Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Объект, предмет и функции политологии. Место политологии в системе социально-гуманитарных наук. Основные этапы становления политологии как науки



2015-12-13 965 Обсуждений (0)
Объект, предмет и функции политологии. Место политологии в системе социально-гуманитарных наук. Основные этапы становления политологии как науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Политология – экзамен.

Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта.

Политология — наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

Политология, как и любая другая социальная и гуманитарная научная дисциплина, изучает свой предмет путем его соизмерения и соотношения с другими феноменами и процессами. Однако сравнительному анализу подвергаются почти все сколько- нибудь значительные феномены и аспекты мира политического. Для изучения этого комплекса проблем сформировался такой важный раздел политологии, как сравнительная политология.

Совокупность проблем, которыми занимается политология, можно подразделить на три блока.

Во-первых, социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические действия, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.

Во-вторых, политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены.

В-третьих, политические институты, политический процесс, политическое поведение.

Поэтому политологическое исследование должно включать три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического. Они имеют много измерений — экономическое, социокультурное, философское, социально- психологическое, структурное, функциональное и др. Каждое из этих измерений обладает своими собственными характеристиками, нормами и функциями. Задача политической науки в этом плане гораздо шире задач государствоведческой и правоведческой дисциплин, изучающих прежде всего правовые аспекты данной проблемы.

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой — реализация всеобщего интереса.

Важным объектом изучения политологии является также система международных отношений со своими собственными системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Важная задача политологии — изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и других субъектов международных отношений в современных условиях. Особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами. В более широком плане речь идет о мировом сообществе стран и народов в его политическом и военно-политическом, а также других связанных с ними аспектах. В таком понимании мировое сообщество является объектом изучения геополитики.

В центре изучения политологии - институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое повеление, политическая культура. история политических учений и др.Эти проблемы изучаются не только политологией, но и историей, философией, социологией, государственно-правовой наукой и другими научными дисциплинами. Интегрируя отдельные аспекты этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.

 

2. Политические учения Древнего Мира и Средневековья.

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427—347 гг. до н.э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы». Предшественники Платона — софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика — это чисто человеческое дело. «Человек есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и изменчивое творение человеческого разума.

Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договориться о чем угодно и тем самым нарушить незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия — это власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии — власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой».

 

3. Политические теории Западной Европы Нового времени (16-19 вв)

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Пикколо Макиавелли (1469—1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, организованную политическую власть, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический," аристократический и монархический элементы власти.

В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с целой плеядой таких философов, как , Б.Спиноза, Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588—1679), В работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства» он описывает хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса — общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и ее носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путем договоренности между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал, что, заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться от действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократа и аристократия, которые различаются не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а пригодностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены.

 

4. Развитие социалистических идей от средневековой утопии до марксизма. Возникновения и этапы развития марксизма.

В XVIII в. коммунистические мечтания приобретают новую и более серьезную форму. Во Франции на протяжении всего этого века создается обширная литература из романов-путешествий, все чаще смыкающихся с романами утопическими. Место нахождения идеального государства отнесено в них в далекие от Европы страны, а то и совсем вынесено за пределы нашей планеты. Две эти подчас скрещивающихся нити робинзонад и утопий, идя от авторов XVII в. — Вераса и Сирано де Бержерака — не прерываются на всем протяжении века Просвещения. Однако из произведений, запечатлевших первое направление, ни одно не приобрело славы «Робинзона Крузо» Д. Дефо; забытым оказалось и большинство французских утопий той эпохи. Исключение составляют, пожалуй, только книга писателя Л. С. Мерсье «2440-й год»,. «Южное открытие» Ретиф де ля Бретона и примыкающее некоторыми чертами к ним «Добавление к «Путешествию Бугенвилля» Дени Дидро.

И тем не менее, поток этой литературы отнюдь не прошел бесследно. Он в определенной степени помог подняться соответствующим направлениям общественной мысли от этих традиционных жанров до произведений, в которых, по словам Энгельса, были выдвинуты «уже прямо коммунистические теории» [9] (Энгельс имеет в виду Мореллй и Мабли).. Произведения эти, таким образом, представляют собой уже не картины жизни идеального общества, словно срисованные «с натуры», а именно теоретические рассуждения о возможности и необходимости построения бесклассового общества, характерные для рационализма.

В чем состоят характерные черты рационализма в его применении к общественной жизни? По мнению передовых людей XVIII в., существовавшие тогда порядки, т. е. порядки феодально-абсолютистские, совершенно не отвечали разумному устройству, естественному для человеческого общества. Такой разумный и естественный порядок,— полагали эти передовые люди, борцы против феодализма, — существовал на заре человеческого Общества, был затем по разным причинам разрушен феодалами и, следовательно, должен быть теперь восстановлен. Представители социалистически настроенной французской интеллигенции так же, как и прочие противники «неразумного» существующего феодального строя, в своих мечтах и построениях исходили из тех же общих всем «просветителям» XVIII в. абстрактно-рационалистических представлений.- Им абсолютно чужд был какой-либо историзм и они выводили те или другие представления об основных чертах будущего идеального социалистического общественного строя исключительно из собственных своих представлений о велениях разума и естественном состоянии человеческого общества.

 

5. Социально-политические идеи в России периода становления капитализма.

 



2015-12-13 965 Обсуждений (0)
Объект, предмет и функции политологии. Место политологии в системе социально-гуманитарных наук. Основные этапы становления политологии как науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Объект, предмет и функции политологии. Место политологии в системе социально-гуманитарных наук. Основные этапы становления политологии как науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (965)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)