Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проанализируйте труды великих казахских просветителей и мыслителей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А. Кунанбаева и др



2015-12-13 961 Обсуждений (0)
Проанализируйте труды великих казахских просветителей и мыслителей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А. Кунанбаева и др 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности духовной культуры Каз-на в ХIX веке.

 

Синкретная культура казахов оставалась до середины XIX в. глубоко традиционной. Ее разрушение есть следствие вторжения сильных соседей и последовавших за этим политических кризисов, приведших к упадку хозяйственную жизнь к дальнейшей экономической несостоятельности кочевничества.

В начале XlX века абсолютное большинство казахского населений проживало в юртах. Особые мастера (уйшы) делали замечательные образцы юрт, отличающиеся как яркой красотой, так и богатством и соответствием всех частей. Нередко их направляли на различные этнографические выставки

Появление зимовок в XIX в. - порождение переходного периода и связано с обострившимися проблемами землевладения и, конечно, переходом к оседлости. «Кыстау» - зимнее жилище казахов XIX в. - это разнообразные строения, зависящие от климатических и естественно - исторических условий, а также степени экономического благосостояния владельца.

В одежде казахов XIX в, наблюдается влияние изменившихся условий общественной жизни, сильное воздействие татарской культуры. Если в начале века все еще предпочитались ткани среднеазиатского производства из шелка! бархата, атласа и особенно дурня (полушелк), то в конце века все больше проникают ткани русского фабричного производства.

О некоторых изменениях в жанрах народной поэзии писал Ч. Валиханов: «Форма джиров, как и самый кобыз, оставалась теперь только достоянием баксы. Они только еще сохраняют эту форму стихов, употребляя ее при заклинании джиннов».

Заметное продвижение в деле просвещения произошло после реформ 60-х гг. XIX в. В 70-х гг. XIX века в Акмолинской и Семипалатинской областях действовали десятки низших школ, открывались гимназии, появились библиотеки и т.д. То же самое наблюдается во всех остальных областях Казахстана. Знаменательной вехой в этом процессе можно считать открытие женских гимназий в областных центрах, учительских семинарий, передвижных аульных школ. Начиная с середины XIX века, в результате усиления ислама наиболее распространенной формой обучения в Казахстане стали аульные мусульманские школы. Усиление религиозного сознания казахов XIX в. нельзя объяснить укоренившимися традициями, или же влиянием татарских и бухарских фанатиков. Корни популярности ислама связаны с усилением колонизации, неудачами административно - территориальных реформ, обнищанием масс, обезземеливанием и моральными потрясениями.

 

Проанализируйте труды акынов школы «Зар-Заман», Д. Бабатайулы, Ш.Канайулы, М.Монкеулы и др.

 

Художественная культура до революции Каз-на вобрала в себя как новации, рожденные эксплуатацией, так и традиц. черты, свойственные патриархально - феодальному строю.Литературные процессы шли по 2 направлениям: устное народное творчество и письм. литература.

Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лирико-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц, загадок и т.д.В многочисленных айтысах (состязаниях) 19-начала 20 в. отличались острословием , находчивостью, импровизацией, глубоким знанием обычаев, традиций, языка акыны Жанак, Шоже, Акан сери, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал. Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881).В своем произведении «Зар-Заман» он называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Каз-на к России.

Шортанбай критикует новую соц. группировку в казахском обществе, бегство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений.

Описывает тяжелую жизнь бедняков, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерие. Его беспокоило разрушение традиц. соц. отношений и кочевого скотоводства.

Шортанбай-поэт-пессимист .Не находя выхода из положения, он призывает людей искать защиту в религии. Дулат Бабатайулы (1802-1874).В стихах «Осиет наме» воспевает прошлую жизнь каз. народа. Он осуждает действия казахских ханов 18 в.Выступает за сохранение традиц. образа жизни. Разоблачает представителей местной власти, грабительский хар-р колониальной адм-ции.

Мурат Монкеулы ( 1843-1906).В своих произведениях «Казтуган»,«Ушкиян» высказывает недоброжелат. отношение к переселенцам, он идеализировал прошлое время казахов, критиковал пороки капитализма.

Он – поэт религиозного направления, защищает устои ислама в каз. степи. Вместе с тем активный борец против колониализма.

 

 

Проанализируйте труды великих казахских просветителей и мыслителей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А. Кунанбаева и др.

Во все времена проблемы просветительства, развития культуры, образования, экономики страны были актуальны.

Примером тому могут служить жизнь, деятельность таких великих исторических личностей, просветителей второй половины XIX в. Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абай Кунанбаева.

Чокан Валиханов, отвергая мусульманское просвещение как религиозный дурман, призывал казахов принять передовую русскую культуру, русское образование. «Мусульманские законы, - писал он, никогда не были приняты казахами и были введены в степь путем правительственной инициативы вместе с прелестями внешних приказов… Что же может ожидать свежая и восприимчивая казахская народность татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства…Вообще казахскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, пока пройдя через татарский период, как русские прошли через период византийский»[2].

Ч.Валиханов доказывал, что казахи «связаны с русскими исторически, даже кровно»[3].

Абай Кунанбаев также неустанно пропагандировал русскую культуру и науку. «Помни, - говорил он, - что главное – научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и освоить русскую культуру…Русские видят мир. Если ты будешь знать русскую культуру, то на мир откроются и твои глаза. Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно… Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче»[4].

Ибрай Алтынсарин призывал казахскую молодежь учиться и овладевать передовой культурой русского народа. Он предвидел, что «молодое поколение казахов будет смотреть на язык и грамоту русскую, как на единственный язык культуры и знаний, пристраститься к ним и будет развиваться в русском более или менее духе»[5].

В этих высказываниях четко выражена одна мысль: несмотря на варварские, грабительские методы колонизаторской политики царизма, присоединение Казахстана к России, имело, безусловно, прогрессивное значение.

Актуальность проблемы просветительства, а также интерес к жизни и деятельности, вкладу в развитие страны таких исторических личностей как Ч.Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, является основной причиной выбора мною данной темы для дипломной работы.

 

55

Изменения, происходившие в социально – экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX – начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.

Изменения, происходившие в социально – экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX – начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.

Интеллигенция, обладая обостренными социальными, интеллектуальными и нравственными чувствами поднимает вопросы о положении личности в обществе, об отношении ее к созданию нового общества.

Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость и освобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за своюличную свободу и свободный доступ к достижения и завоеваниям своей человеческой культуры.
С этой челью казахская интеллигенция, начиная с 1905 года, развивает бурную деятельность степи.

Значительное место в деятельности казахской интеллигенции начала XX века занимали правовые проблемы, поскольку действовавшее царское законодательство грубо нарушало, ущемляло права качевого народа, что вызвало его естественный протест.

Обладая полной информацией о бедственном положении своего народа на его исконных землях, они пытались донести до царского правительства информацию о социальных потребностях казахского народа, защитить его правовые интересы. Многие из них имели специальную юредическую подготовку, что позволяло им расширить правовые знания широких масс, обогатить и углубить их правовые знания.
Центральное место правовой деятельности лидеров казахской интеллигенции М. Тынышпаева, Ж. Арменова, А. Байтурсынова, М. Дулатова занимал вопрос о земле.

56

1914-1918 гг. — вступление России в мировую войну тяжело сказалось на положении трудящихся Казахстана, увеличились размеры налогов. «Добровольные сборы», принудительная подписка на военные налог и другие пошлины. Продолжается изъятие земель, реквизируют для нужд войны продовольствие. Под видом помощи мобилизованным введена трудовая повинность, Казахи в виде рабочей силы должны были пахать, сеять в переселенческой деревне. Сократились посевные площади, количество скота, усиление национального гнета. Правительство разжигает межнациональную рознь. Усиление борьбы за участки Земли. Борясь против выселения, Казахские шаруа не выполняли требования, отказывались от уплаты налогов. От словесных протестов они переходили к активным действиям. Усиление выступлений крестьян-переселенцев. В воинских частях развернулась антивоенная пропаганда, призывники уклонялись от воинской службы. Это усилилось в 1916 г. В первые годы было введено «чрезвычайное положение», запрещены уклонения, стычки, введена цензура. Росло недовольство народа. Иностранные капиталисты, воспользовались положением, усиливают эксплуатацию. Рост рабочего движения на рудниках и шахтах. Это предопределило восстание 1916 г.

25 июня 1916 г. опубликован приказ, по которому все нерусское мужское население в возрасте от 18 до 43 лет должно быть мобилизовано для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действия армии и на тыловые работы. Мобилизация проводилась во время сбора урожая и отгона скота. 1916-1917 гг. — голод Казахов. Все это послужило поводом к восстанию Казахов и других народов Средней Азии против российского колонизаторства. Правительство объявило отложение указа, но это не остановило уже вспыхнувшие очаги восстания. Борьба началась с уничтожения посемейных списков (тогда было бы невозможно определить возраст). Руководителями были: Тургайская область — И. Иманов, Жангильдин (самое организованное восстание), Уральская — Мендешев, на Мангыстау — Мынбаев, Акмолинск — Сейфуллин, Семиречье — Т. Бокин, Сырдарьинская — Рыскулов. В Жетысуйской области восстание было подавлено к октябрю 1916 г. Подавление из-за разрозненности действий. В Тургайской — крупное повстанческое гнездо. В 1916 г. Амангельды Иманов собирает отряды, в августе выбран сардарбеком. Делил войска на 100, на 1000 (как Чингисхан). Чтобы подавить восстание, было снято с фронта войско (Леврентьев). Восставшие отступали. Участников приговорили к смертной казни, к каторжным работам. Имело всеказахский характер (как Кенесары).

Первая мировая война, начавшаяся летом 1914г. сразу же пока­зала отсталость царской России в экономическом и техническом отношении. Отдельные победы русской армии не могли исправить общего положения на фронте, и Россия за 1915-1916 гг. потеряла значительную часть своих западных владений.//Неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, человеческих и материальных. Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях хозяйства.//Тяжело пострадала за годы войны и экономика Казахстана. Налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введен специальный военный налог. Продолжались злоупотреб­ления во всех звеньях колониального аппарата. Кроме прямых и косвенных налогов, собирались различные «пожертвования», в счет которых у казахов собирался скот и юрты. За три года войны только из Туркестанского края была вывезено 70 тыс. голов лошадей, 12,7 тыс. верблюдов, более 13 тыс. юрт.//Казахи должны были бесплатно поставлять мясо, хлеб, скот и юрты войскам, следующим на фронт через территорию Казахстана. Хозяйству казахов был нанесен огромный ущерб, исчисляемый миллионами рублей. Сокращалась площадь обрабатываемых земель как казахских, так и переселенческих, в результате чего резко вы­росли цены на хлеб.//К концу 1915 г. недовольство казахов начало нарастать. Мно­гие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказа от «добровольных пожертвований» и конфликтов на этой почве с местной администрацией.//Призыв казахов на тыловые работы. В 1915 г. встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Казахская интелли­генция через газету «Казак.» предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. При этом преследовались две цели://во-первых, должны были сохраняться от изъятия под пере­селенческие участки земли казахов, служащих в армии;//во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить ква­лифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии независимого Казахстана.//Кроме того, только таким путем казахи могли получить оружие, необходимое для борьбы с колонизаторами.//Однако русское правительство не собиралось вооружать «не­благонадежных» казахов. Вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах.//25 июня 1916 г. был опубликован указ, по которому все не­русское мужское население в возрасте 18-43 лет должно было быть «реквизировано» для работ по созданию оборонительных соо­ружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Всего, по предварительным подсчетам, должно быть мобилизовано 390 тыс. человек.//Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое поло­жение. Мобилизация проводилось во время уборки урожая и под­готовки скота к перегону на зимние пастбища, сенозаготовки. При­зыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономи­ческую базу казахского хозяйства, и без того расшатанного пос­тоянными изъятиями земель для переселенцев. Фактически остав­шиеся казахи обрекались на голодную смерть зимой 1916-1917 гг.Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов и других народов Средней Азии против российского колониализма. Напуганные размахом восстания царс­кие власти 20 июля объявили об отсрочке призыва до сбора урожая, а 30 июля - об отсрочке до 15 сентября 1916г. Однако погасить пламя антиколониального восстания казахов не удалось.



2015-12-13 961 Обсуждений (0)
Проанализируйте труды великих казахских просветителей и мыслителей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А. Кунанбаева и др 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проанализируйте труды великих казахских просветителей и мыслителей: Ч.Валиханова, И.Алтынсарина, А. Кунанбаева и др

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (961)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)