Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос 7. Языкознание в Средние века. Арабское яз-ние



2015-12-13 2894 Обсуждений (0)
Вопрос 7. Языкознание в Средние века. Арабское яз-ние 0.00 из 5.00 0 оценок




Античная цивилизация погибла в 476 году, когда варвары сожгли Рим и разграбили Римскую империю. С 476 года (или с V века нашей эры) начинается эпоха Средневековья, которая условно заканчивается в 1492 году, когда была открыта Колумбом Америка. Эпоха Средневековья характеризуется застоем во всех сферах жизни, в том числе и в науке. Основной причиной этого явилось господство религии во всех сферах жизни общества. Обрядовым языком религии был латинский язык, и через господство религии латынь стала языком науки, религии, внешних связей.

Латинский язык в это время был языком мертвым, т.е. не обслуживал живые, непосредственные общения, не функционировал в устной речи. Поэтому фонетика не изучалась, звуки смешивались с буквами (подмена звука буквой). Возможно, поэтому фонетика не изучалась вплоть до XIX века. Влияние латинского языка было таким, что все другие языки изучались только как латинский язык: все явления в языке оценивались с точки зрения латинского. Правила латинского языка переносились на другие языки. Греческий и латинский языки были обязательным компонентом средневекового образования. Для славянских народов Средние века ознаменовались созданием славянской письменности. В 862 (863) году братья-болгары по роду занятий – монахи – по приказу римского папы создали систему письменных знаков для передачи текстов греческих богослужебных книг.

Продолжение дискуссии о природе слов и вещей

Средневековые философы продолжают споры о природе названия, т.е. слова: номиналисты утверждали, что реальны вещи, а слова возникают после вещей как их названия. Предметы существуют реально, а понятия о предметах выводятся нашим умом. Наиболее ярким представителем номиналистов является Пьер Абеляр (1079-1142) - средневековый философ, возглавивший умеренных номиналистов, утверждал, что реально существуют только отдельные предметы. Эти предметы и являются базой общих понятий. Общие понятия отдельно не существуют, а выводятся нашим умом из реально существующих предметов и отражают их свойства. Церковь ожесточенно преследовала номиналистов.

Представители второго направления, получившие название реалисты, утверждали, что слово, идея имени появляются раньше вещи, понятия. Слова реальны, понятия реальны, а предметы являются их отображением, копией. Выразителем идей этого направления явился Ансельм (1033-1109 гг.) - епископ Кентерберийский - средневековой философ, возглавивший реалистов, утверждавших реальное существование общих понятий, а предметы и явления - это лишь их слабые копии.

Арабское языкознание

Древнеиндийское и античное греко-римское языкознание оказали определенное влияние и на арабскую науку о языке, расцвет которой приходится на эпоху Халифата (VII—VIII вв). Интерес к науке о языке здесь также стимулировался чисто практическими потребностями – сделать понятной доступной для всех мусульман священную книгу Коран и уберечь классический арабский язык от влияния диалектов.

Центрами арабской лингвистики в VII—VIII вв. были города Басра и Куфа, позднее — Басра и Багдад.

Одним из основателей арабского языкознания считается Халил аль- Фарахиди (VIII в.), составивший первый арабский словарь «Книгу Айна» .

Его учеником был знаменитый арабский языковед Сибавейхи (VIII в.), автор обширного труда «Книга», в котором он в завершенном виде представляет систему арабской грамматики.

Спустя немногим более трехсот дет после Сибавейхи грамматик аз-Замахшари предложил схему описания, состоящую из следующих частей: наука об именах, наука о глаголах и наука о частицах. В каждой из частей сначала дается теория употребления слов, затем теория словопроизводства. К этим трем частям добавляется четвертая. В ней содержатся сведения из фонетики, относимые к любой части речи.

Арабы создали превосходные по объему языкового материала словари, включив туда огромное количество синонимов. Так, Саганы составил словарь в 20 томах под названием «Разлив волн», а аль-Фирузабади — 60-томный словарь «Камус» (океан).

Сравнение языков как осознанный научный принцип встречается только у тюрколога Махмуда аль-Кашгари, который собрал огромный лексический материал многих тюркских языков и обобщил его в многотомном труде «Диван турецких языков» (ок. 1073—1074, опубл. 1912—1915).

Труд Махмуда аль Кашгари представляет собою настоящую энциклопедия тюркских языков, в основу которой положена сравнительность как сознательный принцип.

Арабская система описания содержит важную особенность – она безразлична к концепции слога. В этом ее уникальность в сравнении с традициями Аристотеля, Панини или китайской фонологии. Нельзя сказать, что арабские грамматики не имели представления о слоге или не считались с ним.

в арабской грамматике слог не является основной единицей, на которой строятся фонологические представления и ведется анализ фонологических качеств звуков. Это объясняется тем, что таджвид имеет дело не со слогом как с чистой единицей плана выражения, а со словом и морфемой. Сообразно этому классификация звуков речи и установление парадигматических и синтагматических отношений между звуками речи основываются не на месте, которые они занимают в слоге, а на их месте в морфеме и слове. Таджвид, таким образом, есть не фонологическое, а морфологическое учение о звуках речи. Надо отметить, что только в наше время в работах отдельных типологов воскресают идеи, лежащие в основе таджвид, в соответствии с которыми парадигмы звуков рассматриваются не в слоге, а в слове и морфеме.

 



2015-12-13 2894 Обсуждений (0)
Вопрос 7. Языкознание в Средние века. Арабское яз-ние 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос 7. Языкознание в Средние века. Арабское яз-ние

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2894)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)