Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сбор растений для гербария



2015-12-15 2091 Обсуждений (0)
Сбор растений для гербария 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При сборе растений для гербария необходимо руководствоваться теми списками, которые приводятся в задании. Это преимущественно культурные и дикорастущие травянистые растения, но в их состав не должны входить редкие и исчезающие виды нашей области, а также виды, находящиеся на грани исчезновения. Растения для гербария собирают в сухую погоду; смоченные дождем или росой растения при гербариза­ции быстро буреют или чернеют. Для систематического гербария выбирают типичные, здоровые, неповрежденные расте­ния со всеми вегетативными органами (корень, стебель, лист), а также цветками и по возможности с плодами. Растения из семейства Капустные (Brassicaceae), Сельдерейные (Apiaceae), Астровые (Asteraceae), Осоковые (Cyperaceae) необходимо собирать с плодами, поскольку структура цветка у них сравнительно однообразна и важнейшие диагностические признаки характерны для плодов. Растения, цветущие до появления листьев, собирают дваж­ды – с цветками и с листьями. Двудомные растения должны быть представлены мужскими и женскими эк­земплярами. У деревьев и кустарников для гербария срезают веточки с цветками и листьями, кусочки коры. При сборе растений для гербария немаловажное зна­чение имеет сохранение природной окраски цветков, плодов и листьев. Цветки с синей окраской при сушке почти всегда обесцвечиваются. Чтобы этого избежать, можно заранее подготовить пропитанную солью бумагу (выдержать в течение суток в насыщенном растворе поваренной соли, затем высушить); переложенные кусочками такой бумаги цветки сохраняют окраску.

Правила проведения сбора растений.

Приступая к сбору растений, необходимо детально знать следующее:

1) в какой стадии развития растение имеет наиболее характерное строение и наиболее важные признаки;

2) в какой период года эти признаки хорошо выражены;

3) характер местности, свойственный для произрастания растений;

4) ряд деталей, свойственных живому растению, но исчезающих при высушивании, например, окраска; такие данные надо записывать, так как они иногда крайне необходимы для определения вида растений;

5) особенности техники сбора и обработки растений.

Сбор растений.

1. Травянистые растения выкапывают с небольшой ча­стью корневой системы, чтобы можно было охарактери­зовать надземные и подземные органы.

2. Корни осторож­но отряхивают от земли. Ни в коем случае нельзя отрывать комки земли вместе с корнями; в отдельных случаях их можно отмывать на месте сбора.

3. При наличии у растений толстых корневищ или лу­ковиц их разрезают и оставляют тонкую продольную пластинку. Или сочные подземные органы (луковицы, клубни, корневища) обрабатывают кипятком, затем разрезают вдоль, и их половинки сушат далее обычным способом.

Размещение растений в бумаге для сушки.

1. На сетку рамки пресса кладут 5-6 листов бумаги. Один из листов раскрытой сушильной папки полностью заполняют растениями, чтобы во всех местах образо­вался слой почти одинаковой толщины. На одном ли­сте, если, конеч-

Рисунок 5. Расположение мелких растений на листе но, это можно, желательно размещать растения одного вида, притом собранные с одного не­большого участка. Ни в коем случае нельзя частично или полностью накладывать одно растение на другое или высовывать растения за пределы бумаж­ного листа. Чтобы слой растений был одинаковой толщины, кор­ни и другие толстые части распределяют равномерно по всему листу. Крупные растения укладывают на лист по одному экземпляру, мелкие – по нескольку (рисунок 5).

Очень круп­ные бумаги экземпляры перегибают под острым углом зигзагом вдвое и даже втрое.

 
Рисунок 6. Образец монтированного гербария:А – общий вид; Б – правильное положение стебля, В – неправильное положение стебля при монтаже  

Если растение слишком крупное и не входит в стандартный гербарный лист даже в согнутом виде (например, щавель густой – Rumex confertus Willd.,

рисунок 7), то в гербарий берут отрезки разных частей: корня, базальную часть стебля с низовой формацией листьев, стебель со срединной формацией листьев и цветоносные (плодоносящие) побеги. Очень толстые корни, корневища, стебли, сочные плоды разрезают острым ножом вдоль, выскабливают внутреннее содержимое, не искажая при этом внешнюю форму. Образующиеся полости заполняют гигроскопи­ческой ватой. Мясистосочные растения (заячья капуста, чемерица, заразиха, очиток и др.) перед сушкой необходимо опустить на 5-10 мин. в кипящую воду, а затем сушить как обычно. Жесткие и колючие растения необходимо перед укладкой сдавить между двумя листами фанеры или картона. Растения размещают по возможности естественно, но одновременно считаясь с требованиями наглядности и красоты.  
Рисунок 7. Монтировка крупного растения

Например, если лист закрывает важный цве­ток, то, даже нарушая естественное положение частей растения, лист приходится отодвинуть в сторону. Между налегающими друг на друга частями расте­ния прокладывают гигроскопическую вату или фильтро­вальную бумагу. Близко расположенные тонкие и толстые части растения, например листья и толстые стебли, выравнивают гигроскопической ватой или филь­тровальной бумагой. Чтобы лучше сохранить форму и окраску, цветы также обкладывают и снаружи и внутри гигроскопической ватой. Растения, обладающие значительной упругостью, ложатся плохо и неправильно, с чем приходится при первичной укладке мириться. Через некоторое время растение завянет, ткани потеряют упругость, и тогда его можно уложить, как требуется, что и делают при очередной смене прокладочной бумаги.

2. Растения тща­тельно расправляют на одной половине газеты и осторожно закрывают второй половиной.

3. При сборе растений срывают несколько цветков и закладывают их в бумагу или собирают в букетики. Эти цветки будут необходимы для определения растений в лаборатории после экскурсии. Для предохранения цвет­ков от увядания букетик держат завернутым во влаж­ную бумагу.

4. Выкопанные и подготовленные растения тут же на месте закладывают в гербарную сетку или папку. В один лист гербарной бумаги, газету («рубашку») помещают только одно растение; если по размеру они небольшие, то 2-3 растения этого вида.

5. Заполняют гербарную черновую этикетку, которую закладывают в «рубашку» одно­временно с растениями, ее сохраняют во время сушки, а при монтировании (оформлении) растения на гербарный лист заменяют постоянной этикеткой. На черновой этикетке простым карандашом пишут назва­ние семейства, рода и вида (если они известны), место сбора этого растения (пункт, область, район, точное ме­сто), дату сбора.

6. Каждый вид растения нужно собирать в 2-3 экземп­лярах, лучший из которых в дальнейшем используют для оформления гербарного листа.

7. Каждое растение отделяют несколькими листами бумаги.

8. Сверху помещают следующие листы бумаги с другими растениями. Так последовательно заполняют всю папку. При за­кладке гербария следует следить за тем, чтобы ни одна часть растений не выходила за пределы «рубашки».

9. Листы бумаги с растениямиприкрывают вто­рой стороной папки или рамкой сетки и крепко стягивают. Гербарную сетку стягиваютверевкой крест-накрест или дважды поперек сетки. Прислабом стяги­вании листья могут сморщиться.



2015-12-15 2091 Обсуждений (0)
Сбор растений для гербария 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сбор растений для гербария

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2091)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)