Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Спрос: характеристика покупателей на рынке



2015-12-13 638 Обсуждений (0)
Спрос: характеристика покупателей на рынке 0.00 из 5.00 0 оценок




Итак, мы определили рынок как набор взаимосвязей между покупателями и продавцами, позволяющих определять цены (не обязательно денежные) и заключать сделки. В рыночном процессе участвуют две стороны с противоположными интересами – покупатели и продавцы. Рассмотрим подробнее каждую из сторон рынка. Покупатель, приходя на рынок, испытывает потребность в том или ином благе. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки этого блага, поскольку экономические блага продаются по положительной (не нулевой) цене. При одновременном наличии желания покупателя купить товар и возможности заплатить за товар возникает спрос.

Спрос (от англ. demand, D) – зависимость между ценой и количеством экономического блага, которое потребители желают и готовы приобрести при прочих равных условиях. Величина спроса – максимальное количество экономического блага, которое потребители желают и готовы купить при данном значении цены. Цена спроса – максимальное значение цены, при котором потребители желают и готовы купить данное количество экономического блага.

Чтобы стало понятнее, полезно просто посмотреть на график ниже. Графики спроса и предложения в экономическом анализе изображают в координатах P–Q. P, price, это цена. Q, quantity, это количество товара. На этом графике спрос – это вся кривая. Величина спроса – это объем спроса при конкретной цене, это точка Q0.


Важно помнить, что спрос (впрочем, как мы увидим позже, и предложение тоже), тесно связан с самым важным понятием курса экономики – альтернативными издержками.

Покупатель, который принимает решение об удовлетворении определенной потребности, находится в мире альтернатив. Например, в жаркий летний день, находясь в городе, утолить жажду можно множеством альтернативных способов. Можно купить дорогую кока-колу в ближайшем ларьке. Можно купить более дешевый квас, но для этого нужно отстоять 20минутную очередь. Можно прогуляться по району и найти еще более дешевую воду в районном магазинчике. Каждый из этих вариантов имеет определённые затраты для покупателя, как денежные, так и неденежные. Квас дешевле кока-колы, но при этом для его покупки необходимо пожертвовать 20 минутами стояния в очереди. Когда покупатель купит кока-колу? Тогда, когда посчитает другие альтернативы невыгодными для себя. Например, если квас стоит также, как и кока-кола, то покупатель не купит его никогда, потому что для покупки кваса нужно потратить время на очередь (при условии, что он одинаково предпочитает и квас, и кока-колу). Если же кока-кола стоит дороже кваса, то покупатель будет соотносить разницу в цене между колой и квасом, и стоимость времени, проведенного в очереди. Иными словами, на решение покупателя купить колу или нет будет влиять альтернативная стоимость времени, проведенного в очереди.

Говоря более точно, спрос покупателя определяется альтернативными издержками различных потребительских альтернатив (субститутов), хотя обычно учебники по экономике не заостряют на этом внимания. Позже мы увидим, что и предложение товара определяется альтернативными издержками использования различных способов использования ресурсов.

Определяя для себя альтернативные издержки потребления доступных субститутов при разных уровнях цен, потребитель получает кривую спроса.

Кривая спроса – кривая, каждая точка которой показывает значение:

· Максимальной величины спроса при соответствующем значении цены экономического блага;

· Максимальной цены спроса при соответствующем значении количества экономического блага.

Кривая спроса представляет собой отрицательную зависимость между величиной спроса и ценой. Подобная отрицательная зависимость объясняется законом спроса.
Закон спроса: при повышении цены экономического блага величина спроса сокращается, и наоборот. Математически закон спроса можно выразить следующим образом: Q′(P) < 0 или P′(Q) < 0.

Закон спроса объясняется действием трех эффектов:

1. эффект дохода: при повышении цены товара доля расходов потребителя на покупку данного товара растет (при постоянном доходе потребителя), и потребитель снизит объем спроса

2. эффект замещения: при повышении цены товара потребитель будет искать товары-заменители для данного товара, и снизит объем спроса на данный товар

3. эффект убывающей предельной полезности: с увеличением объема потребления товара предельная полезность каждой последующей единицы товара для потребителя падает, поэтому каждую последующую единицу блага потребитель купит по меньшей цене

При изучении данной темы очень важно не путать такие понятия, как «спрос» и «величина спроса». Спрос отражает объем планируемых покупок при всех возможных уровнях цены товара или услуги, то есть графически представляет собой весь график кривой спроса. Величина спроса – это объем покупок, который потребитель готов совершить при конкретном уровне цены и представляет собой одну точку на графике кривой спроса (а вернее, координату этой точки по оси Q). Увеличение спроса означает, что при каждом уровне цены потребители готовы купить больший объем товара, чем прежде. При увеличении спроса кривая спроса сдвигается вправо – вверх. Снижение спроса означает, что при каждом уровне цены потребители готовы купить меньший объем товара, чем прежде. При снижении спроса кривая спроса сдвигается влево – вниз. Зная уравнение или график кривой спроса, можно определить объем спроса при любой цене. Если же известно только одно значение величины спроса, то восстановить уравнение или график кривой спроса нельзя. Таким образом:

· изменение спроса –это сдвиг всей кривой спроса, то есть изменение величины спроса при всех возможных значениях цены экономического блага;

· изменение величины спроса –это сдвиг вдоль кривой спроса, связанный с изменением цены экономического блага.

Изменение величины спроса происходит под влиянием только одного фактора – цены. Движение всей кривой спроса происходит под влиянием неценовых факторов спроса.

Важно понять, что спрос – это зависимость величины спроса от цены, складывающаяся при прочих равных условиях. Мы фиксируем значения остальных параметров, влияющих на решение потребителя о покупке товара1, и получаем зависимость величины спроса от цены. Получившийся набор цен и величин спроса образует кривую спроса.

Таким образом, кривая спроса может быть записана как функция Q = f(P), и именно ее график можно увидеть в привычных кординтатах P-Q.

Однако, когда мы строим кривую спроса, то мы фиксируем все прочие факторы, которые влияют на решение покупателя о покупке товара. Их называют неценовые факторы спроса (или детерминанты спроса, от англ. determine, определять). Если мы попытаемся изменить какой-либо из этих факторов, мы получим новую кривую спроса в координатах P-Q.

На графике ниже показана реакция кривой спроса на изменение неценовых факторов. Более правая-верхняя кривая соответствует росту спроса под воздействием неценовых факторов. Более левая-нижняя кривая соответствует падению спроса.

Таким образом, спрос также может быть записан как функция от неценовых факторов

Q = f(цены других товаров, доход потребителя, налоги и субсидии, ожидания потребителей, вкусы и мода, количество потребителей другие факторы).

Эта зависимость обычно не изображается графически, а соответствует различным кривым спроса, построенных в координатах P-Q.

Предъявляя спрос на товар, человек испытывает влияние вкусов и предпочтений других потребителей. Ситуации, когда спрос других потребителей влияет на наше решение о покупке товара, то есть взаимное влияние потребителей друг на друга, называются «сетевые эффекты спроса».

Такие взаимные влияния спроса разных потребителей были исследованы экономистами в 1970х годах:

1. эффект присоединения к большинству (bandwagon effect)

Этот эффект означает следование моде. Потребитель покупает то, что покупает большинство других покупателей. Этот эффект можно сформулировать как ситуацию, когда отдельный покупатель предъявляет больший (меньший) спрос на товар из-за того, что некоторые или все остальные покупатели на рынке также предъявляют больший (меньший) спрос на этот товар

2. Эффект сноба (snob effect)

Эффект противоположен по смыслу к предыдущему эффекту. Потребитель покупает товар, потому что стремиться быть оригинальным и выделиться из толпы. В этом случае также имеет место взаимный эффект, только работает он в обратную сторогу: потребитеоь никогда не купит то, что предпочитает большинство других потребителей.

3. Эффект Веблена (Weblen effect).

Данный эффект назван по фамилии английского экономиста Торстейна Веблена, который исследовал эффекты спроса еще в конце 19 века. Эффект Веблена касается престижного, или демонстративного, потребления. Престижное потребление означает, что вещь используется не по своему прямому назначению, а с целью демонстрации статуса.

Эффект Веблена является одним из исключений из закона спроса. Рассмотрим их подробнее.



2015-12-13 638 Обсуждений (0)
Спрос: характеристика покупателей на рынке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Спрос: характеристика покупателей на рынке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)