Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии



2015-12-15 1585 Обсуждений (0)
Лекция 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции. Сознание, бессознательное и поведение как предметы исследования в различных направлениях и научных школах. Изучение психических процессов восприятия и мышления в гештальтпсихологии. Развитие представлений о предмете психологии в отечественной науке.

Как стало известно из предыдущей лекции,становление психологии как экспериментальной науки было подготовлено длительным периодом развития психологических знаний в рамках философии (от античности до философии Нового времени), с одной стороны, и бурным развитием естественных наук, с другой стороны.

Появление психологии как науки, обладающей собственным предметом, связано с созданием первой научной лаборатории экспериментальной психологии. Основатель лаборатории немецкий физиолог, психолог, философ и языковед Вильгельм Вундт (1832-1920).

Сознание, бессознательное и поведение как предметы исследования в различных направлениях и научных школах. Первые психологи связывали предмет психологии с сознанием и пытались построить психологию по образцу естественных наук. Ученые пытались найти элементы сознания и законы соединения этих элементов.

В качестве основного метода изучения сознания был признан метод интроспекции (буквально «смотрение внутрь»). Во-первых, считалось, что в сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений; во-вторых, интроспекция «поставляет» психологические факты в чистом виде, без искажений.

В. Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными методиками. Он использовал физический прибор метроном для изучения свойств сознания.

Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на отдельные элементы с помощью самонаблюдения.

В. Вундт пришел к выводу, что сознание состоит из объективных элементов, идущих извне от объекта – (это ощущения и представления) и субъективных элементов, внутренних, идущих от субъекта – это чувства.

Модель структуры сознания Вундта содержит центральную часть – поле внимания и периферическую часть (предсознание). Свойства сознания, находящиеся в поле внимания – ясность и отчетливость сознания. Объем внимания – это количество элементов сознания, которые испытуемый воспринимает в данный момент ясно и отчетливо.

Для объяснения взаимодействия элементов сознания использовался принцип ассоцианизма, согласно которому все элементы сознания связаны. Апперцепция – основное понятие Вундта. Оно обозначает процесс преобразования, укрупнения и образования новых единиц сознания.

Классическое представление о сознании стало называться психологией ассоцианизма, а подход к изучению сознания В. Вундта – структурным подходом.

Американский психолог Уильям Джеймс (1842-1910), соглашаясь с В. Вундтом, говорил, что сознание не только структура, но и процесс. Он ввел понятие «поток сознания».

Свойства потока сознания по Джеймсу:

1. Индивидуальность. Каждое впечатление в потоке сознания стремится стать личным, у каждого человека свой поток сознания.

2. Непрерывность. Впечатления как река, накладываются друг на друга.

3. Неповторимость впечатлений. Когда мы вспоминаем о чем-либо, то каждый раз это впечатление помещается в новый контекст.

4. Избирательность. Впечатления в потоке сознания не равны по значимости. Те, что сильнее, задают направление потоку сознания. Избирательность или селекция одно из свойств внимания по Джеймсу.

Следует отметить, что психология сознания не достигла успехов на своем пути; ей не удалось собрать из простых элементов сознания разнообразные состояния сознания. К кону первой четверти XX столетия эта психология перестала существовать. Для этого были, по крайней мере, три причины: 1) нельзя было ограничиваться таким узким кругом явления, как содержание и свойства сознания; 2) идея разложения сознания на простейшие элементы была ложной; 3) ограниченным по своим возможностям был метод, который психология сознания считала единственным методом изучения сознания – метод интроспекции.

Психология сознания поставила много вопросов, один из них связан с ее методом. Доводы, выдвигаемые в защиту метода интроспекции, не были строго проверены. Оказалось, что наблюдение за ходом собственной деятельности мешает этой деятельности и даже разрушает ее. Были поставлены под сомнение не только метод, но и предмет, с которым метод интроспекции был неразрывно связан.

Критики метода интроспекции поставили вопрос об объективности метода психологии. Интроспекция метод не объективный.

1. Объективно то, что можно наблюдать внешне.

2. Объективно содержание понятий, которые необходимы для объяснения.

3. В психологии следует считать объективными такие психические представления, которые включены в практику, реальную жизнь и необходимы для ее осуществления.

Решительным критиком психологии сознания выступил американский исследователь Джон Уотсон (1878-1958). Он подвергнул критике метод интроспекции за его необъективность и говорил о требованиях к изучаемому явлению: а) изучаемое явление должно быть наблюдаемым; б) оно должно быть повторяемым, воспроизводимым в одних и тех же условиях; в) желательно фиксировать его с помощью прибора. Сознание этим требованиям не отвечает, поэтому сознание не может быть предметом психологии, есть новый предмет психологии – поведение. Представители бихевиоризма ввели объективные методы изучения поведениянаблюдение и эксперимент, основанные на регистрации внешне наблюдаемых фактов, процессов, состояний.

Задачи изучения поведения:

1. Установление закономерных связей между стимулом и реакцией.

2. Управление поведением. Установление таких внешних воздействий, которые бы приводили к желаемому результату.

В классическом бихевиоризме поведение рассматривалось как совокупность двигательных реакций, каждая из которых возникает в ответ на воздействие определенного стимула (S – R) (опыт Уотсона с маленьким Альбертом). Основатель необихевиоризма Э. Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой «стимул-реакция». Главной задачей необихевиоризма стало - анализ факторов, влияющих на характер связи S – R (опыты Э. Толмена с латентным научением). Б. Скиннер, основатель оперантного бихевиоризма, стремился понять причины поведения и разработать методы целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения.

Другое направление, расширившее предмет психологии за пределы сознания и совершившее революцию в науке и практике, был психоанализ.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он обратился к структуре сознания В. Вундта и согласился с ним в том, что в структуре сознания можно выделить сознание и предсознание. Но есть бессознательное – говорил З. Фрейд.

Бессознательное по Фрейдуэто скрытые причины сознательных действий. Фрейд выделил три области бессознательного: неврозы, необоснованные житейские боязни, черты характера, которые человек считает аномальными у себя; сновидения; ошибки обыденной жизни (необоснованные забывания вещей, имен, оговорки). В психоанализе были разработаны ряд методов выявления бессознательного – метод клинической беседы, свободных ассоциаций, анализа сновидений и других проявлений бессознательного.

Психоанализ привлек внимание психологов к мотивационной стороне психике человека, впервые обозначил проблему отношения бессознательного к сознанию.

Изучение психических процессов восприятия и мышления в гештальтпсихологии. В то время как психология поведения противопоставила психологии сознания предмет исследования, а психоанализ вывел предмет психологии за пределы сознания, появилось еще одно направление, которое продолжало изучать сознание. Это была гештальтпсихология, выступившая с критикой ассоцианизма и выделившая в качестве предмета целостные структуры психики, а в качестве метода эксперимент. Представители гештальтпсихологии сформулировали целостный подход к сознанию: не его части определяют целостную структуру сознания, а, напротив, целостность сознания определяет свойства его частей.

Макс Вертгаймер (1880-1943), немецкий психолог в 1912 году выпустил работу, посвященную восприятию движения, которая послужила началом основания гештальтпсихологии. Вертгаймер установил, что наблюдаемые исследователем особенности строения восприятия не могут быть объяснены характером отдельных элементов воспринимаемой ситуации, а требуют учета целостности ситуации. Направленность на исследование целостной структуры (гештальта) воспринимаемого образа составила основной принцип гештальтпсихологии. 1) Гештальт– это целое, не сводимое к сумме частей. 2) Гештальт– это феномен, обладающий особым качеством, по сравнению с суммой его частей.

При анализе интеллектуального поведения гештальтпсихологами была прослежена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Было введено в научный обиход понятие инсайта (озарения). Инсайт - это внезапное, мгновенно возникающее из прошлого опыта новое понимание, постижение существенных задач, проблем, отношений, структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы. Открытие инсайта принадлежит Вольфгангу Келлеру (1887-1967), который считал, что обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления. Келлер называл этот процесс «переструктурированием гештальта».

Понятие об инсайте стало ключевым в гештальтпсихологии. Ему был придан универсальный характер. Оно стало основой гештальтистского объяснения адаптивных форм поведения, которые бихевиористы объясняли принципом «проб, ошибок и случайного успеха». Идеи гештальтпсихологии и полученные ею факты способствовали развитию знаний о психических процессах, а также утверждению системного подхода в психологии.

Наряду с бихевиоризмом, психоанализом, гештальтпсихологией развивалась описательная или понимающая психология (В. Дильтей), выделявшая в качестве предмета духовную сущность человека. Идеи этого направления получили развитие в гуманистической психологии. Ее основатели Карл Роджерс (1902-1987) и Абрахам Маслоу (1908-1970) рассматривали человека не как пассивного объекта исследования, а как активного, творческого, устремленного к реализации своего потенциала субъекта.

В 50-60-е годы XX века получила развитие когнитивная психология. Согласно основным идеям когнитивной психологии решающую роль в поведении человека имеют знания.Поэтому главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком знаний. Предмет исследования когнитивной психологии составляют познавательные процессывосприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание.

Развитие представлений о предмете психологии в отечественной науке. В отечественной психологии большое влияние на становление ее предмета оказали, с одной стороны, естественнонаучные традиции (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, П.К. Анохин, А.Р. Лурия и др.). В своих работах они выявили закономерности деятельности мозга. Однако, изучением физиологических механизмов работы мозга не исчерпывалось изучение психики.

Особая роль в отечественной психологии принадлежала Льву Семеновичу Выготскому (1896-1934) . Он был ярким мыслителем, человеком широкого и глубокого гуманитарного образования. Его учение о высших психических функциях в значительной степени решило задачи социальной детерминации психики. Доказав, что высшие психические функции (произвольное запоминание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевые действия) нельзя понять как непосредственные функции мозга, Л.С. Выготский пришел к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать их корни в общественных условиях. Концепция Л.С. Выготского получила название культурно-историческая.

Высшие психические функциисложные психические процессы, формирующиеся прижизненно, социальные по своему происхождению, опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Это одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л.С. Выготским, далее развитое А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др.

В заключении лекции скажем, что, как любая наука, психология призвана адекватно объяснять свой предмет.

Согласно этой логике, психология обретает свой собственный предмет, а именно то, что реально может исследоваться с помощью вполне «рациональных» методов» [54, с. 116].

Цели психологии были хорошо известны еще Иоганну Гербарту, первому ученому, стремившемуся сделать ее подлинной наукой, который писал, «что психология не должна превращаться в художественное описание. Она должна не удивлять, но объяснять, не показывать редкости, но сделать для всех понятным человека, каков он есть, не вознося его на небеса и не приковывая совершенно к земле, и не заметать пути своего исследования, но открывать его» [8, с. 278].

Задания для самостоятельной работы

1. Система психологических явлений, изучаемых в современной психологии. Составьте таблицу, состоящую из двух частей (в первой части запишите виды явлений, во второй части – понятия, с помощью которых эти явления определяются), используя следующие источники: Немов, Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014.- Серия: Бакалавр. Базовый курс. С. 34; Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2014. С. 22-26.

2. Неосознаваемые явления в психике, их классификация. Составьте таблицу, используя следующий источник: Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М.: АСТ, Астрель, 2013. С. 67-98.



2015-12-15 1585 Обсуждений (0)
Лекция 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)