Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование геометрических понятий



2015-12-15 641 Обсуждений (0)
Формирование геометрических понятий 0.00 из 5.00 0 оценок




У детей седьмого года жизни предусматривается углубле­ние представлений и понятий о геометрических фигурах какэталонах формы предметов.

Они выполняют практические действия,манипулируютс геометрическими фигурами,переконструируют их. В про­цессе такого обучения обогащается« математическая »речьдетей.Основной дидактический прием формирования у дош­кольников представлений и понятий о форме — обследова­ние.Воспитатель учит их полнее и более развернуто обсле­довать характерные особенности формы. На эту работу, как правило, отводится часть занятия по математике,а также поконструированию,изобразительной деятельности.Во время занятий широко используются накладывание,прикладыва­ние,черчение по контуру, заштриховка,измерение. Детивырезают плоские геометрические фигуры, объемные— ле­пят из пластилина,глины. Эта работа тесно связана с обуче­нием элементам письма: обведение клеток, рисование кру­жочков,овалов, проведение прямых и наклонных линий. Детизнакомятся с тетрадями в клетку, рассматривают,как раз­линованы страницы. Воспитатель предлагает найти и обвестиклетки в разных частях страницы: вверху,внизу, слева,спра­ва,посередине;начертить семь квадратов размером в однуклетку,с пропусками между ними в две (три) клетки.При этом он показывает разные способы выполнения задания: обозначение начального контура точками,проведение ли­ний слева направо и сверху вниз.

В подготовительной группе детей учат различать много­угольники(треугольник,четырехугольник,пятиугольник,

 

шестиугольник),называть и показывать их элементы(сто­роны,углы, вершины),делить геометрические фигуры на части,сравнивать между собой,классифицировать по разме­ру и форме. Эта работа направлена прежде всего на совер­шенствование качества знаний:полноты, осознанности.Гео­метрический материал широко используется во время заня­тий как демонстрационный и раздаточный при формированиичисловых понятий, делении целого на части и т.д.

Например,воспитатель может провести такое занятие по математике.

Цель занятия. Сравнение геометрических фигур, выделение их характерных особенностей.Для сравнения предлагаются разные многоугольники.

«Как называются эти фигуры? Что общего у этих фи­гур?— спрашивает воспитатель.— Чем эти фигуры разли­чаются».

Дети рассматривают окружающие предметы и сравни­вают их с квадратом,прямоугольником,четырехуголь­ником.Находят предметы,по форме похожие на эти гео­метрические фигуры.

Воспитатель учит обследовать форму предметов,придер­живаясь определенной последовательности:сначала выделя­ют общие контуры и основную часть, потом определяют фор­му,пространственное положение,относительный размер других частей. Следует научить их замечать не только сход­ство,но и отличия формы предмета от знакомой им геомет­рической фигуры. Это имеет большое значение для совер­шенствования изобразительной и других видов самостоятель­ной деятельности детей.

Особый интерес вызывают игры и упражнения на со­здание предметов сложной формы из знакомых геомет­рических фигур — объемных и плоскостных.Например, игра«Фигуры из цветной мозаики».

Дидактическая задача. Формировать умения делить сложную форму предмета на ряд однородных элемен­тов заданной формы,расположенных в разных простран­ственных отношениях.

Игра предусматривает четыре варианта возрастающейсложности,причем дети подводятся к более высокомууровню зрительного анализа составной формы.

  1. Выложить изображение по полному образцу.
  2. Выложить изображение по полному образцу с пред­
    варительным отбором необходимого количества однород­
    ных фигур.
  1. Выложить изображение по контурному образцу без пред­
    варительного отбора фигур.
  2. Выложить изображение по контурному образцу с пред­
    варительным отбором необходимого количества фигур. Вари­
    анты усложнения игры следует давать постепенно.

Материал. Коробка с несколькими отделениями. В первом отделении лежат треугольники, во втором — тра­пеции, в третьем — прямоугольники. Даны два вида изобра­жения предметов: контурное и полное, где показано коли­чество и размещение частей. Расчлененный образец выпол­нен на одной стороне листа, нерасчлененный — на другой.

Если возникают трудности во время выполнения тре­тьего и четвертого вариантов, необходимо использовать накладывание элементов на нерасчлененный образец, по­том внимательно рассмотреть изображение, которое по­лучилось, смешать фигуры и снова начать выкладывать изображение. При выполнении второго и четвертого ва­риантов, после того как дети отберут необходимое количе­ство фигур, коробку закрывают. Выигрывает ребенок, ко­торый набрал необходимое количество фигур. Если фигур не хватило или остались лишние, задание считается невы­полненным. Каждый вариант повторяется два-три раза.

Рис.30


Ценность таких игр-упражнений в том, что у детей фор­мируется внутренний план действий, план представлений. Ребенок может предусматривать будущие изменения ситуа­ции, наглядно представлять разные преобразования и смену объектов (рис. 30). При этом, как отмечают психологи, у стар­ших дошкольников познавательная активность сопровожда­ется часто проговариванием вслух. Важно, чтобы воспитатель правильно направлял эту активность на выделение суще­ственных признаков и отношений в данной деятельности.

 

Будущие школьники с удовольствием решают задачи на сообразительность: разные головоломки, задачи на построе­ние, трансформацию. Предлагаемые детям задачи должны ак­тивизировать их, чтобы они не утрачивали интерес к реше­нию. Большое значение имеют упражнения на группировку геометрических фигур типа: «Найди, какая фигура в ряду лиш­няя», «Определи, какая ошибка допущена при отборе фигур», «Какой фигуры недостает» и др.



2015-12-15 641 Обсуждений (0)
Формирование геометрических понятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование геометрических понятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (641)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)