Белково-энергетическая недостаточность
Квашиоркор. Алиментарный маразм. Задержка физического развития. Задержка внутриутробного развития плода. Мальабсорбция (лактазная недостаточность, Целиакия, муковисцидоз). Пилоростеноз. Пилороспазм. Паратрофия Задача 1 Девочка 2 мес., родилась от I беременности, от здоровой матери 22 лет, на 40-й нед. гестации через естественные родовые пути. Роды протекали без осложнений. Масса тела при рождении – 3200 г, длина тела – 51 см, оценка по шкале Апгар – 8/9 баллов. Находится на грудном вскармливании, Вопросы: 1. Соответствует ли масса тела данного ребенка календарному возрасту? Какое заболевание можно диагностировать у этой девочки? Обоснуйте. 2. Какие причины могли привести к появлению заболевания? 3. Каковы ваши действия для подтверждения предположения о диагнозе? 4. Какое количество пищи по объему должен получать этот ребенок в сутки и в одно кормление? Напишите рекомендации по кормлению ребенка и составьте график кормления. 5. Нуждается ли этот ребенок в госпитализации?
Задача 2 Мальчик, 1,5 мес. Родился от I беременности, от здоровой матери 24 лет, страдавшей во втором триместре беременности железодефицитной анемией (лечилась препаратами железа). Ребенок родился на 39-й нед. гестации через естественные родовые пути. Роды протекали без осложнений. Масса тела при рождении – 3500 г, длина тела – 52 см, оценка по шкале Апгар – 8/9 баллов. Находится на грудном вскармливании, к груди прикладывается по требованию. С возраста При поступлении в больницу масса тела – 3800 г. Аппетит сохранен. Подкожный жировой слой практически отсутствует на животе, снижен на груди, бедрах, плечах. Весовая кривая умеренно плоская, индекс Чулицкой – 5. Длина тела – 57 см. Кожные покровы бледные с сероватым оттенком. При осмотре и при пальпации живота во время кормления определяется перистальтика желудка (симптом «песочных часов»), при глубокой пальпации в проекции верхнего правого квадранта живота пальпируется гипертрофированный пилорический отдел желудка. В биохимическом анализе крови – гипокалиемия, алкалоз.
Вопросы: 1. Соответствует ли масса тела этого ребенка календарному возрасту? 2. Какие заболевания у ребенка можно предполагать? 3. Какое заболевание в данном случае наиболее вероятно? Обоснуйте. 4. Что вам известно об этиологии заболевания? 5. Нуждается ли этот больной в госпитализации? 6. Каковы ваши действия для подтверждения предположения о диагнозе? 7. Нуждается ли этот ребенок в хирургическом вмешательстве? Если да, то в чем оно состоит? В чем может состоять предоперационная подготовка? 8. Назначьте диету в послеоперационном периоде.
Задача 3 Девочка, 2 мес. Родилась от I беременности, от здоровой матери 20 лет на 39-й нед. гестации через естественные родовые пути. Продолжительность родов – 3 ч. Родилась с тугим обвитием пуповины вокруг шеи. Масса тела при рождении – 3500 г, длина – 52 см, оценка по шкале Апгар – 7/8 баллов. Находится на грудном вскармливании, к груди прикладывается по требованию. Ребенок беспокоен, часто кричит. С рождения у девочки после кормления наблюдаются срыгивания, возникают позднее, чем через час после еды, более Вопросы: 1. Отстает ли от референтных значений для соответствующего возраста масса тела этого ребенка, и если отстает, то каков ее дефицит? 2. Каков предполагаемый диагноз? 3. Какие причины могли обусловить появление заболевания? 4. Каковы ваши действия для подтверждения предполагаемого диагноза? 5. Нуждается ли этот ребенок в госпитализации? 6. Какова тактика ведения этого ребенка? Дайте рекомендации по кормлению ребенка. Задача 4 Мальчик, 6 мес., родившийся от молодой здоровой матери через естественные родовые пути с весом 3400 г, длиной 51 см, оценкой по шкале Апгар – 9/10 баллов. Находится на смешанном вскармливании с 3-месячного возраста. Аппетит ребенка не нарушен. Кормится 5 раз в сутки с 6-часовым ночным перерывом: 3 раза получает материнское молоко и дважды смесь «Нутрилон». Прикорма не получал. Масса тела в 6 мес. – 6500 г, длина – 57 см. При осмотре обращают внимание следующие симптомы: кожная складка на животе около 0,5 см, индекс Чулицкой равен 8, ребенок несколько беспокоен, часты отрицательные эмоции.
Вопросы: 1. Соответствует ли референтным значениям масса тела данного ребенка? Поставьте диагноз и представьте его обоснование. 2. Правильно ли питается данный ребенок? 3. Что необходимо сделать для нормализации питания этого ребенка? 4. Нуждается ли этот ребенок в назначении лекарственных препаратов? 5. Какова должна быть тактика ведения этого ребенка? 6. Напишите рекомендации по кормлению ребенка.
Задача 5 Мальчик, 10 мес. Родился от I беременности, от матери 25 лет, которая в первом триместре данной беременности страдала железодефицитной анемией средней степени тяжести. Роды – на 41-й нед. гестации, физиологические. Масса тела при рождении – 3100 г, длина – 50 см; оценка по шкале Апгар сразу после рождения – 8/9 баллов. С возраста 1 мес. находится на искусственном вскармливании сухими адаптированными смесями. Физическое и нервно-психическое развитие соответствовало возрасту. Известно, что в 6 мес. масса тела ребенка была 7900 г, длина – 67 см. В возрасте 9 мес. этот ребенок перенес пневмонию. У ре-
В 10 мес. масса тела – 8000 г, длина – 74 см. Из продуктов питания получает адаптированную молочную смесь «Нутрилон», сухарики, печенье, овощное пюре, мясо, кашу, творог, яблочный сок. Ребенок активен, несколько возбудим, самочувствие удовлетворительное. Толщина подкожно-жиро- Вопросы: 1. Соответствует ли референтным значениям масса тела данного ребенка? Обоснуйте диагноз. Какие причины могли способствовать развитию у ребенка данного заболевания? 2. Правильный ли набор продуктов питания получает данный ребенок? Что необходимо сделать для нормализации питания ребенка? Какими способами можно добиться желаемого результата? 3. Нуждается ли ребенок в назначении лекарственных препаратов? Если да, то каких? 4. Какова общая тактика ведения данного ребенка? 5. Напишите матери рекомендации по кормлению ребенка.
Задача 6 Девочка, 3 мес. Родилась от II беременности (первая закончилась медицинским абортом), от здоровой 20-летней матери, данная беременность которой протекала без осложнений. Роды – на 40-й неделе гестации, роды физиологические. Масса тела при рождении – 3500 г, длина – 51 см, оценка по шкале Апгар – 9/10 баллов. Находится на искусственном вскар- вопросы: 1. Какие причины могли обусловить наблюдающееся у ребенка заболевание? Обоснуйте ваше предположение. 2. Нуждается ли этот ребенок в госпитализации? 3. Какова предполагаемая тактика ведения этого ребенка? 4. В каких обследованиях и лекарственных средствах нуж- 5. Напишите матери рекомендации по кормлению ребенка. Какой первый прикорм предпочтителен?
Задача 7 Мать с мальчиком 1 мес. пришла в поликлинику на профилактический осмотр с жалобами на беспокойство ребенка, плохую прибавку массы тела. Из анамнеза известно, что ребенок от нормально протекавшей II беременности, срочных родов. Родился с весом 3600 г., длиной 54 см. Находился на грудном вскармливании до 2 нед., но в связи с резким беспокойством ребенка во время и после кормления (бросал грудь, кричал, напрягался, подтягивал ноги к животу, «бурлил» живот) и подозрением на гипогалактию мать перевела ребенка на искусственную адаптированную гипоаллергенную молочную смесь. Однако после введения смеси приступы беспокойства, крики во время и после кормления сохраняются. Родители ребенка страдают непереносимостью молока (диарея). При осмотре: состояние ребенка средней тяжести. Активный. Масса тела – 3500 г, длина – 57 см. Кожные покровы бледно-розовые, чистые, суховаты. Подкожно-жировой слой на животе – 0,5 см, на плече – 1,5 см, на бедре – 2 см. Тургор тканей немного снижен. Мышечный тонус повышен в флексо- Вопросы: 1. Оцените физическое развитие ребенка. Рассчитайте дефицит массы тела. 2. Поставьте предварительный диагноз. Дайте обоснова- 3. Какие дополнительные исследования можно провести для подтверждения диагноза? 4. Правильно ли поступила мама, отказавшись от грудного вскармливания? Что можно было бы порекомендовать маме для сохранения грудного вскармливания? Правильно ли была выбрана смесь? 5. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику? 6. Назначьте лечение. Какова длительность терапии? 7. Каковы критерии эффективности терапии? 8. Какой прогноз данного заболевания?
Задача 8 У ребенка 2 лет наблюдаются анорексия, диарея, перио- Объективно: отстает в нервно-психическом развитии, заторможен, быстро утомляется. Вес соответствует 50 процентилю, рост – 5 процентилю. Выражены отеки на лице, кистях рук и стопах, при надавливании образуется ямка глубиной 0,5 см. Кожа сухая, на ногах более темная, с участками пигментации и депигментации, фиолетовыми и красноватыми пятнами. При осмотре кожных покровов на ногах, в паховой области – язвы, покрытые корками, трещины с гиперемированными краями, шелушение кожи. Волосы цвета ржавчины, тусклые, ломкие, легко выпадают. Отмечается изменение ногтей (ребристость, истончение). Мышцы атрофированы. Живот вздут, печень пальпируется на 3 см ниже края реберной дуги, болезненна при пальпации. Стул разжиженный. При расчете питания оказалось, что суточная доза белка в рационе составляла 0,3 г/кг. В общем анализе крови: Hb – 89 г/л, эритроциты – 3,5х1012/л, цветовой показатель[2] – 0,84, лейкоциты – 5,3х109/л, СОЭ – 22 мм/ч. Биохимический анализ крови: общий белок – 40 г/л (норма 56–75 г/л), альбумин – 10 г/л (норма – 36–52 г/л), глюкоза – 3,1 ммоль/л (норма – 3,3–5,6 ммоль/л), фосфор – 1,35 ммоль/л (норма 1,45–1,78 ммоль/л). Анализ кала: нейтральный жир +++. Вопросы: 1. Поставьте и обоснуйте диагноз. Какие критерии диагноза вам известны? 2. Каковы этиология и патогенез развившегося заболевания? Объясните механизм развития основных симптомов и отклонений лабораторных показателей. 3. Проведите дифференциальный диагноз. 4. В каком дополнительном обследовании нуждается ребенок? 5. Какие «шаги» лечения заболевания вам известны? 6. Составьте план лечения.
Задача 9 Часто болеющему ребенку 3 мес. был поставлен диагноз «гипотрофия». Ребенок вялый, апатичный, грудь берет неохотно, сосет вяло. Дефицит массы тела 25%, подкожно-жи-
Вопросы: 1. Какая степень тяжести гипотрофии у данного ребенка? 2. Какие причины могли привести к развитию гипотрофии? 3. Какова тактика назначения питания при данном забо- 4. Как рассчитать белки, жиры и углеводы при назначении питания данному больному? 5. Какое лечение следует назначить пациенту? Задача 10
Девочка в возрасте 1 мес. доставлена в детскую больни- При осмотре: температура 36,8о С, масса – 3250 г, длина – 51,5 см. Кожные покровы бледно-розовые, слегка суховаты. Подкожно-жировая клетчатка истончена: толщина складки на уровне пупка – 0,5 см; на груди – 0,5 см; на плечах – Вопросы: 1. Оцените физическое развитие ребенка. 2. Рассчитайте дефицит массы тела. 3. Поставьте предварительный диагноз и обоснуйте его. 4. В чем возможная причина состояния, развившегося у ребенка? 5. Составьте план обследования ребенка. 6. Рассчитайте необходимый суточный объем питания ребенка, частоту кормлений. 7. Как провести определение количества высасываемого молока? 8. Дайте рекомендации по питанию и уходу за ребенком; сделайте назначения медикаментозных препаратов, если это является необходимым. 9. Дайте рекомендации маме по сохранению и улучшению лактации.
Задача 11
Мальчик в возрасте 5 дней доставлен в приемный покой детской больницы с жалобами на вялость, сонливость, отказ от еды. Из анамнеза известно, что ребенок от I беременности, протекавшей с угрозой прерывания в первом триместре. Мать курила всю беременность, испытывала дефицит питания, в женской консультации наблюдалась с 28 нед. Роды в срок, с массой тела 2480 г, длиной 49 см. Закричал сразу. Выписан из родильного дома на 3-й сут. На грудном вскармливании с рождения. При осмотре: состояние ребенка средней тяжести, вялый. Вес ребенка – 2500 г. Кожные покровы желтушные, сухие, чистые. Подкожный жировой слой истончен на туловище и конечностях. Тургор тканей снижен. Склеры и слизистые оболочки иктеричные. Слизистые оболочки рта сухие. Зев розовый. В легких дыхание проводится по все отделы, хрипы не выслушиваются. Тоны сердца громкие, ритмичные. Живот не вздут, при пальпации мягкий, безболезненный. Печень выступает из-под края реберной дуги на 3 см, селезенка не увеличена. Проведено определение билирубина: 230–240 мкмоль/л.
Вопросы: 1. Поставьте предварительный диагноз и обоснуйте его. 2. Какие причины могли способствовать развитию заболевания? 3. Составьте план обследования и лечение. 4. Какие последствия и почему может иметь заболевание во взрослой жизни? Задача 12
Девочка в возрасте 1 года 3 мес. поступила в клинику с жалобами на беспокойство, потерю аппетита, снижение массы тела, разжиженный стул 4 раза в день. Из анамнеза известно, что ребенок от первых срочных родов кесаревым сечением. Родилась с массой при рождении 4200 г, длиной 54 см. Оценка по шкале Апгар – 8/9 баллов. Находилась на естественном вскармливании до 4 мес., затем на искусственном – адаптированной молочной смеси «Нутри- При осмотре: состояние ребенка тяжелое: вялая, плаксивая, раздражительная. Масса тела – 7500 г, рост 71 см. Сидит, наклонившись вперед, не стоит, не ходит. Кожные покровы бледные, мраморные, сухие, пигментация в области груди. Кожная складка расправляется медленно. Тургор тканей резко снижен. Подкожно жировой слой отсутствует на туловище, животе, конечностях. Отмечается отечность стоп, пастозность голеней, поясницы. Контурируются ребра, реберные «четки». Голова с увеличенными лобными и теменными буграми, на руках и ногах костные деформации («браслетки»). Тонус мышц снижен. Видимые слизистые бледные, сухие. Трещины в углах рта. Язык со сглаженными сосочками. Зубов 2/2. Зев не гиперемирован. В легких жесткое дыхание, хрипов нет. Тоны сердца глухие, систолический шум на верхушке. Живот увеличен в объеме, резко вздут (вид «паука»), при пальпации умеренно болезненный во всех отделах. Печень выступает перкуторно на 3,5 см из-под края реберной дуги, пальпация затруднена. В общем анализе крови: Hb – 98 г/л; эритроциты – 3,5х1012/л; цв. показатель – 0,84; лейкоциты – 10,3х109/л; СОЭ – 15 мм/ч. Общий анализ мочи: реакция кислая, относительная плот- Копрограмма: форма – неоформленный, консистенция – кашицеобразный, цвет – желтый, соединительная ткань – нет, мышечные волокна – немного, нейтральный жир – умеренно, жирные кислоты – много, мыла – много, непереваренная клетчатка – незначительное количество, крахмал – много, лейкоциты, эритроциты, эпителий – нет, яйца глистов, простейшие – не обнаружены. Вопросы: 1. Оцените физическое развитие ребенка. Рассчитайте де- 2. Поставьте предварительный диагноз. Дайте обоснова- 3. В чем вероятная причина отечного синдрома у ребенка? 4. Какие дополнительные исследования необходимо про- 5. Оцените анализы крови, мочи, копрограмму. 6. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику? 7. Назначьте лечение ребенку. 8. Какой прогноз данного заболевания?
Задача 13
Ребенок 5 лет, направлен участковым педиатром на обследование в стационар с подозрением на синдром мальабсорции, хронический гастроэнтероколит. Из анамнеза известно, что ребенок от II беременности. Мальчик родился доношенным, масса – 3100 г, длина – 49 см; оценка по шкале Апгар – 8/9 баллов. В неонатальном периоде затяжная желтуха. На первом году отмечена плохая прибавка массы тела (вес в год – 8600 г), перенес анемию, рахит, 2 раза ОРВИ с затяжным течением. После года часто болеет респираторными заболеваниями (ежемесячно), трижды перенес пнев- При осмотре: масса тела ребенка – 13,5 кг, рост – 106 см. Кожные покровы бледные, синева под глазами, сухие, трещины в углах рта. Подкожно-жировой слой выражен слабо на туловище и конечностях. Язык яркий, сухой, сосочки сглажены. Зев умеренно разрыхлен, слизисто-гнойное отделяемое по задней стенке глотки. Носовое дыхание затруднено. Подчелюстные лимфоузлы увеличены до 1 см. В легких дыхание жесткое, хрипов нет. Тоны сердца громкие, ритмичные. Живот слег-
В общем анализе крови: Hb – 105 г/л; лейкоциты – 7,4х109/л; СОЭ – 20 мм/ч. Копрограмма: мышечные волокна ++, нейтральный жир +++, жирные кислоты ++, крахмал внутриклеточный +, крахмал внеклеточный +. Вопросы: 1. Оцените физическое развитие ребенка. 2. Поставьте предварительный диагноз. Обоснуйте его. В чем причина данного состояния ребенка? 3. Оцените показатели анализа крови, копрограммы ребенка. 4. Какие обследования необходимо провести для постановки окончательного диагноза? 5. С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную диагностику? 6. Составьте план лечения. 7. Какой прогноз заболевания? Диагностические ключи Задача 1. Гипотрофия I степени. Гипогалактия? Задача 2. Пилоростеноз. Гипотрофия II степени. Задача 3. Гипотрофия I степени. Пилороспазм. Младен- Задача 4. Гипотрофия I степени. Задача 5. Гипотрофия I степени. Задача 6. Паратрофия. Перекорм ребенка. Задача 7. Первичная лактазная недостаточность. Гипотрофия I степени. Задача 8. Квашиоркор. Задача 9. Гипотрофия II степени. Задача 10. Гипотрофия I степени, постнатальная, алиментарной этиологии. Эксикоз I степени. Задача 11. Задержка внутриутробного развития плода, асимметричная, II степени. Гипербилирубинемия. Задача 12. Целиакия, активный период. Гипотрофия III степени. Анемия, легкой степени. Рахит II, подострое течение. Полигиповитаминоз (A, B, C, PP, D, E). Задержка моторного развития. Задача 13.Муковисцидоз. Смешанная форма. Гипотрофия II степени. Анемия легкой степени. Полигиповитаминоз (A, B, C). Аденоидит.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1872)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |