Употребление глагольных форм
Глагол– это самая сложная часть морфологической системы русского языка. Грамматическое значение действия организует предложение, соотнося его со временем, лицом, реальностью и т.д. Глагол в тексте является ядром, вокруг которого «выстраивается оболочка обстоятельств, характеризующих действие и придающих ситуации конкретность и весомость». Как лингвистический термин глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться). Глагольное слово объединяет три группы форм: неизменяемые (инфинитив и деепричастие), склоняемые (причастия) и спрягаемые (глаголы). Поэтому грамматические признаки неоднородны у разных групп глагольных форм. Однако у всех глагольных форм есть объединяющие их грамматические признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение. Совокупность всех словоформ одного глагола называется парадигмой. Глагольная парадигма может быть достаточной (полной), избыточной или пробельной (неполной). Пробельной является парадигма глаголов победить, вызвездить, дерзить, чудить, очутиться и т.д. – формы 1-го лица ед.ч. у них отсутствуют. Избыточная парадигма связана с наличием вариантов при образовании форм лица, вида, залога, времени, наклонения. Эти параллельные формы не всегда равноправны – они могут отличаться по значению или стилистической окраске. Таким образом, ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, часто приводят к смысловому и стилистическому разрушению всего текста. Вид глагола.Вид — постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени. Вариантные формы возникают при образовании глаголов несовершенного вида с суффиксами –ыва-/ -ива- с корневым гласным –о-: у одной группы глаголов происходит мена корневого –о- на –а-, у других – нет.
Наклонение глагола.Отношение содержания высказывания к реальности выражается категорией наклонения глагола: 1. В зависимости от разных фонетических условий формы повелительного наклонения варьируются.
Выделяется ряд глаголов, не имеющих форм повелительного наклонения: видеть, гнить, ехать, жаждать, мочь, слышать, хотеть и другие. В случае, когда речевая ситуация требует обозначить побудительное действие подобным глаголом, следует использовать супплетивные (синонимичные) формы глаголов, например: видеть – смотри, хотеть – желай. В изъявительном наклонении вариантные формы возможны в следующих случаях: сказать - говорить, взять - брать, поймать - ловить, положить - класть, а также множество пар типа доложить - докладывать. 2. Формы прошедшего времени приставочных глаголов на -нуть. Бессуфиксную форму в пределах данной пары вариантов следует считать нормой современного русского языка.
Если же глагол бесприставочный, то имеющийся в инфинитиве суффикс остаётся и в форме прошедшего времени. Однако не всегда возможно использовать такой алгоритм. Некоторые глаголы в силу своей семантики не могут употребляться без суффикса: прикрикнуть – прикрикнул, прикрикнула, прикрикнуло, прикрикнули. Суффикс -ну-, придающий глаголу значение мгновенности, однократности (толкнуть, шевельнуть, кольнуть), принадлежит общелитературному языку, а его экспрессивный вариант -ану- диалектного происхождения, обозначающий резкость, напряжённость мгновенного действия (толкануть, стегануть, резануть, пугануть), связан с разговорной речью, часто граничащей с просторечием. Категория лица глагола: 1. Не образуют форм 1-го лица глаголы с основой на -д, -т, -з, -с: бдеть, висеть, галдеть, дерзить, дудеть, защитить, победить, убедить, убедиться, угораздить, чудесить, чудить, ощутить, шелестеть. Семантическими причинами, препятствующими образованию форм 1-го (и 2-го) лица единственного числа, могут быть: 1) бессубъектность действия, т.е. речь идёт о безличных глаголах: вечереть, знобить, нездоровиться, рассветать; 2) несоотносимость с действием человека: ржаветь, зазеленеть, теплеть; 3) совместность действия: клеиться, сбегаться, скопиться, столпиться, разлетаться. Также не имеют форм 1-го лица глаголы: затмить, зиждиться, образоваться, очутиться, приютиться, полыхать, дудеть, чудить и другие. Есть глаголы, имеющие форму 1-го лица, но её употребление в литературном языке нежелательно: пылесосить – пылесошу (только в разговорной речи). Способы избежать ошибок: 1) заменить совершенный вид на несовершенный: победить – буду побеждать; 2) описательным выражением: одержу победу, сумею победить; 3) глаголом синонимом: победить – выиграю, убедить – заверю, внушу, докажу. 2. Затруднение при образовании личных форм глагола может возникнуть в связи с чередованием гласных и согласных в корнях некоторых глаголов (избыточные).
3. Некоторые глаголы закрепились в современном русском языке с оттенками значений, не получив при этом особых стилистических отличий: брызгает – брызжет, двигает – движет, капает – каплет, метает – мечет. Брызжет употребляется в прямом значении («быстро рассеивает мелкие частицы жидкости»): брызжут слёзы (дождь, водопад, фонтан) - и в переносном: брызжет смех (счастье, молодость). Вариант брызгает используется только в узком конкретном значении («опрыскивать что-нибудь жидкостью»): брызгает водой цветы. Двигать имеет две формы: двигает и движет. Однако двигает употребляется для обозначения конкретных, обусловленных физическим напряжением действий: «перемещает, толкая или таща что-нибудь», а форма движет – абстрактных, чаще эмоциональных действий, усилий: «побуждает, руководит». Ср. также: поезд двигается («приходит в движение») – поезд движется («находится в движении»). Капает имеет значение «падает каплями, льёт по капле» (сестра капает лекарство в рюмку), а каплет значит «протекает» (крыша каплет). Мечет употребляется в значении «разбрасывает, направляет» (мечет гром и молнии, также мечет икру); в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется форма метает (метает копьё). Омонимичный глагол метать в значении «прошивать стежками, обшивать петли» имеет форму метает (метает шов). Употребление этих форм обусловлено специфичностью значения и жанрово-стилистическими особенностями речи. Чередования в русском языке в основном имеют нерегулярный характер, поэтому нормативные формы таких глаголов нужно запомнить, а при необходимости обратиться к словарям и справочникам. Образование и употребление причастий.Причастие – это атрибутивная форма глагола, сочетающая признаки глагола (вид, переходность, возвратность, спряжение) и прилагательного (род, число, падеж).
Однако не у всех глаголов образуются эти формы. Перечислим некоторые особенности: 1) причастия не образуются от глаголов будущего времени, точнее говоря, причастий будущего времени не бывает: Все *поедущие на соревнования получат памятные знаки (знаком * отмечены ошибочные варианты); 2) причастие может быть образовано только от глаголов изъявительного наклонения, другими словами, не бывает причастий условного и повелительного наклонений: Все *хотевшие бы пойти на экскурсию должны записаться у администратора; 3) от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени, от глаголов совершенного вида - причастия прошедшего времени: читать (что делать?), несов.в. – читающий, читавший, читаемый, читанный; прочитать (что сделать?, сов.в. – прочитавший, прочитанный; 4) у ряда глаголов образуются не все разновидности причастий (и это связано с традицией употребления слов в языке): идти (что делать?), несов.в. – идущий, Образование и употребление деепричастий.Деепричастие – это атрибутивная форма глагола, сочетающая признаки глагола (вид, переходность, возвратность, спряжение) и наречия (неизменяемость). Деепричастия образуются только от глаголов изъявительного наклонения настоящего или прошедшего времени.
Ряд глаголов образует вариантные формы деепричастий: 1. Деепричастия сов.вида могут образовывать параллельные формы с суффиксами –в и –вши: проиграв – проигравши, закричав – закричавши, взяв – взявши, решив – решивши. В этом случае деепричастия с морфом –вши являются разговорными или просторечными. 2. Некоторые деепричастия сов. вида с морфом –а/ -я более употребимы, чем соответствующие формы на –в/ -вши/ -ши: принеся, зайдя, обретя, уведя. Тем не менее, их все-таки стоит рассматривать как исключение. Например, в парах деепричастий: положив – положа (сказать положа руку на сердце), сломив – сломя (броситься сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.д. - вторая форма устарела и сохраняется во фразеологических сочетаниях. 3. Ряд глаголов несов. вида образуют деепричастия с морфом –учи/-ючи: крадучись, жалеючи, идучи, играючи, умеючи. Все эти образования, кроме будучи, являются разговорными или просторечными. 4. Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов: арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть. Не образуют таких деепричастий глаголы на –ЧЬ, --НУТЬ: беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мерзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть. Не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных: ткать (ткут), бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить. Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных З-Ж, С-Ш (вязать – вяжут, плясать – пляшут): весить, казаться, косить, лизать, резать, чесать. Обратите внимание на формы деепричастия от следующих глаголов: лазать – лазая, плыть – плывя, щипать – щипля, махать – махая (машА доп.), страдать – страдая, сыпать – сыпля (сыпя доп.), щепать – щепля (щепая доп.), внимать – внимая (внемля устар.).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2843)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |