Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Употребление глагольных форм



2015-12-15 2843 Обсуждений (0)
Употребление глагольных форм 0.00 из 5.00 0 оценок




Глагол– это самая сложная часть морфологической системы русского языка. Грамматическое значение действия организует предложение, соотнося его со временем, лицом, реальностью и т.д. Глагол в тексте является ядром, вокруг которого «выстраивается оболочка обстоятельств, характеризующих действие и придающих ситуации конкретность и весомость».

Как лингвистический термин глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться). Глагольное слово объединяет три группы форм: неизменяемые (инфинитив и деепричастие), склоняемые (причастия) и спрягаемые (глаголы). Поэтому грамматические признаки неоднородны у разных групп глагольных форм. Однако у всех глагольных форм есть объединяющие их грамматические признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

Совокупность всех словоформ одного глагола называется парадигмой. Глагольная парадигма может быть достаточной (полной), избыточной или пробельной (неполной). Пробельной является парадигма глаголов победить, вызвездить, дерзить, чудить, очутиться и т.д. – формы 1-го лица ед.ч. у них отсутствуют. Избыточная парадигма связана с наличием вариантов при образовании форм лица, вида, залога, времени, наклонения. Эти параллельные формы не всегда равноправны – они могут отличаться по значению или стилистической окраске. Таким образом, ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, часто приводят к смысловому и стилистическому разрушению всего текста.

Вид глагола.Вид — постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени.

Вариантные формы возникают при образовании глаголов несовершенного вида с суффиксами –ыва-/ -ива- с корневым гласным –о-: у одной группы глаголов происходит мена корневого –о- на –а-, у других – нет.

Несовершенный вид с –а- Несовершенный вид с –о-
вырабатывать, успокаивать, усваивать, удостаивать, приспосабливать, оспаривать, присваивать, одалживать, обеспокаивать, дотрагиваться, заготавливать, подбадривать, подтачивать, укорачивать, настаивать, затормаживать, настаивать, приноравливать удостоивать, узаконивать, растаможивать, озабочивать, отсрочивать, просрочивать, опозоривать, захлопывать, опошливать, упрочивать, обесточивать, обезвоживать, сосредоточивать, , опорочивать, подытоживать, приурочивать, подзадоривать, обусловливать

Наклонение глагола.Отношение содержания высказывания к реальности выражается категорией наклонения глагола:

1. В зависимости от разных фонетических условий формы повелительного наклонения варьируются.

Инфинитив Императив
общелитературные формы просторечные формы
бежать беги бежи
выверить вывери выверь
выдвинуть выдвини выдвинь
выйти выйди выйдь, выдь
выложить выложи выложь
выставить выстави выставь
вычистить вычисти вычисть
поехать поезжай езжай, едь
измерить измерь измерий
класть клади поклади
лечь ляг ляжь
пойти пойди поди
положить положи положь
тронуть тронь трожь
закупорить закупори, закупорь  
лакомиться лакомись, лакомься  
высунуть высуни, высунь  
уведомить уведоми,уведомь  

Выделяется ряд глаголов, не имеющих форм повелительного наклонения: видеть, гнить, ехать, жаждать, мочь, слышать, хотеть и другие. В случае, когда речевая ситуация требует обозначить побудительное действие подобным глаголом, следует использовать супплетивные (синонимичные) формы глаголов, например: видеть – смотри, хотеть – желай.

В изъявительном наклонении вариантные формы возможны в следующих случаях: сказать - говорить, взять - брать, поймать -

ловить, положить - класть, а также множество пар типа доложить - докладывать.

2. Формы прошедшего времени приставочных глаголов на -нуть. Бессуфиксную форму в пределах данной пары вариантов следует считать нормой современного русского языка.

Инфинитив Общелитературные формы Просторечные формы
Взмокнуть, вымокнуть, заглохнуть, иссохнуть, иссякнуть, намокнуть, обмякнуть, погаснуть, прилипнуть, размокнуть, раскиснуть, стихнуть, умолкнуть, утихнуть Взмок, вымок, заглох, иссох, иссяк, намок, обмяк, погас, прилип, размок, раскис, стих, умолк, утих Взмокнул, вымокнул, заглохнул, иссохнул, иссякнул, намокнул, обмякнул, погаснул, прилипнул, размокнул, раскиснул, стихнул, умолкнул, утихнул

 

Если же глагол бесприставочный, то имеющийся в инфинитиве суффикс остаётся и в форме прошедшего времени. Однако не всегда возможно использовать такой алгоритм. Некоторые глаголы в силу своей семантики не могут употребляться без суффикса: прикрикнуть – прикрикнул, прикрикнула, прикрикнуло, прикрикнули. Суффикс -ну-, придающий глаголу значение мгновенности, однократности (толкнуть, шевельнуть, кольнуть), принадлежит общелитературному языку, а его экспрессивный вариант -ану- диалектного происхождения, обозначающий резкость, напряжённость мгновенного действия (толкануть, стегануть, резануть, пугануть), связан с разговорной речью, часто граничащей с просторечием.

Категория лица глагола:

1. Не образуют форм 1-го лица глаголы с основой на -д, -т, -з, -с: бдеть, висеть, галдеть, дерзить, дудеть, защитить, победить, убедить, убедиться, угораздить, чудесить, чудить, ощутить, шелестеть. Семантическими причинами, препятствующими образованию форм 1-го (и 2-го) лица единственного числа, могут быть:

1) бессубъектность действия, т.е. речь идёт о безличных глаголах: вечереть, знобить, нездоровиться, рассветать;

2) несоотносимость с действием человека: ржаветь, зазеленеть, теплеть;

3) совместность действия: клеиться, сбегаться, скопиться, столпиться, разлетаться.

Также не имеют форм 1-го лица глаголы: затмить, зиждиться, образоваться, очутиться, приютиться, полыхать, дудеть, чудить и другие. Есть глаголы, имеющие форму 1-го лица, но её употребление в литературном языке нежелательно: пылесосить – пылесошу (только в разговорной речи).

Способы избежать ошибок:

1) заменить совершенный вид на несовершенный: победить – буду побеждать;

2) описательным выражением: одержу победу, сумею победить;

3) глаголом синонимом: победить – выиграю, убедить – заверю, внушу, докажу.

2. Затруднение при образовании личных форм глагола может возникнуть в связи с чередованием гласных и согласных в корнях некоторых глаголов (избыточные).

 

Инфинитив Общелитературные (книжные) Разговорные
внимать капать колыхать полоскать махать мяукать страдать сыпать чтить щипать внемлет каплет колышет полощет машет мяукает страждет сыплет чтут щиплет внимает капает колыхает полоскает махает мяучит страдает сыпет чтят щипет

 

3. Некоторые глаголы закрепились в современном русском языке с оттенками значений, не получив при этом особых стилистических отличий: брызгает – брызжет, двигает – движет, капает – каплет, метает – мечет.

Брызжет употребляется в прямом значении («быстро рассеивает мелкие частицы жидкости»): брызжут слёзы (дождь, водопад, фонтан) - и в переносном: брызжет смех (счастье, молодость). Вариант брызгает используется только в узком конкретном значении («опрыскивать что-нибудь жидкостью»): брызгает водой цветы.

Двигать имеет две формы: двигает и движет. Однако двигает употребляется для обозначения конкретных, обусловленных физическим напряжением действий: «перемещает, толкая или таща что-нибудь», а форма движет – абстрактных, чаще эмоциональных действий, усилий: «побуждает, руководит». Ср. также: поезд двигается («приходит в движение») – поезд движется («находится в движении»).

Капает имеет значение «падает каплями, льёт по капле» (сестра капает лекарство в рюмку), а каплет значит «протекает» (крыша каплет).

Мечет употребляется в значении «разбрасывает, направляет» (мечет гром и молнии, также мечет икру); в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма метает (метает копьё). Омонимичный глагол метать в значении «прошивать стежками, обшивать петли» имеет форму метает (метает шов).

Употребление этих форм обусловлено специфичностью значения и жанрово-стилистическими особенностями речи.

Чередования в русском языке в основном имеют нерегулярный характер, поэтому нормативные формы таких глаголов нужно запомнить, а при необходимости обратиться к словарям и справочникам.

Образование и употребление причастий.Причастие – это атрибутивная форма глагола, сочетающая признаки глагола (вид, переходность, возвратность, спряжение) и прилагательного (род, число, падеж).

  Активный (действительный) залог Пассивный (страдательный) залог
Наст.вр. Прош.вр. Наст.вр. Прош.вр.
гл.I спр. -ущ-/-ющ-     -ш-; -вш-   -ом-/-ем-;     -нн-; -енн-; -т-  
гл.II спр. -ащ-/-ящ- -им-

Однако не у всех глаголов образуются эти формы. Перечислим некоторые особенности:

1) причастия не образуются от глаголов будущего времени, точнее говоря, причастий будущего времени не бывает: Все *поедущие на соревнования получат памятные знаки (знаком * отмечены ошибочные варианты);

2) причастие может быть образовано только от глаголов изъявительного наклонения, другими словами, не бывает причастий условного и повелительного наклонений: Все *хотевшие бы пойти на экскурсию должны записаться у администратора;

3) от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, от глаголов совершенного вида - причастия прошедшего времени: читать (что делать?), несов.в. – читающий, читавший, читаемый, читанный; прочитать (что сделать?, сов.в. – прочитавший, прочитанный;

4) у ряда глаголов образуются не все разновидности причастий (и это связано с традицией употребления слов в языке): идти (что делать?), несов.в. – идущий,

Образование и употребление деепричастий.Деепричастие – это атрибутивная форма глагола, сочетающая признаки глагола (вид, переходность, возвратность, спряжение) и наречия (неизменяемость). Деепричастия образуются только от глаголов изъявительного наклонения настоящего или прошедшего времени.

  Настоящее время Прошедшее время
Совершенный вид   -в (-вши); -ши
Несовершенный вид -а; -я  

 

Ряд глаголов образует вариантные формы деепричастий:

1. Деепричастия сов.вида могут образовывать параллельные формы с суффиксами –в и –вши: проиграв – проигравши, закричав – закричавши, взяв – взявши, решив – решивши. В этом случае деепричастия с морфом –вши являются разговорными или просторечными.

2. Некоторые деепричастия сов. вида с морфом –а/ -я более употребимы, чем соответствующие формы на –в/ -вши/ -ши: принеся, зайдя, обретя, уведя. Тем не менее, их все-таки стоит рассматривать как исключение. Например, в парах деепричастий: положив – положа (сказать положа руку на сердце), сломив – сломя (броситься сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.д. - вторая форма устарела и сохраняется во фразеологических сочетаниях.

3. Ряд глаголов несов. вида образуют деепричастия с морфом –учи/-ючи: крадучись, жалеючи, идучи, играючи, умеючи. Все эти образования, кроме будучи, являются разговорными или просторечными.

4. Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов: арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

Не образуют таких деепричастий глаголы на –ЧЬ, --НУТЬ: беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мерзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

Не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных: ткать (ткут), бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных З-Ж, С-Ш (вязать – вяжут, плясать – пляшут): весить, казаться, косить, лизать, резать, чесать.

Обратите внимание на формы деепричастия от следующих глаголов: лазать – лазая, плыть – плывя, щипать – щипля, махать – махая (машА доп.), страдать – страдая, сыпать – сыпля (сыпя доп.), щепать – щепля (щепая доп.), внимать – внимая (внемля устар.).



2015-12-15 2843 Обсуждений (0)
Употребление глагольных форм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Употребление глагольных форм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)