Формы последипломного образования
Психологической основой последипломного образования является концепция профессионального становления личности, сущность которой заключается в постоянном профессиональном развитии личности, адекватной изменяющейся профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям. В профессиональном становлении как целостном процессе можно выделить ряд стадий. Поэтому профессиональное образование, органично сопровождая весь онтогенез взрослого человека, должно строиться с учетом психологии личности на разных возрастных стадиях. Есть все основания утверждать, что одной из современных прогрессивных идей является положение о непрерывном образовании. Его смысл и назначение — обеспечение полноценного профессионального становления личности, создание условий для постоянного обновления, развития и самоактуализации каждого человека на протяжении всей его профессиональной жизни. Динамизм современных социально-профессиональных технологий, усиление роли личности на производстве и в обществе, гуманизация и интеллектуализация труда предполагают замену формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Основываясь на этих исходных позициях, определим цели, задачи, предмет, формы и технологии последипломного профессионального образования. Цель последипломного образования — удовлетворение высших потребностей личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации. Задачи последипломного образования: • формирование позитивной установки на инновационную деятельность и мотивирование профессионального роста и карьеры; • обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста; • развитие аутокомпетентности; • обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста; • преодоление психологических барьеров профессионального развития и профессиональных деструкции (кризисов, деформаций, стагнации); • психологическая перестройка профессионального сознания личности в условиях внедрения инноваций; • формирование новых сценариев профессионального развития и адекватных им репертуаров профессионального поведения; • развитие способности саморегуляции эмоционально-аффективной сферы; • коррекция индивидуальной профессиональной самотождественности (профессиональной идентичности) в зависимости от социально-профессионального статуса и возраста; • развитие ключевых квалификаций и социально-профессиональных компетенций. Эти векторы профессионального обучения и развития имеют разную значимость на различных стадиях профессионального становления и зависят от возрастных особенностей человека и траектории профессиональной биографии. Предметом последипломного профессионального образования является профессиональное развитие, саморазвитие и самоактуализация специалиста. Рассмотрим основные формы последипломного образования. Адаптационное образование осуществляется на рабочем месте в виде наставничества, курсовой модульной доподготовки и супервизорства. Необходимость этой формы последипломного образования обусловлена тем, что профессионально-образовательные программы учебных заведений не ориентированы на подготовку специалистов для конкретного учреждения, предприятия и организации. Основной функцией адаптационного образования является ознакомление с условиями и режимом труда, ориентировка в пространственно-технологической среде, приобретение опыта выполнения нормативной профессиональной деятельности. Супервизорство представляет собой систему социально-профессиональной помощи и психологической поддержки молодых специалистов (адаптан-тов). Основной целью супервизорства является сокращение сроков социальной и профессиональной адаптации выпускников профессиональных учебных заведений в трудовых коллективах, приобретение ими профессионального опыта и достижение качественных и количественных показателей квалифицированных специалистов. Повышение квалификации, обусловленное постоянным обновлением техники и технологии производства, осуществляется с отрывом и без отрыва от работы. Его формами являются профессионально-образовательные программы, реализуемые на курсах повышения квалификации при службах развития персонала и в институтах повышения квалификации. Повышение квалификации является важным звеном последипломного профессионального образования специалистов, стимулирующим их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивает социальную защиту специалиста путем повышения его конкурентоспособности на рынке труда. Для рассмотрения психологических особенностей повышения квалификации прежде всего необходимо определить основные понятия. Начнем с понятия «квалификация». В энциклопедических словарях и специальной (экономической и педагогической) литературе квалификация определяется как степень и вид профессиональной подготовленности специалиста, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Наряду с этим традиционным пониманием квалификации утверждается более объемное толкование. Квалификация определяет продуктивность выполняемой специалистом работы, а для этого нужны не только знания, умения и навыки, но также определенные качества, способности личности. Поэтому правильнее, на наш взгляд, будет определение квалификации как системы знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности, необходимых для продуктивного и качественного выполнения профессиональной деятельности. Эвристическое понимание квалификации требует уточнения того, что подразумевается под системой знаний, умений и навыков и что такое профессионально важные качества. Система знаний, умений и навыков может быть объединена понятием компетентности специалиста, которая включает: • социальную, правовую, экономическую, экологическую компетентность; • общепрофессиональную компетентность; • специальную компетентность; • аутокомпетентность. Обобщим эти виды компетентности одним понятием «социально-профессиональная компетентность». Рассмотрим термин «профессионально важные качества», широко применяемый в психологии труда. Под профессионально важными качествами понимают психологические свойства, качества и способности личности, востребованные профессиональной деятельностью. В состав этих психологических характеристик включают также такие качества, как ответственность, способность к принятию решений, корпоративность, самостоятельность и т. д., которые составляют ключевые квалификации и социально-профессиональные компетенции. Таким образом, в настоящее время под квалификацией следует понимать интегративную профессиональную характеристику специалиста, включающую социально-профессиональную компетентность, профессионально важные качества, ключевые квалификации и социально-профессиональные компетенции. Такое понимание обусловливает повышение квалификации не только изменением социально-экономических и технико-технологических условий, но и невозможностью подготовки специалиста, удовлетворяющего этим требованиям, в учреждениях профессионального образования. Повышение квалификации обязательно предполагает наличие профессионального опыта. Оно направлено на удовлетворение одной из важных потребностей личности специалиста — потребности в максимальной реализации своего профессионально-психологического потенциала. Параллельное профессиональное образование осуществляется в случаях переквалификации и переподготовки специалистов в условиях смены профессии, специальности или длительного вынужденного перерыва в работе. Оно направлено на получение новой или смежной профессии в профессионально образовательных центрах или вузах. Назначение параллельного профессионального образования — расширение возможностей трудоустройства специалиста, повышение его профессиональной мобильности и конкурентоспособности.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1995)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |