Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 3. Сознание и деятельность



2015-12-15 1305 Обсуждений (0)
Лекция 3. Сознание и деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткое содержание лекции. Понятие деятельности в психологии. Психологический анализ деятельности (А.Н. Леонтьев)

Понятие деятельности в психологии. Отечественная психология, исходя из материалистических взглядов, сформулировала принципиально новый подход к изучению психики человека и внесла в психологическую науку ряд важных категорий. Среди этих категорий особое место имеет категория деятельности. Как известно, деятельность изучается многими науками. Например, физиология изучает высшую нервную деятельность, педагогика изучает педагогическую деятельность и т.д.

Что же изучает про деятельность психология? На этот вопрос отвечает психолог С.Л. Рубинштейн. Он говорит, что, хотя в сферу психологии входит та же практическая деятельность, посредством которой люди изменяют природу и общество, предметом психологического изучения является психологическое содержание деятельности, которое выступает в форме ощущения, восприятия, мышления и, вообще, в форме психических процессов, и состояний субъекта. Другими словами, психология изучает внутреннюю психическую деятельность человека.

Что же такое внутренняя психическая деятельность? Откуда происходит внутренняя психическая деятельность? На этот вопрос отвечает Л.С. Выготский. В своей культурно-исторической теории развития высших психических функций он выдвигает главный тезис: внутренняя психическая деятельность происходит из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации. При интериоризации внешняя деятельность, хотя не меняет своего строения, сильно трансформируется: отдельные действия и операции сокращаются и внутренняя деятельность протекает намного быстрее.

Внутренняя деятельность имеет то же строение, что и внешняя деятельность и отличается от нее только формой протекания.

Психологический анализ деятельности (А.Н. Леонтьев) Наиболее полно психологическая теория деятельности изложена в работах А.Н. Леонтьева, в частности, в его последней работе «Деятельность. Сознание. Личность» [28].

По определению А.Н. Леонтьева деятельность – это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, оно ориентирует субъекта в предметном мире. Иными словами, деятельность – это система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.

Начнем с характеристики строения деятельности. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строения. Она состоит из нескольких уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз. Это уровень особых видов деятельности, затем – уровень действий, следующий уровень операций, самый низкий уровень – уровень психофизиологических функций.

Действие – основная единица анализа деятельности. Что такое действие?

Действие это процесс, направленный на реализацию цели. Цель– это образ желаемого результата, который должен достигнут в процессе выполнения действия.Таким образом, действие включает в качестве необходимого акт сознания в виде постановки и удержания цели.

Операция– способ выполнения действия. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия. Характер операций зависит от условий, в которых совершается действие. Под условиями подразумеваются как внешние, так и внутренние средства действующего субъекта. Внешние - это движения: движения в пространстве и времени, семантические (речевые), выразительные, локомоторные. Внутренние операции – перцептивные, мнемические, мыслительные и др. Главное свойство операций, что они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции – автоматизированный уровень действий. Границы, которые отделяют действия от операций, достаточно подвижны.

Перейдем к последнему уровню в структуре деятельности – психофизиологическим функциям. К ним относят ряд способностей организма: способности к ощущениям, к запоминанию, моторные способности и другие. Они составляют органический фундамент процессов деятельности (О.И. Скороходова «Думают иные»).

Таким образом, мы дали характеристику трем уровням в структуре деятельности – действиям, операциям и психофизиологическим функциям. С этими уровнями связано понимание операционально-технических аспектов деятельности. Переходя от уровня действий вверх к уровню особых видов деятельности, мы должны ответить на вопросы, почему совершается то или иное действие, откуда берутся цели? Для этого обратимся к таким понятиям, как потребности и мотивы.

Потребность – это состояние объективной нужды организма в том, что составляет условие его нормального функционирования. Когда речь идет о потребностях человека, то к элементарным биологическим потребностям нужно добавить другие. Это потребность в общении и потребность в познании. Потребность в общении является одной из главных потребностей человека. Вначале это потребность в матери и близких людях, ухаживающих за ребенком, в школе эта потребность выражается в стремлении завоевать уважение в коллективе сверстников, в юности – это потребность в друге, которому можно довериться, потребность в любимом человеке, потребность в духовном руководителе, у взрослого человека – это потребность получить общественное признание.

Теперь как связаны потребности с деятельностью человека? В связи с этим можно выделить два этапа в жизни потребности. Первый этап – до встречи с предметом потребности. Вначале, когда потребность еще не опредмечена, человек испытывает состояние напряжения, неудовлетворенности, беспокойства. Внешне это поведение выражается в поиске, переборе различных предметов. В ходе поиска происходит встреча потребности с предметом. Этот процесс называется опредмечиванием потребности. В этом процесс можно выделить два момента: первый заключается в широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность, второй – в фиксации потребности на каком-то одном предмете. Выбор предмета важен с педагогической и психологической точки зрения. В процессе опредмечивания потребности рождается мотив.

Мотивэто опредмеченная потребность.Вслед за опредмечиванием потребности и рождением мотива меняется поведение. Если до этого оно было ненаправленным, то теперь оно приобретает вектор, направленность, оно направлено на предмет или от предмета, если мотив отрицательно валентен.

Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета – типичный признак мотива. Мотив – это то, ради чего совершается действие. «Ради чего-то» человек совершает много разных действий. Эта совокупность действий, которая вызывается одним мотивом, называется деятельностью или особым видом деятельности.

Одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. При этом один мотив является главным, другие второстепенными. Главный мотив называется ведущим, второстепенные мотивы – мотивами-стимулами. Мотивы бывают осознаваемыми и неосознаваемыми.Примером осознаваемых мотивов могут служить мотивы цели. До определенного возраста у человека все мотивы являются неосознаваемыми. У взрослого мотивы тоже не всегда осознаются. Значит ли это, что они никак не представлены в сознании? Они проявляются в сознании в форме эмоций и личностных смыслов. Эмоции это важный показатель человеческих мотивов. Нужно только подметить, по какому поводу возникают переживания, и какого они свойства. Например, человек переживает чувство неудовлетворенности от хорошего поступка. Ему недостаточно, что он его совершил. Ему важно получить признание со стороны окружающих. Чувство разочарования подсказывает главный мотив, которым он руководствовался.

Другой формой проявления мотивов является личностный смысл.

Личностный смысл – это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива.

Мотивационная сфера человека может иметь различное строение. На вершине пирамиды может быть один смыслообразующий мотив или несколько смыслообразующих мотивов. Мотивы могут иметь узкоэгоистическую или общественную направленность. Важно понять, каким мотивом человек руководствуется чаще. Например, что им движет, стремление к успеху или боязнь неудач; стремление быть принятыми другими или боязнь отвержения; стремление реализовать себя или жить по принципу «как бы чего не вышло». В зависимости от этого человек по-разному будет выстраивать свои действия.

Теперь остановимся на вопросе о развитии мотивов. В теории деятельности известен один механизм образования новых мотивов, который получил название «сдвига мотива на цель». Суть его в том, что цель, побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает побудительную силу, то есть, сама становится мотивом. Например, вы пришли учиться в наш университет, потому что не было другого выбора. Но, проучившись, какое-то время вы поняли, что не ошиблись в выборе, что заниматься психологией очень интересно и очень нужно. Тогда цель стала мотивом, причем, смыслообразующим мотивом. Каково внутренне содержание этого процесса? Если процесс накопления положительных эмоций вокруг данного предмета идет достаточно интенсивно, то наступает момент, этот предмет превращается в мотив.



2015-12-15 1305 Обсуждений (0)
Лекция 3. Сознание и деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 3. Сознание и деятельность

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)