Общая характеристика социального бездействия
Социальное бездействие выступает сознательной волевой поведенческой реакцией людей на изменяющиеся, как правило, неблагоприятные условия жизнедеятельности. Социальное бездействие рассматривается в качестве определенного состояния человека, при котором он приходят к решению не совершать действий, в том числе запрещенных, требуемых и ожидаемых обществом. Разумеется, полного бездействия у живого человека нет и быть не может. Активность бездействующего человека может быть равна нулю в отношении исключительно запрещенных, требуемых и некоторых ожидаемых обществом действий. Поэтому к бездействующим субъектам целесообразно отнести не просто тех, кто не совершает каких-либо действий, а тех, кто бездействует в плане осуществления своего государственного, гражданского, трудового, семейного или общечеловеческого долга. Концепции бездействия первоначально вырастают из идей античной философии. Проповедник теории устойчивого удовольствия и разумного наслаждения Эпикур всячески настаивал на уклонении от страданий и вообще считал наиболее разумным не деятельность, а покой и апатию. Идея бездействия была связана с принципами неподвижности и неизменности бытия, которую отстаивали представители элейской школы, такие как Мелисс, Парменид, Зенон. Наиболее органичное толкование понятие бездействия получило в древних философских школах Востока. В даосизме человеку предписывалось плыть по течению, не нарушая естественного ритма и состояния. Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, то есть слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами. В ходе дальнейшего развития философии сущность бездействия пытались объяснить сторонники эмпиризма Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс. Они считали, что идея подлинного бездействия заключается в нулевой активности субъекта на созерцание познавательного процесса. К основному препятствию на пути активности во многих сферах жизнедеятельности следует отнести социопсихическую реакцию человека в виде страха, беспокойства, тревоги за судьбу и жизнь как свою, так и своих близких. Страх может порождать утрату способности к инициативе, отстраненность от общественных дел, формировать полнейшее механическое послушание, готовность подчиняться чужой воле, что в итоге может привести человека к бездействию. Интенсивный и продолжительный страх является наиболее опасным для человека. Функция страха заключается в том, что он сигнализирует человеку об опасности, выход из которой может быть как в активном действии, так и в его бездействии. Наряду со страхом хотелось бы упомянуть о роли социальных манипуляций, которые также могут вызвать у человека социальное бездействие. Манипуляция – способ управления, господства над людьми путем духовного воздействия через программирования их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека; оно осуществляется скрытно и его задачей является изменение мнений и целей людей в нужном власти направлении. При успешном применении манипуляции индивид может прекратить действия и прийти к бездействию. Бездействие – одна из целей манипулирования сознанием. Именно такого состояния от людей нередко стремятся добиться средства массовой информации и государство, т. к. бездействие и социальная апатичность граждан гарантируют государству спокойствие и безнаказанное процветание. Манипулирование сознанием – эффективное средство и одновременно источник, вызывающий социальное бездействие. В данном случае гражданские чувства, ориентирующие человека на положительные социальные действия, нейтрализованы манипуляцией. Для некоторых людей бездействие - это их жизненное кредо. Их пассивность не просто ответ на неблагоприятные обстоятельства, а устоявшаяся жизненная позиция. Они хотят улучшений своей жизни, экономического и политического положения в стране без приложения каких-либо со своей стороны усилий. При этом они руководствуются так называемым «бездействующим сознанием», опирающимся на житейские принципы: «не думать и подчиняться»; «ни за что не отвечать». Данные субъекты вряд ли могут самореализоваться и показать все свои способности и умения, найти своё предназначение в нашем мире. К социальному бездействию можно отнести следующие разновидности: · позитивное социальное бездействие, в качестве реакции на недопущения действий, запрещенных и отрицаемых обществом; · негативное бездействие как сознательный отказ от требуемого обществом социального действия; · нейтральное социальное бездействие как сознательный отказ личности от ожидаемых обществом положительных действий; · ситуативное бездействие как бегство от социальной действительности при решении отдельных житейских проблем; · апатичное бездействие, где человек не участвует в жизни общества и других процессах, потому что он изначально пассивен по своим психическим характерологическим признакам; · квазибездействие, основанное на убеждение субъекта в том, что личность безразлична обществу и наличие собственной позиции мешает жить, а условия жизни мотивируют приспособленчество. Бездействие, подверженное оценке со стороны права, приобретает вид правового бездействия: правомерного или противоправного. Правомерное бездействие связано с соблюдением запрещенных правовых норм, а также проявляется в осуществлении пассивных прав. Противоправное бездействие связано с уклонением от выполнения юридических обязанностей. Социальное бездействие является преградой в становлении гражданского общества и развитии социальной активности населения. Социальное бездействие вызывает напряженность и крах социальных ожиданий. Так же социальное бездействие отрицательно сказывается на нравственном облике общества и ведет к его деградации. В российском государстве отсутствуют систематические меры по борьбе с негативными проявлениями бездействия. Сильная социальная политика, экономические реформы, совершенствование духовного мира человека, координация деятельности основных институтов, зарождающегося правового государства и гражданского общества должны способствовать преодолению социального бездействия. Самую главную роль в предотвращении социального бездействия, а так же преодолении его негативных последствий играет непосредственно государство. Кроме того, важное место в социально-экономическом развитии страны и активизации системы политических, общественных и идеологических институтов отводиться различным общественным организациям и партиям. Краткая оценка социального бездействия такова: оно является преградой в развитии гражданского общества, тормозом в повышении активности во всех сферах жизнедеятельности, что отрицательно сказывается на нравственном облике общества, ведет его к деградации, а также искажает систему ценностных ориентаций и мотиваций поведения людей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |