ТЕМА № 2. ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Высказывание. Простые и составные высказывания. Операции над высказываниями: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Таблицы истинности. Способы построения отрицания высказываний. Литература: [1] с. 5-23; [2] с. 29-38; [3] с. 5-15; [4] с. 5-11; [5] с. 33-46; [6] с. 37-42; [7] с. 57-71.
ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ (задания 1 уровня)
1А. Какие из следующих предложений являются высказываниями? Для высказываний определите их значения истинности: а) число 25 делится на 5; б) 23+7; в) 3>7; г) Минск – столица Беларуси; д) все числа делятся на 8.
1Б. Постройте отрицание высказывания Р и определите его значение истинности: а) Р: «Число 105 делится на 3»; б) Р: «Число 23 не делится без остатка на 3»; в) Р: «В прямоугольнике все углы прямые»; г) Р: «Квадрат является ромбом».
2А. Какие из следующих предложений определяют высказывания? Определите их значения истинности: а) существуют хÎR, что х+2<5; б) сегодня хорошая погода; в) ты любишь математику?; г) существуют простые числа.
2Б. Сформулируйте отрицания высказываний, встречающихся в начальной школе: а) Алеша моложе Тани; б) масса кролика меньше массы гуся; в) тетрадь дороже карандаша; г) красный отрезок длинней синего.
3А. Среди данных предложений укажите высказывания. Определите их значения истинности: а) число 2 – простое; б) слово «делится» является глаголом; в) в каком году родился А.С. Пушкин? г) лось является парнокопытным животным.
3Б. Найдите значения истинности высказываний А и В и объясните, почему они не являются отрицаниями друг друга: а) А: «Слово «сад» – прилагательное», В: «Слово «сад» – наречие»; б) А: «Все треугольники являются равнобедренными», В: «Все треугольники не являются равнобедренными»; в) А: «Некоторые слова могут быть разделены на слоги», В: «Некоторые слова не могут быть разделены на слоги».
4А. Какие из следующих предложений являются высказываниями? Для высказываний определите их значения истинности: а) на 0 делить нельзя; б) пусть всегда будет солнце! в) 11–2=9; г) существуют хÎR, что х+3≥52.
4Б. Выясните какие из высказываний каждой пары являются отрицаниями друг друга: а) А: «В книге 100 страниц», В: «В книге не более 100 страниц»; б) А: «Эта гвоздика красная», В: «Эта гвоздика розовая»; в) А: «Эта гвоздика красная», В: «Эта гвоздика не красная»; г) А: «Данное слово − существительное», В: «Данное слово − прилагательное».
5А. Среди данных предложений укажите высказывания. Определите их значения истинности: а) число а делится на 5; б) существуют четные простые числа; в) берегите мир! г) некоторые высказывания не являются истинными.
5Б. Найдите значения истинности высказываний М и К и объясните, почему они не являются отрицаниями друг друга: а) М: «Все студенты – отличники», N: «Все студенты – не отличники»; б) М: «Некоторые числа записываются с помощью цифр», N: «Некоторые числа не записываются с помощью цифр»; в) М: «25 – отрицательное число», N: «25 – четное число».
0А. Среди данных предложений укажите высказывания. Определите их значения истинности: а) брусника – растение, характерное для хвойного леса; Решение: Это высказывание. Оно истинно, т.к. брусника является растением, характерным для хвойного леса. б) некоторые высказывания являются ложными; Решение: Это высказывание истинно, т.к. нам известно, что существуют истинные высказывания и существуют ложные. в) 25+х≤7; Решение: Это предложение не является высказыванием, т.к. нельзя определить его истинность. 0Б. Постройте отрицание высказывания Q и определите его значение истинности: а) Q: «Существуют инопланетные цивилизации»; : «Не верно, что существуют инопланетные цивилизации» (ложно). б) Q: «Сумма внутренних углов треугольника равна 180о»; Решение:` : «Не верно, что сумма внутренних углов треугольника равна 180º» (ложно). в) Q: «Число 21 делится на 2» Решение: : «Не верно, что число 21делится на 2» (истинно). .
ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ (задания II уровня)
1А. Дано высказывание А: «0 – целое число». Приведите пример такого высказывания В, чтобы конъюнкция высказываний А и В была: а) истинной, б) ложной; чтобы импликация высказываний А и В была: в) истинной, г) ложной.
1Б. Выясните логическую структуру следующих высказываний и найдите их значения истинности: а) число 5 – целое или положительное; б) 16 кратно 2 и кратно 5; в) если у параллелограмма АВСD все стороны равны, то этот параллелограмм – ромб.
2А. Дано высказывание С: «Число 3 больше числа 2 на 1». Можно ли привести пример такого высказывания D, чтобы конъюнкция высказываний С и D была: а) ложной, б) истинной; чтобы импликация высказываний С и D была: в) истинной, г) ложной.
2Б. Выясните логическую структуру следующих высказываний и найдите их значения истинности: а) слово «группа» - прилагательное или глагол; б) если число 12 кратно 4, то оно кратно 2; в) число 7 – натуральное и однозначное.
3А. Дано высказывание В: «Число 7 – четное». Приведите пример такого высказывания С, чтобы дизъюнкция высказываний В и С была: а) истинной, б) ложной; чтобы импликация высказываний В и С была: в) истинной, г) ложной.
3Б. Среди следующих высказываний выделите элементарные и составные высказывания, а также укажите их значения истинности: а) число 17 не делится на 5; б) всякий равнобедренный треугольник прямоугольный и равносторонний; в) =2; г) если число 42 делится на 2, то оно четное.
4А. Определите значения истинности высказываний А, В, D, если: а) А Ù «В слове «стол» 4 звука» ≡ И; б) «Вода в море пресная» Û В ≡ Л; в) D Þ «При 0о вода замерзает» ≡ И.
4Б. Среди следующих высказываний выделите элементарные и составные высказывания, а также укажите их значения истинности: а) число 13 простое и делится на 2; б) 122 четное число или нечетное; в) в прямоугольном треугольнике один из углов равен 90о; г) если сумма цифр числа 75 делится на 3, то число делится на 3».
5А. Определите значения истинности высказываний Е, F, G, если: а) Е Þ «Воздух хорошо проводит тепло» ≡ Л; б) «Синус любого угла меньше 1» Û F ≡ И; в) G Ú «Слово «река» – существительное» ≡ Л.
5Б. Среди следующих высказываний выделите элементарные и составные высказывания, а также укажите их значение истинности: а) слово «пальто» не склоняется; б) если арбуз – бахчевая культура, то Минск – столица Беларуси; в) гипотенуза прямоугольного треугольника, вписанного в окружность, является ее диаметром; г) все реки текут.
0А. Выясните логическую структуру следующих высказываний и найдите их значение истинности: а) «Если число 10 заканчивается цифрой 0, то оно делится на 5»; Решение: АÞВ – импликация высказываний, где А – условие, В – заключение. А: «Число10 заканчивается цифрой 0» – истинно; В: «Это число делится на 5» – истинно. Тогда АÞВ – истинно по определению импликации. б) «Карась – морская или речная рыба»; Решение: АÚВ – дизъюнкция высказываний А: «Карась – морская рыба» - ложно. В: «Карась – речная рыба»- истинно. Тогда АÚВ – истинно по определению дизъюнкции. в) «Число 13 четное и натуральное»; Решение: АÙВ – конъюнкция высказываний. А: «Число 13 – четное» – ложно. В: «Число 13 – натуральное» – истинно. Тогда АÙВ – ложно по определению конъюнкции.
0Б. Определите значения истинности высказываний А, В, С, если: а) «sin 90о = 0» Û А ≡ И; Решение: Дана эквиваленция 2-х высказываний, которая истинна. Известно, что эквиваленция двух высказываний истинна при одинаковых значениях истинности входящих в него высказываний. А поскольку высказывание «sin 90о = 0» – ложно, то и высказывание А – ложно. б) В Þ «тела при нагревании не расширяются» ≡ Л; Решение: Дана импликация 2-х высказываний, которая ложна. Импликация двух высказываний истинна во всех случаях, кроме одного, когда первое высказывание истинно, а второе – ложно. Высказывание «тела при нагревании не расширяются» ложно, значит, высказывание В – истинно. в) С Ù «укроп – растение семейства зонтичных» – И; Решение: Дана конъюнкция 2-х высказываний. Конъюнкция высказываний истинна тогда и только тогда, когда истинны оба высказывания. Поскольку «укроп – растение семейства зонтичных» истинное высказывание, то высказывание С – истинно.
ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ (задания III уровня)
1А. Составьте таблицы истинности для высказываний: а) (АÙВ)ÙС; б)
1Б. Даны составные высказывания: а) «Множество В является подмножеством множества А тогда и только тогда, когда каждый элемент множества В является элементом множества А»; б) «Числа m и n взаимно просты тогда и только тогда, когда у них нет общих делителей». Запишите данные высказывания в виде логической формулы. Сформулируйте каждое высказывание в виде конъюнкции двух взаимно-обратных импликаций.
2А. Составьте таблицы истинности для высказываний: а) АÙ , б) АÚВÞС.
2Б. Даны составные высказывания: а) «Четырехугольник АВСD является параллелограммом тогда и только тогда, когда его противоположные стороны попарно параллельны»; б) «Высказывание В является отрицанием высказываниz А тогда и только тогда, когда А и В принимают противоположные значения истинности». Запишите каждое высказывание в виде логической формулы. Сформулируйте каждое высказывание в виде конъюнкции двух взаимно-обратных импликаций.
3А. Составьте таблицы истинности для высказываний: а) СÞ (АÙВ), б) АÞ ( ÚВ).
3Б. Даны высказывания: а) «3 и 8 – однозначные числа»; б) «Собака – домашнее или дикое животное». Запишите каждое высказывание в виде логической формулы. Сформулируйте отрицания данных высказываний двумя способами, используя законы де Моргана. Определите значения истинности данных высказываний и их отрицаний.
4А. Составьте таблицы истинности для высказываний: а) АÞ(АÙ ), б) АÞ ( ÙС).
4Б. Даны высказывания: а) «Картофель и тыква – овощи»; б) «Число 0,7 – натуральное или целое». Запишите каждое высказывание в виде логической формулы. Сформулируйте отрицания данных высказываний двумя способами, используя законы де Моргана. Определите значения истинности данных высказываний и их отрицаний.
5А. Составьте таблицы истинности для высказываний: а) ( ÙВ) ÞС, б) АÞ( ÙВ).
5Б. Даны высказывания: а) «Число 17 – четное или делится на 5»; б) «Свекла растет в поле и в огороде». Запишите каждое высказывание в виде логической формулы. Сформулируйте отрицания данных высказываний двумя способами, используя законы де Моргана. Определите значения истинности данных высказываний и их отрицаний.
0А. Составьте таблицы истинности для высказываний: а) АÙВ Þ , б) Ú ÞС. Решение: а) АÙВ Þ ,
Решение: б) Ú ÞС.
0Б. Даны составные высказывания: а) «Треугольник является прямоугольным тогда и только тогда, когда имеет место с2=а2+в2»; б) «Число делится на 3 тогда и только тогда, когда сумма цифр в записи числа делится на 3». Запишите данные высказывания в виде логической формулы. Сформулируйте каждое высказывание в виде конъюнкции двух взаимно-обратных импликаций. Решение: а) А: «Треугольник является прямоугольным» В: «с2=а2+в2» АÛВ – данное высказывание АÛВº(АÞВ)Ù(ВÞА) (АÞВ)Ù(ВÞА): «Если треугольник прямоугольный, то с2=а2+в2 и если с2=а2+в2, то треугольник является прямоугольным». б) А: «Число делится на 3». В: «Сумма цифр в записи числа делится на 3». АÛВ º (АÞВ)Ù(ВÞА) (АÞВ)Ù(ВÞА): «Если число делится на 3, то сумма цифр в записи числа делится на 3, и если сумма цифр в записи числа делится на 3, то число делится на 3». ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ (задания IV уровня).
1. Составьте таблицу истинности ( Þ(УÙ ))Þ(( ÚХ)Þ ). 2. Составьте таблицу истинности ((ХÙ )ÞУ)Ù( Þ( ÚZ)). 3. Составьте таблицу истинности (ХÞ(УÚ ))Þ(( ÙZ)Þ ). 4. Составьте таблицу истинности 5. Составьте таблицу истинности ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ (задания V уровня).
1. Докажите, что следующие высказывания являются тождествами (тавтологиями): а) Û ; б) Ú ; в) 2. Докажите, что следующие высказывания являются тождествами (тавтологиями): а) ; б) ( Þ ) Þ ; в) Ú Û Ú .
3. Докажите, что следующие высказывания являются тождествами (тавтологиями): а) АÚАÛА; б) АÞВÛ Þ .
4. Докажите, что следующие высказывания являются тождествами (тавтологиями): а) Þ(АÞВ); б) ((АÞВ)ÞА)ÛА.
5. Докажите, что следующие высказывания являются тождествами (тавтологиями): а) (АÛВ)Û(ВÛА); б) (АÞВ)Ú(ВÞА).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1680)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |