II. Нестандартные задачи
Что мы едим. Чаще всего химические элементы в организм поступают вместе с пищей, вы можете сами рассчитать, сколько вам необходимо употреблять тех или иных пищевых продуктов, чтоб восполнять определенную норму элементов в организме. Задание Решите задачи: 1. В 100 г кураги содержится 2,034 г калия. Сколько кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия (1400-7400 мг.)? 2. В куске белого пшеничного хлеба 0,8 мг железа. Сколько кусков нужно съедать в день для удовлетворения суточной потребности в этом элементе (? 3. Человеку в день требуется 1г кальция. Сколько стаканов молока нужно выпивать ежедневно для снабжения организма этим элементом, если 1 стакан молока содержит 280 мг кальция?
4. В суточный рацион взрослого человека должен обязательно входить белок массой 120г. Массовая доля белка в мясе 20%, в рыбе 18%, в сыре – 34%. Какую массу мяса нужно съесть человеку, чтобы обеспечить организм суточной нормой белков? Сделайте пересчет для рыбы и сыра.
5. В состав плодов гороха входит белок с массовой долей 26%, в состав сои – 65%. Эти белки содержат все нужные организму кислоты. Какую массу гороха нужно включить в рацион, чтобы удовлетворить суточную потребность (120г) организма в белке? Сделайте подобный расчет для сои.
6. Суточная потребность человека в фосфоре составляет по массе 1г. Массовая доля содержания фосфора в продуктах питания (%) в мясе - 0,204, в яйцах – 0,224, в сыре – 0,701. Какую массу каждого продукта нужно ввести в рацион, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в фосфоре?
7. Суточная потребность организма в кальции составляет 1 г. Эту потребность можно удовлетворить за счет молока. Массовая доля кальция в коровьем молоке составляет 0,13%, а в козьем 0,14%. Какую массу молока нужно ввести в суточный рацион для удовлетворения потребности организма человека в кальции? Результаты исследований ученых показали, что ежедневный прием молока уменьшает риск возникновения кариеса 8. Ортофосфат кальция составляет минеральную основу костей и зубов. Другие соединения кальция участвуют в нервной и мышечной деятельности, входят в состав тканевой жидкости, ядер и стенок клеточной ткани живого организма. Кальций уменьшает аллергические реакции. Суточная потребность организма в кальции составляет от 0,8 до 2 г. Источниками кальция служат молоко, кефир, творог, сыр, рыба, фасоль, петрушка, зеленый лук, а также яйца, гречка и овсянка, морковь и горох. Обеспечит ли суточную потребность организма в кальции добавление в пищу 1 г карбоната кальция при условии его полного усвоения?
9. Фтор поступает в организм человека с водой и продуктами питания. В некоторых районах содержание фтора в питьевой воде составляет 2 мг/л. рассчитайте массу фтора, попадающую в организм человека ежедневно, если он потребляет примерно 2 л воды в сутки. Напишите уравнения диссоциации фторида натрия и укажите, в каком виде фтор поступает в организм. К чему может привести избыток фтора в организме?
Витамины Термин витамин был предложен русским ученым Луниным и переводится как амины жизни (vitos – жизнь). Этим подчеркнута значимость этих соединений для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Амины – это соединения, содержащие азот. Витамины – это незаменимые факторы питания органического происхождения, присутствующие в пище в малых количествах, не являющиеся пластическим материалом, но участвующие в регуляции биохимических и физиологических процессов. К витаминам и витаминоподобным соединениям относится около 20 соединений, которые делятся на две большие группы. Жирорастворимые витамины (A, D, Е, К) накапливаются в организме, а водорастворимые необходимо употреблять постоянно, так как они выводятся из организма (С, группы В, РР, фолиевая и пантотеновая кислоты) Не один биохимический процесс не может обходиться без витаминов, самостоятельно же наш организм их не может синтезировать, поэтому витамины постоянно должны поступать в наш организм. Причиной авитаминоза – недостатка витаминов может быть неправильное питание, физическое или психическое перенапряжение, работа с вредными веществами, нарушение обмена веществ, острые хронические инфекционные заболевания.
Чтобы избежать потери витаминов необходимо: - потреблять как можно свежие продукты; - для мытья, вымачивания и приготовления использовать меньше воды; - лучше есть овощи сырыми; - по возможности не снимать кожуру с овощей и фруктов; - не выливайте, используйте овощной отвар – там много витаминов; - избегайте длительного приготовления овощей; - предпочитайте замороженные продукты консервированным, в замороженных остается больше витаминов. Решите задачи 1. Вычислите, какую часть лимона необходимо съедать ежесуточно для того, чтобы восполнить потребность организма в витамине С (50-100 мг). В расчетах следует принять, что масса лимона равна 100 г; содержание витамина С (аскорбиновой кислоты) в лимоне составляет 0,5 %
2. Недостаток в организме никотиновой кислоты (витамина РР) вызывает вялость, раздражительность, подавленное настроение. В сутки его потребность для мальчиков в возрасте 15-18 лет (в мг) численно равна 0,5 моль атомов кальция, а для девочек примерно 0,2 моль атомов фосфора. Вычислите суточную потребность витамина РР. Для его восполнения в организме употребляйте в пищу гречневую кашу, печень, почки, хлеб грубого помола, финики.
3. Содержание витамина С ( в мг) в 100 г клюквы численно равно 0,1 моль карбоната кальция. Суточная потребность в витамине С в среднем 60 мг. Сколько клюквы необходимо ежедневно для увеличения потребности сопротивляемости организма инфекциям.
4. Суточная потребность в витамине D составляет 0.01мг. Определите, будет ли соблюдена норма потребления витамина D, если принимать один раз в день 5 капель 0,01%-ного раствора в масле. Объём одной капли 0,04мл, плотность раствора 0,92 г/мл.
4. Транспортная система организма - кровь: Кровь – своеобразная ткань организма, она служит «транспортной системой», переносящей в организме необходимые питательные вещества и кислород. Следовательно, она содержит множество различных ионов. Содержание металлов в крови
Оказывается, в организме человека содержится некоторое количество и драгоценных металлов
Выяснено: · при стрессе возрастает содержание цинка в крови; · незадолго до инфаркта повышается содержание никеля и марганца; · при атеросклерозе в венозной крови повышается содержание Mn и Fe и снижается содержание Ni и Со, а в артериальной крови понижается концентрация Zn, Mn,Cu,Co,Mo и увеличивается содержание Pb,Cr,Al; · при гипертоническом кризе в крови уменьшается Co и Zn; · сахарный диабет сопровождается падением в крови концентрации Mn; · при пневмонии понижается содержание в крови Co; · полагают, что жесткая вода негативно влияет на заболевания сердечно – сосудистой системы, по-видимому, повышенное содержание кадмия, кальция, магния и ванадия неблагоприятны для деятельности сердца; · при ишемической болезни в сыворотке крови снижается содержание Zn; · положительное действие на деятельность сердца оказывают также марганец, хром, серебро и цинк, а совместное действие меди и титана вызывает противоположный эффект; · у агрессивных людей в волосах обнаруживается повышенное содержание свинца, железа, кадмия, кальция, меди и понижение цинка, лития, кобальта. Задание: 1. В разделе растворы отыщите задачи, связанные с кровеносной системой и решите их. 2. Составьте свои задачи, пользуясь таблицей по содержанию металлов в крови. 3. При изучении химии вы оперировали такими понятиями, как вещество, смесь, раствор. Применимы ли они при характеристики крови? 4. Решите задачу. В одной капле крови содержится около 250 млн. эритроцитов. Каждый эритроцит содержит приблизительно 2.9·10-8 мг гемоглобина. Молярная масса гемоглобина порядка 67000 г/моль. Каждая молекула гемоглобина содержит 4 атома железа. Какую массу железа может содержать одна капли крови? Сколько молекул кислорода присоединяет 1 молекула гемоглобина?
О многом понемногу.
Большое влияние на здоровье людей оказывает минеральный состав почвы: · в степных районах Украины в почве понижено содержание цинка, кобальта, йода, что ведет к близорукости; · пониженное содержание в Краснодарском крае в почве марганца, молибдена, меди, хрома является причиной заболевания раком кожи; · таежно-лесная нечерноземная зона России характеризуется недостатком кальция, фосфора, калия, кобальта, меди, йода, молибдена, цинка, но избытком стронция и марганца; · в лесостепной и степной черноземной зоне наблюдается недостаток марганца, калия, плохо сбалансированы с другими элементами йод, цинк и молибден; · сухостепная, полупустынная и пустынная зоны отличаются повышенным содержанием бора, цинка, сульфатов, часто – стронция, но относительно низким содержанием йода, меди, иногда кобальта. Задание: 4. Проанализировав состав почв обсудите: - как избыток и недостаток отдельных минеральных веществ скажется на здоровье проживающих там людей; - какие меры принять для предотвращения заболеваний; - составьте задачи, используя данную информацию.
Химия и гигиена «Человек здоров, пока здоровы его зубы» - утверждали древние. Кариес и пародонтоз – самые распространенные заболевания зубов. По статистике только 3% людей генетически не склонны к этим заболеваниям, в основном, это люди негроидной расы. Они развивается под влиянием микроорганизмов, которые вырабатывают молочную кислоту из остатков пищи, особенно углеводной. Любой дефект эмали зуба (ее состав близок к минералу гидроксидапатиту Ca5OH(PO4)3) приводит к проникновению микроорганизмов во внутренние ткани зуба, что вызывает их воспаление (дентит, пульпит). Образование молочной кислоты, которая появляется в ротовой полости при разложении пищи, особенно углеводной, резко снижает рH слюны от 7,0 –7,5 (нейтральная) до 4,5 – 5 (кислотная). При такой кислотности разрушение эмали ускоряется, поэтому всегда после еды необходимо чистить зубы, язык, а так же полоскать ротовую полость. Основное средство ухода за зубами – зубная паста. А из чего она состоит? Зубная паста – это многокомпонентная система, которая имеет следующий состав: 1. Абразивные вещества (чаще всего для этих целей используется карбонат, гидрофосфат и фосфат кальция, диоксиды кремния и титана, оксид алюминия) осуществляют механическую очистку зубов от налета и полировку их; 2. Связующие компоненты (как правило, вещества, выделяемые из морских водорослей или производные целлюлозы – натрийкарбоксиметилцеллюлоза) используются для превращения смеси абразивных порошков в стойкую пасту; 3. Загустители (глицерин, сорбит, полиэтиленгликоль) используются для получения пластичной, выдавливающейся из тюбика массы, также они способствуют сохранению в пасте влаги, улучшают вкусовые качества; 4. Пенообразователи(ПАВ, например, лаурилсульфат натрия – СН3 (СН2)11 OSO3Na) способствуют очищению 5. Антисептики (формальдегид, хлорированные фенолы, бензойная кислота) устраняют микробы; 6. Соединения фтора переводят Ca5OH(PO4)3 в CaF2 , а он, в свою, адсорбируется на эмали, предохраняя ее от воздействия кислот, также фторидные соединения подавляют жизнедеятельность бактерий, эмаль не разрушается. 7. Вкусовые добавки (сахарин и его производные) и отдушка (ментол, мятные масла, гвоздичное масло, эвкалиптол) придают зубной пасте приятный запах и вкус. Решите задачи 1. Плохой уход за зубами, особенно несвоевременное удаление остатков пищи, - одна из причин кариеса. Почему для зубов особенно опасна углеводная пища (белый хлеб, печенье, сахар)?
2. Сколько монофосфата натрия NaF • NaPO3 содержится в тюбике зубной пасты массой 100г, если на упаковке есть информация, что содержание активного фтора 0,15%?
3. Стоматологи рекомендуют для профилактики кариеса ежегодно использовать 1,5 г. активного фтора. Сколько тюбиковзубнойпасты нужно израсходовать в год, чтобы обеспечить эту норму, если известно, что в тюбике массой 100г содержится 0,15 % активного фтора?
4. На тюбике пасты «Пепсодент плюс» указан состав: монофосфат натрия, оксид алюминия, диоксид титана, лаурилсульфат натрия, карбоксиметилцеллюлоза, вкусоароматические вещества, сахарин, бензойная кислота. Объясните, какую функцию выполняет каждый из компонентов?
Задание: 1. Составьте: а) кроссворд, пользуясь сведениями о составе зубной пасты б) расчетные задачи 2. Соберите сведения о составе зубных паст, продаваемых в ваших магазинах, проанализируйте его, подберите для себя наиболее удобную и полезную пасту. 3. Составьте коллекцию зубных паст (коробки от тюбиков) для кабинета химии.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1687)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |