Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 6. Региональная экономическая политика



2015-12-15 946 Обсуждений (0)
Тема 6. Региональная экономическая политика 0.00 из 5.00 0 оценок




Типология регионов для целей региональной политики (прил. 4).

• депрессивные и слаборазвитые регионы

• моногорода

• агломерации

• приграничные территории

• территории нового ресурсного освоения

• регионы зоны Крайнего Севера

• геополитически важные макрорегионы, Дальний Восток (с Байкальским регионом), Северный Кавказ или Арктика.

Особенности региональной политики по отношению к разным типам регионов.

Возможности выравнивания региональных диспропорций.

Пути поддержки депрессивных регионов.

Задание.

Найдите соответствия:

Принцип самостоятельности А. Предполагает введение регионального рынка и полного обеспечения продуктами и товарами первой необходимости как за счет собственного производства, так и за счет продукции других регионов. Все регионы должны стремиться к более полному обеспечению населения услугами социальной и производственной инфраструктуры
Принцип саморазвития Б. Районы низших таксономических рангов делегируют вышестоящим не только управленческие функции, но и часть территории (например, для линейной инфраструктуры, для размещения объектов министерства обороны и др.), отдельные объекты и т. д. Причем делегирование происходит за определенную плату, поступающую в бюджет местных органов управления.
Принцип самофинансирования В. Для активной реализации прав каждого человека и деятельности всех хозяйственных объектов, а также всей полноты представительной и исполнительной власти и муниципалитетов нужен пакет постановлений по территориальному развитию.
Принцип самоуправления Г. Все регионы должны развиваться на основе разрешения внутренних противоречий, с использованием местного потенциала (внутренняя неоднородность регионов, противоречия между ПС и ПО, прогрес­сивной и устаревшей технологией и т. д.).
Принцип самообеспечения Д. Каждый регион должен обладать экономическим и социальным суверенитетом, относительной самостоятельностью при решении стратегических и тактических задач социаль­но-экономического и политического развития территории. Это не означает замкнутости районов, так как все они являются звеньями территориального раз деления и интеграции труда.
Принцип делегирования Е. Местный бюджет регионов, формируемый за счет налогов, отчислений от прибылей предприятий, платы за ресурсы и другого, должен обеспечивать все расходы по комплексному социальному развитию территории
Принцип социальной законности Ж. В каждом районе должен функционировать соответствующий орган самоуправления с соответствующими правами и функциями.  

Деловая игра: «Размещение предприятий на территории Российской Федерации»

Этапы игры

I этап – подготовительный: определение целей игры, обсуждение сюжета игры, распределение ролей до игры.

II этап – завязка игровой ситуации, аукцион.

III этап – выполнение индивидуальных и групповых заданий.

IV этап – обсуждение вопроса о размещении предприятий; оценка работы групп.

V этап – заключительный, подведение итогов.

В игре участвуют:

1. Группа бизнесменов – покупает, а затем размещает на предложенной территории предприятия.

2. Экономико-географическая комиссия – контролирует и оценивает рациональность размещения предприятий с учетом факторов размещения, задает вопросы бизнесменам.

3. Проектировщик – составляет полную характеристику территории, на которой будут размещены предприятия.

 

Ход игры

I этап. Игру начинает преподаватель: представляет участников игры и знакомит студентов с заданиями игры.

Задачи игры:

1) Купить на аукционе проекты одного или нескольких предприятий.

2) Разместить их на предложенной местности.

3) Оценить их размещение.

II этап. Аукцион.

На аукцион представлены проекты девяти предприятий.

1. Туристическая база.

2. Завод по производству оргтехники и ЭВМ.

3. Завод по производству удобрений и химических веществ из торфа.

4. Текстильная фабрика.

5. Фабрика по производству бумаги.

6. Производство мягких игрушек.

7. Автозавод.

8. Сахарная фабрика.

9. Завод по выплавке алюминия.

Проект предприятия считается купленным, если на заданный вопрос дан четкий и правильный ответ.

Если несколько бизнесменов желают купить одно предприятие, им будет предложено несколько вопросов. Побеждает тот, кто даст наибольшее количество правильных ответов.

В случае, если проект не заинтересовал бизнесменов, лот снимается с продаж.

Аукцион закончен. Предприятия куплены. Мы поздравляем бизнесменов с удачным приобретением и желаем им рационально разместить предприятия на территории Российской Федерации.

III этап.Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

Бизнесмены. Обдумывают и размещают купленные предприятия на местности. Обосновывают размещение, учитывая следующие факторы:

1) откуда будет поступать сырье и электроэнергия;

2) транспортная обеспеченность;

3) наличие трудовых ресурсов;

4) сбыт готовой продукции;

Рекламные агенты по заказам готовят бизнесменам рекламу будущего предприятия.

IV этап.Обсуждение вопроса о размещении предприятий.

Проектировщик дает полную характеристику территории, на которой будут размещены предприятия. Показывают их размещение на карте. Экономико-географическая комиссия задает вопросы бизнесменам про изменения, произошедшие в экономическом районировании страны, схемы федеральных округов России. Комиссия дает разрешение на размещение предприятия.

V этап.Заключительный. Таким образом, предприятия размещены, лицензии выданы. Необходимо подвести итоги.

Вопросы

1. Что называется специализацией? Какие виды специализации вы знаете? Приведите примеры.

2. Что называется кооперированием? Приведите примеры кооперации.

3. Какие ресурсы называются рекреационными? Приведите примеры.

4. Что представляют собой «кольца (пояса) Й. Тюнена»?

5. По теории Й. Тюнена ближе к городу должно размещаться производство, у которого ... .

6. Метод весового (или локационного) треугольника В. Лаунхардта определяет… ..

7. По методу весового (или локационного) треугольника В.Лаунхардта точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений… .

8. В теории промышленного «штандарта» А. Вебер предлагает учитывать при размещении следующие факторы: … .

9. Что рассматривает теория центральных мест В. Кристаллера?

10. Что представляет собой кристаллеровская решетка?

11. Наиболее рациональной формой экономических районов А. Леш считал … .

12. Теория В. Кристаллера объясняет, что только в крупных городах должны производиться (предоставляться) следующие товары и услуги: … .

13. Решающим фактором в выборе отраслей специализации региона является .

14. В какой теории выражена принципиальная выгода специализации региона с точки зрения затрат?

15. Выберите наиболее корректное выражение последовательности процессов:

а) специализация – территориальное разделение труда – формирование национального рынка – индустриализация;

б) территориальное разделение труда – формирование национального рынка – специализация – индустриализация;

в) индустриализация – формирование национального рынка – территориальное разделение труда – специализация;

г) формирование национального рынка – специализация – территориальное разделение труда – индустриализация.

16. Исходя из обеспеченности ресурсами, экономике Чувашии целесообразно специализироваться в отраслях, производящих …

а) сырьеёмкую продукцию;

б) энергоёмкую продукцию;

в) капиталоёмкую продукцию;

г) трудоёмкую продукцию.

17. Сколько республик в составе РФ?

18. Крупнейшие предприятия – поставщик фосфатного сырья «Апатит», медно-никелевые комбинаты «Североникель», «Печанганикель», «Кандалакшский алюминиевый завод» находятся на территории этого субъекта Северо-Западного ФО. Какого?

19. Эта республика, входящая в состав Северо-Западного федерального округа, является второй по площади республикой РФ. Какая?

20. Самый западный регион России?

21. Группа производств, компактно размещенных на небольшой территории, признаком которого являются участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями – это: … .

22. Выделите среди перечисленных городов России столицы республик – субъектов РФ:

а) Сургут; ж) Махачкала;
б) Элиста; з) Нальчик;
в) Абакан; и) Барнаул;
г) Кызыл; к) Майкоп;
д) Чебоксары; л) Биробиджан;
е) Назрань; м) Находка.

23. Среди перечисленных республик выберите группу, в которую входят республики, находящиеся только на территории Сибири и Дальнего Востока:

а) Коми, Дагестан, Тува, Бурятия, Чувашская;

б) Чувашская, Чеченская, Адыгея, Абхазия, Хакасия;

в) Хакасия, Алтай, Саха, Башкортостан, Удмуртская;

г) Хакасия, Алтай, Саха, Тува, Бурятия.

24. Выберите варианты ответа, в котором указаны экономические районы России, имеющие города с населением более
1 млн. человек:

а) Северо-Западный, Северный, Центрально-Черноземный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный;

б) Северо-Кавказский, Центральный, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский.

25. Какие отрасли входят в состав непроизводственной сферы? (Выберите правильные ответы):

а) бытовое обслуживание; е) целлюлозно-бумажная промышленность;
б) здравоохранение; ж) строительство;
в) образование; з) культура и искусство;
г) управление; и) жилищное хозяйство;
д) наука; к) информационное обслуживание.

26. Подберите пары: (республика в составе РФ – ее столица):

1. Удмуртия а) Петрозаводск
2. Чувашия б) Ижевск
3. Хакасия в) Назрань
4. Коми г) Абакан
5. Мордовия д) Сыктывкар
6. Калмыкия е) Чебоксары
  ж) Саранск
  з) Элиста
  и) Ханты-Мансийск
  к) Йошкар-Ола
  л) Казань

Задание для самостоятельного выполнения.

Проведите сравнительную характеристику свободных экономических зон: СЭЗ «Находка» и ОЭЗ в Калининградской области.

Список рекомендуемой литературы

1.Основные направления региональной политики в Российской Федерации: указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.referent.ru/1/18877.

2.Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=123058.

3.Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие для вузов / Е.В. Вавилова. М.: Кнорус, 2011. 222 с.

4.Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учеб. пособие. М.: Изд-во РДЛ, 2001. 272 с.

5.Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие / Э.Н. Кузьбожев, И.А. Козьева, М.Г. Световцева. М.: Юрайт, 2011. 540 с. (Основы наук).

6.Региональная экономика / С.Г. Тяглов, Е.А. Черныш и др. / под ред. проф. Н.Г. Кузнецова и проф. С.Г. Тяглова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. 320 с.

7.Региональная экономика: учебник для вузов по экономическим специальностям / Т.Г. Морозова, Г.Б. Поляк и др.; под ред. Т.Г. Морозовой, М. П. Победина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2010. 526 с. (Золотой фонд российских учебников).

8.Региональная экономика: учеб. пособие (ГРИФ) / Г.П. Ермошина; под ред. В.Я. Позднякова. М.: ИНФРА-М, 2010. 576 с.

9.Региональная экономика: учебник для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

10. Региональная экономика: учебник для вузов по специальности «Нац. экономика» / В.И. Видяпин, М.В. Степанов, Н.И. Синдяшкин и др.; под общ ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. М.: Инфра-М, 2007. 665 с. (ГРИФ МО).



2015-12-15 946 Обсуждений (0)
Тема 6. Региональная экономическая политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 6. Региональная экономическая политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (946)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)