, купца или работника из народных сказок четко выражают отношение трудящихся к этим социальным типам. Естественно, что у враждебных классов стереотипы одного и того же явления совершенно разные.
И в национальной психологии существуют такого рода стереотипы, Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое фиксирует ее - действительные и воображаемые - специфические черты. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом. Часто говорят: "Японцам свойственны такие-то и такие-то черты" - и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно. Студенты Принстонского колледжа дважды (в 1933 и 1951 годах) должны были охарактеризовать несколько разных этнических групп при помощи восьмидесяти четырех слов-характеристик ("умный", "смелый", "хитрый" и т. п.) и затем выбрать из этих характеристик пять черт, которые кажутся им наиболее типичными для данной группы. Получилась следующая картина [1]: американцы - предприимчивы, способны, материалистичны, честолюбивы, прогрессивны; англичане - спортивны, способны, соблюдают условности, любят традиции, консервативны; евреи - умны, корыстолюбивы, предприимчивы, скупы, способны; итальянцы - артистичны, импульсивны, страстны, вспыльчивы, музыкальны; ирландцы - драчливы, вспыльчивы, остроумны, честны, очень религиозны и т. д. Уже в этом простом перечне приписываемых той или иной, группе черт явственно сквозит определенный эмоциональный тон, проступает отношение к оцениваемой группе. Но достоверны ли эти черты, почему выбраны именно эти, а не другие? В целом этот опрос, конечно, дает представление лишь о стереотипе, существующем у принстонских студентов.

 

19. Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов темперамента, сразу подчеркнем, что нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью – ригидностью, экстраверсией – интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.

Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной н/с, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек. Легко сходится с новыми людьми и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Флегматик – человек с сильной, уравновешенной, но инертной н/с, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, новых друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. И при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.

Меланхолик – человек со слабой н/с, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне своих чувств, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью н/с, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Темперамент в переводе с латинского – «смесь», «соразмерность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь («холе»), то человек будет холериком – желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный – спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь («мелана-холе»), то получается меланхолик – несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

 



2015-12-13 636 Обсуждений (0)
Креативность, или творческие способности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Креативность, или творческие способности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)