Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 56. Понятийный / категориальный/ аппарат философии



2015-12-13 3962 Обсуждений (0)
Вопрос 56. Понятийный / категориальный/ аппарат философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Обращение к характеристике философских категорий покажется современному читателю анахронизмом. Действительно, проблематика эта, претендовавшая на роль методологии науки, ушла в прошлое вме­сте с ее притязаниями на интеллектуальную диктатуру. Однако в кон­тексте учебного пособия, адресованного будущим ученым-юристам, обращение к рассмотрению философских категорий представляет­ся оправданным и даже необходимым. Это связано с рядом причин. Во-первых, категориальный аппарат философии и науки развивает­ся, появляются новые категории, переосмысляются традиционные. Во-вторых, следствием активного влияния науки на современную культуру является обогащение ее понятийного аппарата, при этом философские категории, к сожалению, не всегда адекватно употре­бляются в обыденной речи, в языке искусства и политики. В-третьих, становление и развитие правовой системы новой России сопряжено с активным использованием категориального аппарата философии, что высвечивает проблемы и противоречия, о существовании которых трудно и даже невозможно помыслить. А между тем именно к тако­го рода проблемам обращается мировая философская мысль. Доста­точно сослаться на труды выдающегося современного французского философа П. Рикёра. Опыт преподавания истории и философии нау­ки аспирантам Московской государственной юридической академии свидетельствует: обращение к категориям диалектики в контексте правоведения, этики, политики позволяет увидеть проблемы, которые могут стать предметом специального научного рассмотрения.

Что такое категория?Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, как мы мыслим и как передаем свои мысли другим людям. Мы мыс­лим в форме понятий, суждений, умозаключений. Исходный матери­ал мышления составляют понятия, в которых мыслятся предметы в их общих и существенных признаках. Благодаря понятиям мы выявляем смысл событий и явлений, определяем их значимость для нас. Понятие ипонимание — однокоренные слова и поэтому наше понимание мира, осмысленное отношение к миру зависит от того понятийного аппарата, которым человек располагает. Наши мысли мы выражаем с помощью слов. Слово — посредник между мыслью и миром. Оно является и ин­струментом мышления, и средством выражения мысли, передачи ее другим. Чем больше словарный запас, тем шире наши возможности в осмыслении мира.

Мысль так или иначе обобщает наш опыт взаимодействия с миром. Мир бесконечно богат в многообразии своих свойств, предметов и от­ношений. Наш словарный запас несравненно беднее мира, в котором мы живем. Не случайно, так часто в науке возникает необходимость найти подходящий термин для обозначения вновь открываемых явле­ний. Чем точнее смысловое богатство слов, выражающих наше пони­мание мира, тем глубже наше мышление, а чем шире наш понятийный аппарат, тем совершеннее наши мыслительные способности.

Всякое понятие представляет собой обобщение. Но его объем, т. е. количество предметов и явлений, которые в нем мыслятся, различны. Исторически сложившийся язык любого народа содержит понятия, в которых закрепляется и осмысляется опыт повседневной жизни и де­ятельности людей. Усложнение общественной жизни сопровождается расширением и обогащением словарного запаса естественного языка. Развитие науки и философии сопровождалось формированием поня­тий, которые занимают особый статус и выполняют специфические функции в познавательном процессе. Эти понятия получили названиекатегорий. Категория (греч. Kategoriaопределение, суждение) — пре­дельно широкое понятие, в котором отражено существенное, типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений.Таким образом, понятия естественного языка постоянно дополняются кате­гориями науки и философии. Категории науки обозначаются словами, резко отличающимися от понятий естественного языка. Зачастую они заимствуются из древне­греческого языка либо классической латыни, иногда они получают имя ученого, открывшего данное явление, часто встречаются и неологизмы, т. е. искусственно созданные слова, призванные обозначить неизвест­ное ранее явление. Понятия естественного языка допускают (и даже предполагают) их способность вступать в бесконечное множество сло­восочетаний и приобретать бесконечное множество смысловых оттен­ков. В отличие от естественного языка, понятия и категории науки яв­ляются терминами, т. е. имеют четко очерченный объем и содержание, не допускающие произвольное толкование. Иное дело - философские категории. Как правило, они имеют свой аналог в естественном языке, а также в языке науки. Поэтому вполне допустимо пытаться понять значение философских категорий, опираясь на их «близнецов». Од­нако сходство содержания понятий естественного языка и категорий науки — чисто поверхностное. Чтобы глубже понять смысловое значе­ние философских категорий, необходимо раскрыть их сходство и от­личие от понятий естественного языка, их особенности. Важнейшей отличительной особенностью философских категорий является то, что этопредельно широкие понятия и поэтому философские категории никогда не могут быть редуцированы до понятий естественного язы­ка, имеющего ограниченный объем. Как понятия категории являются необходимыми формами мышления. Как предельно широкие понятия категории претендуют на универсальное применение и описание ми­роздания в целом. Поэтому философские категории служат средством формирования картины мира в целом, что, собственно, и является предназначением философии. Как любое понятие, категории вы­полняют инструментальную функцию, выступают в качестве условия и средства мышления. Философские категории также выполняют инструментальную функцию, являясь способом познания и освоения человеком различных явлений. Философские категории выпЪлняют также нормативную функцию, формируя определенную методологию научного познания, нормы понимания бытия вообще, человеческо­го бытия в особенности. Значимость и универсальность категорий обусловлены тем, что результаты познания неизбежно категориально оформляются, получают форму категорий. Они составляют необходи­мую часть в структуре науки, объект которой может мыслиться и быть понят благодаря категориям.

Становление и развитие философии сопровождались формиро­ванием системы категорий, отражающих как особенности предмета философского познания, так и специфику философской мысли. Их содержательная интерпретация имеет мировоззренческий характер и изменяется по мере развития науки, философии, духовной культуры в целом. Расширяется и состав философских категорий. Многие кате­гории науки приобретают философский статус. Общественное разви­тие, сопряженное с возникновением новых, не бывших ранее процес­сов и явлений, получает соответствующее философское осмысление, что неизбежно обогащает понятийный аппарат философии. Овладение искусством оперирования философскими понятиями и категориями является одним из важнейших условий формирования философской культуры студента, ученого, культуры мышления вообще.

Классификация категорий, как правило, осуществляется в соответ­ствии с философскими представлениями о различных формах бытия. Традиционно различают частнонаучные, общенаучные и философскиекатегории.

Частнонаучные категории используются в отдельных областях на­учного знания, выступают как результат обобщения знаний о локаль­ной и специфичной области познания. Например, в механике такими категориями являются «сила», «масса», «ускорение» и др. В биоло­гии — «вид», «наследственность», «мутация», «организм» и другие.

Философские категории — предельно широкие понятия, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отноше­ния бытия. В системе философских категорий условно можно выде­лить три важнейшие группы.

Первая и важнейшая группа категорий — всеобщие, применяемые в анализе любых философских проблем. Это категории бытия (в оте­чественной литературе эти категории принято называть категориями диалектики).

Вторую группу составляют категории специфические, относящиеся к различным разделам философии. Так, онтология выявляет и опреде­ленным образом интерпретирует смысл таких категорий, как бытие и небытие, субстанция, единство мира, материя, сознание, простран­ство, время, движение и др.). Натурфилософия, гносеология, антро­пология, праксиология, социальная философия, философия глобали­стики также располагают собственным категориальным аппаратом.

 

Третью группу образуют категории специальных философских дисциплин: логики, этики, эстетики. Например, в этике сформиро­валась система категорий, специфичных именно для данной области философского знания и смежных с этикой разделов философии — ан­тропологии, социальной философии, аксиологии (благо, добро и зло, честь и достоинство, смысл жизни и счастье и др.). Категориями логи­ки являются понятия, суждения, умозаключения, аргументация и т. д. В эстетике используются категории: прекрасное и безобразное, траги­ческое и комическое, возвышенное и низменное и т. д. В данной главе мы обратимся к рассмотрению всеобщих категорий.



2015-12-13 3962 Обсуждений (0)
Вопрос 56. Понятийный / категориальный/ аппарат философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 56. Понятийный / категориальный/ аппарат философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3962)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)