Психологические различия учебной и профессиональной деятельности
Эти различия обусловливают необходимость оказания психологической поддержки взрослым, получающим последипломное образование. В зависимости от уровня познавательной активности взрослых «учеников» можно разделить на четыре группы: 1. Высокий уровень познавательной активности. Лица с реальной готовностью к обучению. В эту группу могут быть включены все те, кто сохранил умение учиться и сумел адаптировать его к своему возрасту. 2. Средний уровень познавательной активности. Лица с условной готовностью к обучению. В эту группу входят те, кому необходимо восстановить умение учиться и адаптировать его к своему возрасту. 3. Сниженный уровень познавательной активности. Лица с ситуативным снижением готовности к обучению. Группа взрослых, которым необходимо помочь сформировать умение учиться в зрелом возрасте. 4. Низкий уровень познавательной активности. Лица с отсутствием умения учиться. В эту группу попадают те, у кого умение учиться по тем или иным причинам не восстанавливается1. Психологические особенности познавательной активности взрослых детерминируют применение особых технологий обучения, направленных на профессиональное развитие всех составляющих личности специалиста: направленности, компетентности, профессионально важных качеств и профессионально значимых психофизиологических свойств. Эти формы и методы получили название личностно ориентированных технологий. Личностно ориентированные технологии последипломного образования основываются на следующих положениях: • признание профессионального развития личности главной целью профессионально-образовательного процесса; • ориентация на субъективный профессиональный опыт специалистов и учет их индивидуально-психологических особенностей; • актуализация профессионально-психологического потенциала специалиста и удовлетворение потребности личности в саморазвитии и реализации себя. Реализация этих положений обусловливает следующие функции последипломного образования: 1) диагностическую — определение социально-профессиональной направленности (мотивов, интересов, отношений, установок), выявление уровня компетентности, установление степени выраженности профессионально важных качеств и способностей; 2) профессионально-образовательную — удовлетворение потребности личности в повышении компетентности и уровня профессиональной подготовлен-3) адаптационную — развитие профессиональной мобильности, способности к самообразованию, самоменеджменту (проектированию альтернативных сценариев профессиональной жизни), нахождение индивидуального стиля выполнения профессиональной деятельности; 4) коррекционную — внесение изменений в траекторию профессиональной жизни, преодоление профессиональных кризисов, деформаций и стагнации, гармонизацию профессионально-психологического профиля личности; 5) прогностическую — раскрытие творческого потенциала специалиста, формирование установки на профессиональный рост и карьеру, готовности к нововведениям. Все многообразие личностно ориентированных технологий последипломного образования в зависимости от целевых установок можно разделить на несколько групп: 1) повышение компетентности и подготовленности. Главное — формирование инновационных знаний и умений; 2) корректировка аксиологической направленности и формирование профессиональной культуры. Акцент делается на развитии корпоративности: профессионально-ценностных ориентации и культуры сотрудничества; 3) развитие социально-профессиональных качеств и ключевых квалификаций. Главное — гармонизация профессионально-психологического профиля специалиста; 4) стимулирование профессионального роста и карьеры. Акцент — на профессиональных достижениях, успехе; 5) формирование установки на инновационную деятельность. Главное — знакомство с отечественными и зарубежными нововведениями и критическое освоение теории и практики инноваций. Наиболее распространенными технологиями последипломного образования являются: • словесно-иллюстративные методы: лекции, семинары и практические занятия; • интерактивные способы обучения. К ним относятся имитационные, ролевые и деловые игры. Эти методы позволяют существенно повысить познавательную активность слушателей, что способствует значительному росту их компетентности, а также помогают развить такие профессионально значимые компетенции, как способность формулировать проблему, инициативность, самостоятельность, умение работать в команде; • тренинги корпоративности, повышения социально-профессионального статуса, профессионального самосохранения, социально-профессиональной адаптивности, ведения переговоров и т. д. Они дают возможность развивать многие ключевые квалификации и компетенции специалистов; • развивающая диагностика — диагностика проблем развития организации, социального и профессионального потенциала специалиста. Эта технология позволяет значительно повысить мотивацию профессионального роста, сформировать у слушателей адекватную самооценку, представление о своем профессионально-психологическом профиле; • группы развития организации. Современные предприятия, организации и фирмы главный источник повышения качества и производительности труда видят в своих сотрудниках. Поэтому в промышленности в настоящее время популярны принципы развития организации, что подтверждается образованием Quality Circles (кружков качества), вниманием к развитию Corporate Identity (корпоративной идентичности). Группы развития решают тактические профессиональные проблемы. Предложения, проекты тщательно анализируются, оцениваются экспертами, а некоторые из них внедряются в производство. Положительное значение групп развития заключается в том, что участие в их работе приводит к консолидации ведущих специалистов вокруг инновационных проектов организации (предприятия), сводит до минимума сопротивление нововведениям, усиливает корпоративность сотрудников, способствует развитию чувства сопричастности к делам организации; • метод «кейс-стади». Суть его заключается в том, что обучаемым предлагается реальная производ-ственная проблема или ситуация. Исходным материалом при обучении является пакет (кейс), содержащий информацию о проблеме, имеющейся или имевшей место на данной фирме или в организации. Обучаемые, всесторонне проанализировав и обсудив проблемную ситуацию, предлагают и обосновывают ее решение, которое в дальнейшем подвергается экспертной оценке. В процессе анализа и поиска оптимального решения развиваются такие важные для специалиста компетенции, как мотивация достижений, гибкость мышления, корпоративность и ответственность. Личностно ориентированные технологии профессионального развития направлены в первую очередь на перестройку сознания специалиста, ориентацию его на новые ценности, развитие профессионально важных качеств и способностей. Важное значение придается коррекции профессионально-психологического профиля личности. И, конечно, личностно ориентированные технологии профессионального развития решают конкретные проблемы повышения социально-психологической и профессиональной компетентности, нацелены на реализацию развивающей функции. Обобщая вышеизложенное, можно констатировать: 1) последипломное образование обязательно должно сопровождаться развитием профессионально важных качеств, освоением норм профессионального поведения и коррекцией профессионально-психологического профиля личности специалиста; 2) последипломное образование может быть вынужденным, организованным предприятием и обязательным для сотрудников. Его эффективность во многом зависит от мастерства преподавателей, инструкторов; 3) последипломное образование может осуществляться в процессе выполнения инновационной деятельности, при этом попутно развиваются профессионально важные качества, а также востребованные современным производством формы профессионального поведения. Такое непреднамеренное последипломное образование, органично вплетенное в ткань инновационной деятельности, оказывается весьма эффективным. Результатом последипломного образования является развитие профессионализма, уменьшение сопротивления инновациям, актуализация профессионально-психологического потенциала, формирование профессиональной рефлексии, профессиональное воспитание специалистов. Важная функция последипломного образования — профессиональное самосохранение специалиста, т. к. профессионализм обеспечивает социальную защищенность, повышает конкурентоспособность, развивает чувство уверенности, поддерживает культуру достоинства. Глава 4 Мониторинг
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (859)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |