Тема 16. Система инструментов регулирования регионального развития
Подготовить доклады на тему: 1. Концепция социально-экономического развития республики (по выбору студента). 2. Концепция социально-экономического развития края (по выбору студента). 3. Концепция социально-экономического развития области (по выбору студента). 4. Концепция социально-экономического развития автономной области (по выбору студента). 5. Концепция социально-экономического развития автономного округа (по выбору студента). 6. Концепция социально-экономического развития города федерального значения (по выбору студента).
Деловая игра: «Стратегии развития регионов России» I этап – подготовительный: определение целей игры, обсуждение сюжета игры, заслушивание докладов. II этап – выполнение индивидуальных и групповых заданий. III этап – обсуждение основных правил и принципов составления стратегий и концепций социально-экономического развития региона. IV этап – формирование собственной концепции региона-группы и ее представление. V этап – заключительный, подведение итогов. В игре участвуют: 1. Население регионов – определяет особенности стратегий и концепций социально-экономического развития различных регионов. 2. Администрация регионов – контролирует и принимает решение о формировании концепции социально-экономического развития региона. 3. Эксперт – представляет и защищает предложенную концепцию. Ход игры I этап. Игру начинает преподаватель: представляет участников игры, знакомит студентов с заданиями игры, заслушиваются доклады по концепциям социально-экономического развития регионов. Задачи игры: 1) Определить какому региону принадлежит предложенная на слайде особенность стратегии развития. 2) Выявить основные принципы и закономерности составления стратегий и концепций социально-экономического развития регионов. 3) Составить свою стратегию социально-экономического развития и оценить ее. II этап. Предлагаются презентации стратегий развития регионов России, необходимо угадать, о каком субъекте федерации идет речь. К примеру, могут быть предложены: 1. Иркутская область. 2. Еврейская автономная область. 3. Ханты-мансийский автономный округ. 4. Краснодарский край. 5. Город федерального значения Санкт-Петербург. 6. Чувашская Республика. III этап.Обсуждение основных правил и принципов составления стратегий и концепций социально-экономического развития региона. Студенты рассказывают об основных элементах регионального стратегического управления; методике стратегии социально-экономического развития региона; внешних и внутренних факторах развития региона; основных разделах программы социально-экономического развития. IV этап.Формировании собственной концепции региона-группы. В стратегии обязательно должны быть отражены: 1. Анализ: изучение внутренних (наличие и использование сырьевых, природных, географических ресурсов, демографическая ситуация, экологическая и экономическая ситуация, готовность населения к рыночным преобразованиям) и внешних факторов, влияющих на развитие; определение социально-экономического потенциала региона (природно-ресурсный, трудовой, производственный, коммерческий, научно-инновационный, образовательный, инвестиционный, социальный, финансовый, экспортно-импортный, нормативно-правовой, научно-методический, организационно-управленческий, социально-психологический, партнерский, экологический); определение интересов субъектов различных уровней управления в самом регионе; результатом анализа должно быть выявление и осмысление причинно-следственных связей, обусловивших траекторию социально-экономического развития региона. 2. Планирование и прогнозирование. 3. Определение эффективных направлений развития (приоритеты развития и расчеты эффективности развития). 4. Непосредственное обоснование размеров и определение источников финансирования. Эксперт дает полную характеристику стратегии социально-экономического развития территории. Отвечает на вопросы населения. V этап.Заключительный. Подведение итогов. Список рекомендуемой литературы 1. Гневко В.А. Научное обеспечение системы управления развитием региона: методологический аспект // Экономика и управление. 2005. № 4. 2. Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой / под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2002. 176 с. 3. Огарков А.А. Концепция управления региональным развитием: интеграционный подход // Экономика и управление. 2006. № 4. 4. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 543 с. 5. Региональная экономика и управление: учебник (ГРИФ) / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2010. 416 с. (ГРИФ УМО). 6. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 320 с. 7.Анчишкина О.В. Государственные стратегические программы социально-экономического развития: состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2005. № 6. 8. Зонова А.В., Кислицина В.В. Методика проведения SWOT-анализа в процессе стратегического планирования развития субъекта Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 4 (19) Апрель. 9. Котилко В.В. Приоритетные направления исследования социально-экономического развития регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2005. № 6 (21) Июнь. 10. Розанова Т.Г. Экономика региона: теория и практика. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. 360 с.
Практическое занятие 12. Планирование регионального развития. Стратегические прогнозы и программы комплексного развития региональной экономики Тема 17. Планирование регионального развития. Стратегические прогнозы и программы комплексного развития региональной экономики Задание 1. На основе изучения Комплексных долгосрочных программ развития РФ, Приволжского федерального округа и Чувашской Республики составьте таблицу:
Задание 2. Проанализируйте по количеству и содержанию целевые отраслевые программы вашего региона. Выявите общие и отличительные черты. Результаты анализа представьте в таблице:
Вопросы для самоконтроля и дискуссии 1. Какие основные элементы включает в себя региональное стратегическое управление? 2. Какова методика стратегии социально-экономического развития региона? 3. Охарактеризуйте сущность внешних и внутренних факторов развития региона. 4. Охарактеризуйте действующую систему планирования. 5. Каковы сущность и значение концепций и прогнозов развития? 6. Перечислите основные разделы программы социально-экономического развития. Список рекомендуемой литературы 1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.economy.gov.ru 2.О государственном стратегическом планировании: проект федерального закона [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.economy.gov.ru 3.Основные направления региональной политики в Российской Федерации: указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.referent.ru/1/18877 4.Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.economy.gov.ru/ 5. Гутман Г.В. и др. Управление региональной экономикой/ под ред. Г.В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2002. – 176 с. 6. Огарков А.А. Концепция управления региональным развитием: интеграционный подход // Экономика и управление. 2006. № 4. 7. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 543 с. 8. Региональная экономика и управление: учебник (ГРИФ) / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2010. 416 с. (ГРИФ УМО). 9. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. 320 с. 10. Анчишкина О.В. Государственные стратегические программы социально-экономического развития: состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2005. № 6. 11. Розанова Т.Г. Экономика региона: теория и практика. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. 360 с.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (979)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |