Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы последипломного образования



2015-12-15 1995 Обсуждений (0)
Формы последипломного образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологической основой последипломного об­разования является концепция профессионального становления личности, сущность которой заключа­ется в постоянном профессиональном развитии лич­ности, адекватной изменяющейся профессиональ­ной деятельности и социально-экономическим усло­виям. В профессиональном становлении как целост­ном процессе можно выделить ряд стадий. Поэтому профессиональное образование, органично сопро­вождая весь онтогенез взрослого человека, должно строиться с учетом психологии личности на разных возрастных стадиях.

Есть все основания утверждать, что одной из со­временных прогрессивных идей является положение о непрерывном образовании. Его смысл и назначе­ние — обеспечение полноценного профессионально­го становления личности, создание условий для по­стоянного обновления, развития и самоактуализации каждого человека на протяжении всей его про­фессиональной жизни. Динамизм современных со­циально-профессиональных технологий, усиление роли личности на производстве и в обществе, гума­низация и интеллектуализация труда предполагают замену формулы «образование на всю жизнь» форму­лой «образование через всю жизнь».

Основываясь на этих исходных позициях, опреде­лим цели, задачи, предмет, формы и технологии по­следипломного профессионального образования.

Цель последипломного образования — удовлетво­рение высших потребностей личности в развитии, саморазвитии, самоактуализации.

Задачи последипломного образования:

• формирование позитивной установки на инно­вационную деятельность и мотивирование профес­сионального роста и карьеры;

• обогащение социально-профессиональной и специальной компетентности специалиста;

• развитие аутокомпетентности;

• обеспечение социально-профессионального самосохранения специалиста;

• преодоление психологических барьеров про­фессионального развития и профессиональных дест­рукции (кризисов, деформаций, стагнации);

• психологическая перестройка профессионального сознания личности в условиях внедрения инноваций;

• формирование новых сценариев профессио­нального развития и адекватных им репертуаров про­фессионального поведения;

• развитие способности саморегуляции эмоцио­нально-аффективной сферы;

• коррекция индивидуальной профессиональной самотождественности (профессиональной идентич­ности) в зависимости от социально-профессиональ­ного статуса и возраста;

• развитие ключевых квалификаций и социаль­но-профессиональных компетенций.

Эти векторы профессионального обучения и раз­вития имеют разную значимость на различных стади­ях профессионального становления и зависят от воз­растных особенностей человека и траектории про­фессиональной биографии.

Предметом последипломного профессиональ­ного образования является профессиональное раз­витие, саморазвитие и самоактуализация специа­листа.

Рассмотрим основные формы последипломного образования.

Адаптационное образование осуществляется на ра­бочем месте в виде наставничества, курсовой модуль­ной доподготовки и супервизорства.

Необходимость этой формы последипломного образования обусловлена тем, что профессиональ­но-образовательные программы учебных заведе­ний не ориентированы на подготовку специали­стов для конкретного учреждения, предприятия и организации. Основной функцией адаптационного образования является ознакомление с условиями и режимом труда, ориентировка в пространствен­но-технологической среде, приобретение опыта выполнения нормативной профессиональной дея­тельности.

Супервизорство представляет собой систему со­циально-профессиональной помощи и психологиче­ской поддержки молодых специалистов (адаптан-тов). Основной целью супервизорства является со­кращение сроков социальной и профессиональной адаптации выпускников профессиональных учебных заведений в трудовых коллективах, приобретение ими профессионального опыта и достижение качественных и количественных показателей квалифици­рованных специалистов.

Повышение квалификации, обусловленное посто­янным обновлением техники и технологии произ­водства, осуществляется с отрывом и без отрыва от работы. Его формами являются профессиональ­но-образовательные программы, реализуемые на курсах повышения квалификации при службах раз­вития персонала и в институтах повышения квали­фикации.

Повышение квалификации является важным зве­ном последипломного профессионального образова­ния специалистов, стимулирующим их профессио­нальный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивает социальную защиту специа­листа путем повышения его конкурентоспособности на рынке труда.

Для рассмотрения психологических особенно­стей повышения квалификации прежде всего необ­ходимо определить основные понятия. Начнем с по­нятия «квалификация». В энциклопедических слова­рях и специальной (экономической и педагогиче­ской) литературе квалификация определяется как степень и вид профессиональной подготовленности специалиста, наличие у него знаний, умений и навы­ков, необходимых для выполнения определенной ра­боты.

Наряду с этим традиционным пониманием квали­фикации утверждается более объемное толкование. Квалификация определяет продуктивность выпол­няемой специалистом работы, а для этого нужны не только знания, умения и навыки, но также опреде­ленные качества, способности личности. Поэтому правильнее, на наш взгляд, будет определение квали­фикации как системы знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности, необходимых для продуктивного и качественного выполнения профессиональной деятельности.

Эвристическое понимание квалификации требу­ет уточнения того, что подразумевается под систе­мой знаний, умений и навыков и что такое профес­сионально важные качества.

Система знаний, умений и навыков может быть объединена понятием компетентности специалиста, которая включает:

• социальную, правовую, экономическую, эко­логическую компетентность;

• общепрофессиональную компетентность;

• специальную компетентность;

• аутокомпетентность.

Обобщим эти виды компетентности одним поня­тием «социально-профессиональная компетент­ность».

Рассмотрим термин «профессионально важные качества», широко применяемый в психологии труда. Под профессионально важными качествами понима­ют психологические свойства, качества и способности личности, востребованные профессиональной деяте­льностью. В состав этих психологических характери­стик включают также такие качества, как ответствен­ность, способность к принятию решений, корпора­тивность, самостоятельность и т. д., которые составля­ют ключевые квалификации и социально-профессио­нальные компетенции.

Таким образом, в настоящее время под квалифи­кацией следует понимать интегративную професси­ональную характеристику специалиста, включаю­щую социально-профессиональную компетент­ность, профессионально важные качества, ключевые квалификации и социально-профессиональные ком­петенции.

Такое понимание обусловливает повышение квалификации не только изменением социаль­но-экономических и технико-технологических условий, но и невозможностью подготовки специа­листа, удовлетворяющего этим требованиям, в уч­реждениях профессионального образования. Повы­шение квалификации обязательно предполагает на­личие профессионального опыта. Оно направлено на удовлетворение одной из важных потребностей личности специалиста — потребности в максималь­ной реализации своего профессионально-психоло­гического потенциала.

Параллельное профессиональное образование осуществляется в случаях переквалификации и пере­подготовки специалистов в условиях смены профес­сии, специальности или длительного вынужденного перерыва в работе. Оно направлено на получение но­вой или смежной профессии в профессионально об­разовательных центрах или вузах. Назначение парал­лельного профессионального образования — расши­рение возможностей трудоустройства специалиста, повышение его профессиональной мобильности и конкурентоспособности.



2015-12-15 1995 Обсуждений (0)
Формы последипломного образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы последипломного образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1995)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)