Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Учебно-методические указания по подготовке и сдаче экзамена (зачета)




Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся подразделяется на текущий контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля отражаются в журналах учета учебных занятий и используются для оперативного управления образовательным процессом.

Промежуточная аттестация успеваемости и качества подготовки обучающихся предназначена для определения степени достижения учебных целей по дисциплине и проводится в форме экзамена (зачёта).

Экзамен (зачет) по дисциплине предусмотрен учебным планом и является формой промежуточной аттестации. Он проводится в один этап в течение одного дня. Основной формой проведения экзамена (зачета) является опрос по теоретическим вопросам методом собеседования.

Цели экзамена (зачета) и решаемые им задачи:

- проверить степень усвоения обучающимися учебного материала по дисциплине;

- оценить уровень полученных знаний в объеме требований учебной программы;

- оценить развитие навыков творческого применения основных теоретических положений в повседневной практической деятельности;

- оценить умения логически строго излагать свои мысли, правильно строить ответы на поставленные вопросы, выделять главное и делать выводы;

- определить оптимальное соотношение лекций и семинаров по дисциплине, эффективность выбранного графика прохождения и методического сопровождения учебной дисциплины;

- определить соответствие образовательного процесса требованиям руководящих документов, выявить имеющиеся недостатки и выработать предложения по совершенствованию его содержания, организации и ведения.

Экзамен (зачет) проводится в дни и часы, отведенные расписанием занятий для изучения дисциплины. Экзамен (зачет) принимается лектором данного потока, который отвечает за организацию подготовки и проведение экзамена (зачета).

К экзамену (зачету) допускаются обучающиеся, выполнившие все требования учебной программы по дисциплине

Обучающиеся к экзамену (зачету) готовятся самостоятельно. Подготовка заключается в изучении программного материала дисциплины с использованием личных записей, сделанных в рабочих тетрадях, и рекомендованной в процессе изучения дисциплины литературы. При необходимости обучающиеся обращаются за консультацией к преподавателю, ведущему данную дисциплину.

Экзамен (зачет) проводится в аудитории, определенной учебным расписанием. В день проведения экзамена (зачета) по учебной дисциплине учебная группа прибывает к месту проведения зачета за 5-10 минут до его начала.

Преподаватель убеждается в готовности обучающихся к экзамену (зачету) и доводит до них порядок его проведения. Для собеседования в аудиторию приглашаются 4-5 человек.

Преподаватель предоставляет обучающемуся право самостоятельного выбора конверта, в который вложен экзаменационный билет. Обучающийся выбирает конверт, вскрывает его, называет преподавателю-номер, знакомится с содержанием вопросов и если ему все ясно, готовится к ответу. Преподаватель выдает ему лист со штампом учебной части, указывает место и предоставляет 30 минут на подготовку к собеседованию.

Для ответа по экзаменационному билету обучающемуся предоставляется до 15 минут.

Преподаватель, заслушав доклад, задает при необходимости, дополнительные (уточняющие) вопросы, оценивает знания обучающегося в соответствии с критериями, принятыми в вузе, объявляет оценку и разрешает обучающемуся выйти из аудитории.

Обучающимся, получившим на экзамене (зачете) неудовлетворительную оценку решением деканата устанавливаются индивидуальные сроки сдачи (повторной сдачи) экзамена (зачета).

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)

1. Понятие мировоззрения и его структура.

2. Особенности развития русской философии.

3. Характеристика основных компонентов мировоззрения.

4. Неотомизм как разновидность западноевропейской философии.

5. Типы мировоззрения.

6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.

7. Мифология и мифологическое мировоззрение.

8. Экзистенциализм как разновидность западноевропейской философии.

9. Специфика религиозного мировоззрения.

Ю.Д.Юм и И.Кант о границах и возможностях человеческого познания.

11.Особенности философского мировоззрения.

12.Теория познания И.Канта.

13.Предмет философии и ее основные задачи.

14.Рационализм философии нового времени (Р.Декарт).

15.Структура и функции философии.

16.Эмпиризм философии нового времени (Ф.Бэкон).

17.Природа философского знания.

18.Особенности философии эпохи возрождения.

19.Философия и ее роль в обществе.

20.«Реализм» и «Номинализм».

21.Характеристика основных направлений в философии.

22.Философские взгляды Пьера Абеляра.

23.Особенности решения онтологических и гносеологических проблем в

различных философских системах. 24.Жизнь и творчество Фомы Аквинского.

25.Философия как единство научной теории, методы и мировоззрения. 26.Особенности и основные этапы развития философии средневековья. 27.Специфика философского знания, принцип целостности в

философском объяснении мира.

28.Философские взгляды Аристотеля.

29.Структура философского знания: онтология, гносеология, учение о

развитии, социальная философия, история философии и др. 30.Философия Платона.

31 .Творческие функции философии, взаимосвязь философии с

естественнонаучными и социально-гуманитарным знанием. 32.Жизнь и творчество Сократа.

33.Становление философии и основные этапы ее развития.

34.Философия Демокрита.

35.Категория бытия, ее смысл и специфика.

36.Особенности античной философии

37.Категории материи и ее значение для философии, естественных и

гуманитарных наук.

38. Философская концепция К. Маркса.

39.Новое открытие в естествознании и изменения представлений о

структуре и законах движения материи.

40.Антропологический принцип философии Л. Фейербаха. 41.Всеобщие формы бытия материи.

42.Соотношение системы и метода философии Гегеля. 43.Характерные особенности концептуального, реального и

перцептуального подходов к пространству и времени.

44.Основные направления западноевропейской философии XIX - XX вв. 45.Решение проблемы соотношения материи и сознания различными

философскими направлениями.

46. Достоинства и недостатки марксистской философии.

47.Эмоционально - чувственная и познавательно -интеллектуальная

подсистема мировоззрения.

48.Философские взгляды Владимира Соловьева и Н. Бердяева.

49.Движение как способ существования материи, пространство и время

как формы бытия материи.

50.Функции мифа.

51.Сознание и высшие формы психической деятельности - мышление,

память, воля, эмоции.

52. Природное и социальное в человеке.

53. Личность и общество.

54. Отражение как всеобщее свойство материи, основные ступени отражения.

55. Структура философского знания. Философия и философские науки.

56. Понятийный /категориальный/ аппарат философии.

57. Предмет и методы философии.

58. Особенности и основные школы античной философии.

59. Основные этапы развития средневековой философии. "Реализм" и "Номинализм"

60. Эмпиризм /Ф.Бэкон/ и рационализм /Р.Декарт/.

61. Индукция и дедукция как методы научного познания.

62. Философские воззрения В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха.

63. Периодизация Отечественной философии.

64. Современные представления о материи и ее атрибутах.

65. Славянофильство и западничество в русской философской мысли.

66. Основные уровни организации материи.

67. Идеи западничества в философии А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского.

68. Единство материи и движения, основные формы движения.

69. Понятие закона. Общие и специфические законы.

70. Основные факторы становления и развития сознания.

71. Принципы, законы и категории диалектики.

72. Структура сознания, ее основные элементы.

73. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.

74. Источники и движущие силы развития общества.

75. Чувственные и рациональные формы познания.

76. Социальная структура общества.

77. Формационная концепция развития общества.

78. Структура общественно-экономической формации.

79. Формы научного познания.

80. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Культура и цивилизация.

 

8. Темы курсовых работ

1. Мировоззрение: понятие, структура, роль в жизни человека и общества.

2. Философия как система теоретического знания.

3. Философия как самосознание эпохи.

4. Современные дискуссии о предмете и структуре философии.

5. Особенности и основные школы философии Древней Индии.

6. Философские аспекты буддизма.

7. Особенности и основные идеи древнекитайской философии.

8. Философские воззрения Конфуция.

9. Первые натурфилософские школы Древней Гре­ции.

10. Характерные черты, периодизация и основные школы античной философии.

11. Философия Сократа.

12. Платон и его учение об «идеальном государстве».

13. Философия Аристотеля и ее роль в развитии ми­ровой философской мысли.

14. Особенности средневековой философии.

15. Философские идеи Библии.

16. Философские идеи Корана.

17. Проблема универсалий в средневековой филосо­фии.

18. Гармония разума и веры как центральная идея философии Фомы Аквинского.

19. Гуманизм философии Возрождения.

20. Философские идеи Реформации.

21. Особенности философии Возрождения.

22. Характерные черты философии нового времени.

23. Проблема метода в философии нового времени.

24. Философский смысл научной революции XVII века.

25. Философские идеалы Просвещения.

26. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.

27. «Абсолютный идеализм» и диалектика философии Г. Гегеля.

28. Проблема философии будущего в творчестве Л. Фейербаха.

29. Философия марксизма и ее исторические судьбы.

30. Иррациональная философия: истоки, этапы раз­вития и основные проблемы.

31. Проблема научности знания в философии позити­визма.

32. Современная религиозная философия.

33. Особенности и этапы развития русской филосо­фии.

34. Проблема «Восток-Запад-Россия» в трудах русских философов.

35. Российская цивилизация: прошлое, настоящее, будущее (методология анализа).

36. «Серебряный век» русской философии.

37. Русский марксизм: история и современность.

38. Проблема бытия в философии.

39. Социальное пространство и социальное время.

40. Философский смысл современной научной картины мира.

41. Понятие развития в философии.

42. Диалектика и ее альтернативы.

43. Прогресс и регресс в развитии.

44. Сознание и бессознательное.

45. Современные философские дискуссии по проблеме идеального.

46. Философские проблемы искусственного интеллекта.

47. Современные концепции познания.

48. Научное и ненаучное познание.

49. Проблема критериев истины в познании.

50. Отражение и информация (методология анализа).

51. Проблема заблуждения в научном познании.

52. Познание и интуиция.

53. Роль методологии в научном познании.

54. Общество как система.

55. Проблема периодизации общественного развития.

56. Детерминизм в развитии общества.

57. Проблема прогресса в общественном развитии.

58. Природа социальных ценностей.

59. Ценностные ориентации и смысл человеческого бытия.

60. Проблема человека в философии.

61. Смысл жизни человека (философский аспект).

62. Свобода и ответственность человека.

63. Человек – личность – общество.

64. Человек в информационном мире.

65. Техногенная цивилизация как объект философского анализа.

66. Современные глобальные проблемы и пути их ре­шения.

67. Противоречия и тенденции развития современной цивилизации.

9. Рекомендуемая литература

Основная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Просвет, 2007. – 592 с.

Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учеб. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 480 с.

Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Изд. 18-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 574 с.

Философия: учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.

Дополнительная литература

Алексеев П.В. Хрестоматия по философии. – М., 2005.

Алексеев А.П. Философский текст: идеи, аргументация. – М., 2006.

Багдасаров Н.Г. Социология: учебник / Н.Г. Багдасаров, М.А. Князева, Н.Р. Шушамян. – М., 2010.

Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2007.

Брокгауз Ф.А., Ефран И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М., 2007.

Гриненко Г.В. История философии. – М., 2007.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2010.

Ильин В.В. Философская антропология: учебное пособие для вузов. – М., 2008.

Канке В.А. Философия. – М., 2007.

Кохановский В.П. Философия. – М., 2008.

Кузнецов В.Г. и др. Философия: учебник. – М., 2006.

Кравченко А.И. Общество: статика и динамика: учеб. пособие. – М., 2006.

Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. – М., 2010.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 2007.

Михайлова Е.Е. Русская философия: учебное пособие. – Тверь, 2009.


[1] Дидактические единицы отмеченные значком * изучаются самостоятельно

 




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (410)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)