Практическое занятие 13. Финансовые основы функционирования экономики региона
Тема 18. Финансовые основы функционирования экономики региона Вопросы для самоконтроля и дискуссии 1. Что включает финансовая система региона и какое место в ней принадлежит бюджету региона? 2. В чем сущность «бюджетного федерализма»? 3. Какие принципы лежат в основе эффективной модели бюджетного федерализма? 4. В чем сущность самостоятельности бюджета региона? 5. Охарактеризуйте структуру регионального бюджета. 6. В чем сущность межбюджетного выравнивания? 7. Охарактеризуйте порядок использования Фонда финансовой поддержки регионов. 8. Каковы сущность и формы межбюджетных отношений. Задание для самостоятельного выполнения Проанализируйте бюджет Чувашской Республики за 2010-2011 гг. Методические указания В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета. Цели бюджетного анализа: - оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета; - обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий; - обоснование параметров показателей при формировании бюджетов; - выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета; - выявление резервов при составлении и исполнении бюджета; - обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете; - определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов. Анализ территориальных бюджетов позволяет определить: - уровень финансовой самодостаточности территории; - уровень устойчивости территориального бюджета; - факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на бюджет; Финансовые и контролирующие органы проводят: - анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд; - анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям; - анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций. Методы и инструментарий для анализа бюджета: 1. Метод сравнения. Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости. 2. Метод группировки. Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей. 3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель. 4. Бюджетные коэффициенты – относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории. Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам. Для бюджетного анализа могут использоваться: 1) горизонтальный анализ – сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими; 2) вертикальный анализ – определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты; 3) трендовый анализ – проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за несколько лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее; 4) факторный анализ – выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели. Методы анализа устойчивости территориального бюджета Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы – это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, т.е. это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению. Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния: 1) абсолютно устойчивое состояние бюджета; 2) нормальное состояние бюджета; 3) неустойчивое состояние бюджета; 4) кризисное состояние бюджета.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |