Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЫЕ ПРИЁМЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ



2016-01-02 1165 Обсуждений (0)
ОСОБЫЕ ПРИЁМЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




А)НАРУШЕНИЯ ПРИВЫЧНОЙ ИНТОНАЦИИ ОДНОРОДНЫХ УДАРНЫХ СЛОВ

если в ряду однородных членов в каждой фразе есть слово, выделенное логически нейтральным способом, а последнее – экспрессивным (резким повышением тона вверх на ударном гласном), то этому последнему слову достается вся значимость: как смысловая, так и эмоциональная:

Б) Прием, позволяющий усиливать синтаксический параллелизм за счет интонационного. Некоторую интонационную волнообразность мы наблюдаем в этом случае: первое слово выделяется экспрессивно-окрашенным способом, второе – нейтральным, третье – снова тем же движением тона вверх, четвертое – снова тоном вниз и т.п. В итоге у слушающего все шесть акцентно выделенных слов остаются в памяти как ключевые слова, передающие идею соотносительности, сопоставимости, сопряжения тех явлений, о которых повествует автор:

 

В) способ создания логического ударения путем растягивания слова и выделения его тоном по типу (т.е. в слове с двумя центрами на первом акценте тон повышается, на втором – понижается), что усиливает семантику слова и несет особую оценочность и значимость:

ЧТЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

Знаки препинания «ноты текста», они расставляют смысловые акценты, обозначают повышение и понижение голоса, создают ритм - мелодический контур в устной речи (голосовые фигуры).

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

АБЗАЦ

Абзац отделяет большой кусок, объединённый одной мыслью, одной действенной задачей.

Между абзацами делается пауза.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

ТОЧКА

Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения, не заключающего в себе ни прямого вопроса, ни эмоционального оттенка

Интонация связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем точке, — «голос положить на дно», постепенное спокойное понижение тона в конце и пауза. Последний слог последнего слова перед точкой должен звучать интонационно ниже предыдущих, а не выше, как при запятой.

 

 

А) Если точка стоит В КОНЦЕ РАССКАЗА, то понижение выраженное. На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза.

 

 

Б) если В КОНЦЕ АБЗАЦА или ФРАЗЫ, то понижение интонации менее выраженное. Эта точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается.

 

В) Точка звучит запятой, когда два предложения можно связать по смыслу в одну фразу. Такую точко можно взять карандашом в скобки и поставить вместо неё запятую.

Не спеши, / не будь тороплив в речи. / Не все по­нимают быструю речь. / Иной оратор, / как горох, сыплет слова, / не уследишь за его речью. //Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или сло­вами утомляют слушателя, / делают его речь скучной, /утомительной.///

 

Г) точка В РЕЧИ С ПЕРСПЕКТИВНЫМ РАЗВИТИЕМ отрывка может быть заменена интонацией двоеточия, точки с запятой или другого знака:

«В том-то и смысл и красота борьбы. Жизнь тебя лупит, а ты сейчас же даешь ей сдачи. Когда хорошо, каждый дурак будет жить, а ты попробуй жить и бороться в скверных условиях. Да не прячь головы под крыло, как страус, а смотри жизни в лицо» (Н. Островский)

В отрывке четыре фразы, и все они отделены точками. Если, рассказывая текст, следовать интонации этих знаков, то первая и вторая фразы обессмысливаются совсем, так как в самом их содержании заключена необходимость связи друг с другом. Наличие в первой фразе слов «в том-то» требует, чтобы фраза была либо итогом текста, который мог быть перед ней, либо содержание ее должно раскрываться следующей (второй) фразой, и слушатель предупреждается об этом интонацией двоеточия. Оставляя же в звучащей речи точку, мы не донесем этой разъяснительной связи. Смысловые отношения между второй и третьей фразой носят характер пояснения. Между ними легко вставляется слово «ведь». Таким образом, обе фразы — вторая и третья— служат цели раскрыть шире представление о смысле и красоте борьбы. Чтобы легче было передать это в рассказе, между ними должна звучать точка с запятой. И, наконец, последняя, четвертая фраза, является дополнительным усилением к третьей: не только умей жить и бороться в скверных условиях, но делай это со всей смелостью. Такая связь требует замены предпоследней точки запятой, а последняя точка, естественно, заменяется восклицательным знаком, который значительно ярче передает утверждающую энергию мысли: смысл и красота борьбы в умении не сдаваться, быть смелым и преодолевать все препятствия. Весь отрывок после замены грамматических знаков будет выглядеть следующим образом:

«В том-то и смысл и красота борьбы: жизнь тебя лупит, а ты сейчас же даешь ей сдачи; [ведь] когда хорошо, каждый дурак будет жить, а ты попробуй жить и бороться в скверных усло­виях, да не прячь голову под крыло, как страус, а смотри жизни в лицо!»

 

Д) Короткие фразы, заканчи­вающиеся точкой, помогают созданию особого ритма речи. Часто в этих случаях одно слово составляет целую фразу, и произносится оно энергично, четко, с последующей выраженной паузой:

«Пестреют шапки. Копья блещут.

Бьют в бубны. Скачут сердюки.

В строях равняются полки.

Толпы кипят. Сердца трепещут.

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится.

Средь поля роковой помост» (А.С.Пушкин «Полтава»)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

ЗАПЯТАЯ

На ударном слове, предшествующем запятой, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу.

Запятая говорит о том, что мысль не закончена, Загиб запятой, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы. При запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую...

 

А) ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ запятая требует последовательного повышения голосаипаузы

 

Б) ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ или ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ запятая отличается большей длительностью, чем при перечислении.

 

В) ПЕРЕД ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ

В1) запятая снимается, так как она создает с уточняемым им глаголом как бы одно понятие

«Михайла сидел (,) насупившись». (А.Н. Толстой «Петр первый»).

В2) Но в случае, когда ДЕЕПРИЧАСТИЕ СТОИТ ПЕРЕД ГЛАГОЛОМ, оно приобретает большую самостоятельность и требует паузы после себя:

«Насупившись, сидел Михайла».

 

Г) МЕЖДУ СОЮЗОМ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ запятая снимается

«Вдали /мельница/ стучит, /полузакрытая вербами,/ и (,) пестрея в чистом воздухе, /голуби/ быстро кружатся над ней» (И. Тургенев)

 

Д) ПЕРЕД СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ запятая снимается

Е) запятая снимаетсяВ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, когда связь главного с придаточным осуществляется СЛОЖНЫМ СОЮЗОМ: с тем, чтобы; для того, чтобы; потому, что или соотношениями: то — что; всё — что.

«Я пригласил вас, господа, /с тем (, ) чтобы сообщить вам/ пренеприятное известие»

«Разве то (,) что принадлежит мне, /не принадлежит столько же и тебе?»

«А утес-великан /все (,) что думал Степан,/ все тому смельчаку перескажет»

Ж) ВВОДНЫЕ СЛОВА (конечно, вероятно, пожалуй, кажется, может быть, впрочем, чего доброго, по-моему, к несчастью, наконец и т. д.) произносятся без пауз. Эти паузы очень отяжелили бы произнесение фразы и, следовательно, затруднили бы передачу смысла.

«Я (,) кажется (,) понимаю, ты (,) чего доброго (,) обиделся»

«Первый звук его голоса /был слаб и неровен/ и (,) казалось (,) не выходил из его груди/, но принесся откуда-то издалека... Я (,) признаюсь (,) редко слыхивал подобный голос...» (И. Тургенев)

З)ПЕРЕД ОБРАЩЕНИЕМ

З1) В СЕРЕДИНЕ предложения запятая снимается.

«А ведь счастья много, так много (,) парень, что его на всю округу бы хватило, да не видит его ни одна душа!» (А.П.Чехов «Счастье»).

«Спасибо (,) Родина (,) за счастье С тобою быть в пути твоем»

«Слушай (,) мир! Радирует «Восток-2»

З2) Но если обращение стоит В НАЧАЛЕ фразы, то запятая соблюдается.

«Родина, /спасибо за счастье/ с тобою быть в пути твоем»

«Мир! /слушай/: радирует «Восток-2».

И)Иногда запятая может звучать точкой:

«Реальность нашей программы - живые люди, (.) это мы с вами».

 

К) запятая может звучать восклицательно при перечислении БЫСТРОЙ СМЕНЫ ЯВЛЕНИЙ ИЛИ СОБЫТИЙ:

«И все: горшки, стаканы, скамьи, столы - Марш! Марш! все в печку поскакало». (А.С.Пушкин «Гусар»)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Разграничительный знак, занимаю­щий среднее положение между точкой и запятой. Помогает устанавливать градации между деталями описания и повествования. Автор приостанавливает наше внимание на детали, а затем ведёт дальше и дальше, составляя единое целое из отдельных картин.

Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем на точке, соединяя в единое целое части одного описания. Характерна интонация некоторого понижения, меньшего, чем при точке, но значительно большего, чем при запятой, так как точка с запятой обычно разграничивают части предложения, уже имеющие запятые.

Это знак, не имеющий своей постоянной мелодии. Он звучит либо точкой, смотря по смыслу, либо точкой с запятой, когда разделяются фразы.

 

В рассказе Тургенева "Певцы" при описании пения рядчика писатель редко прибегает к точке с запятой. Но вот начинает петь Яков. Меняется ритм рассказа, меняется и расстановка знаков препинания, каждая фраза изобилует точками с запятой. Они как бы направляют внимание то на одного слушающего, то на другого. Во всех случаях точка с запятой сохраняет интонацию понижения, но вместе с тем каждый раз она разная и по мере развития мысли требует все более яркой и богатой интонации:

"...Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня... Я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего. Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился..."

 

Здесь автор описывает в единой картине всех пассажиров:

«Впереди ехала открытая двуместная легонькая колясочка; в ней сидел генерал с толстыми, блестевшими на солнце эпо­летами и рядом с ним полковник. За ней следовала другая, четвероместная; в ней сидел майор с генеральским адъютан­том и еще двумя насупротив сидевшими офицерами; за коля­ской следовали известные всем полковые дрожки, которыми владел на этот раз тучный майор; за дрожками четвероместный бонвояж, в котором сидели четыре офицера и пятый на ру­ках, за бонвояжем рисовались три офицера на прекрасных гнедых лошадях в темных яблоках»

 

А вот как, используя точку с запятой, А. С. Пушкин создает единую и очень динамичную сцену в эпизоде сна Татьяны. Короткие насыщенные паузы, отмечающие каждую подробность, способствуют передаче кошмара, привидевшегося героине. (А.С. Пушкина «Евгений Онегин»):

«Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок;

То выронит она платок;

Поднять ей некогда; боится,

Медведя слышит за собой,

И даже трепетной рукой

Одежды край поднять стыдится;

Она бежит, он все вослед,

И сил уже бежать ей нет»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

ДВОЕТОЧИЕ

А) ПОСЛЕ ОБОБЩАЮЩЕГО СЛОВА И ПЕРЕД ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ или МЕЖДУ ПОЯСНЯЮЩИМ И ПОЯСНЯЕМЫМ. Указывает на намерение пе­речислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед двоеточием. Двоеточие обязывает к внимательному восприятию дальнейшей речи. Соединяемые двоеточием части относятся одна к другой как поясняющая к поясняемой, как причина к следствию.

Означает соединительную логическую паузу. На одном из слов первой части, стоящем в конце или близко к концу ее, делается повышение тона, указывающее на следующее далее, после паузы, продолже­ние сложного предложения. Голос на двоеточии остается на одной ноте.

 

Двоеточие часто соперничает с тире:

"Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его трепетал более — он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой пронзает душу слушателя..." (И.С.Тургенев «Певцы»)

В этом примере оба знака служат пояснению. Причем пояснение после тире содержит и элемент противопоставления, поэтому интонационный перелом речи здесь будет еще более четким и ярким.

 

Б) МЕЖДУ АВТОРСКИМ ТЕКСТОМ И ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

Пауза в этом случае меньше, чем на двоеточии внутри предложения. Авторский текст, подготавливающий реплику, произносится в том же ритме, в том же ключе, что и сама реплика. Характерное для двоеточия повышение голоса как бы «перехватывается» репликой.

«Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать». И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы». (А.П.Чехов «Моя жизнь»)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ТИРЕ

«Молчанка» для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или действию впоследствии.

Тире - знак, не имеющий своей мелодии. Тире может звучать, смотря по смыслу, точкой, запятой, двоеточием, многоточием или совсем выпадает.

 

А) Когда ТИРЕ УКАЗЫВАЕТ НА ОТНОШЕНИЯ СЛЕДСТВИЯ, ставится с целью РАЗЪЯСНИТЬ ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ ПЕРЕД ним или подвести итог.

Тире требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Интонация тире характеризуется повышением и паузой значительно большей, чем пауза при запятой. При тире звуковой загиб становится более резким, чем при запятой, пауза увеличивается.

«Учет и контроль /— вот главное, что требуется для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества»

«Фома слушал ее и - / точно мед пил»

 

Б) ПРИ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ голос обычно идет на повышение.

Дон Г у а н... Вот нечаянная встреча! Я завтра весь к твоим услугам.

Дон КарлосНет! Теперьсейчас.

Лаура Дон Карлос, перестаньте! Вы не на улице — вы у меня — Извольте выйти вон.

 

 

В) ДВА ТИРЕ являются знаками выделяющими: ими отмечается прямая речь, а иногда вводное слово или предложение.

 

 

Г) когда ТИРЕ ЗАМЕНЯЕТ СКАЗУЕМОЕ пауза снимается:

«Я – мирная». [Я мирная]

 

Д) ПРИ УАЗАНИИ НА НОВЫЕ МЫСЛИ - значительная пауза с большой психологической нагрузкой

 

Е) Так как знак тире особенно распространен в экспрессивной речи, функции его могут быть выяснены всякий раз только в контексте.

«Когда - так, идите по своим делам. Дело-то у вас - есть?». (М.Горький)

Это Булычов отсылает от себя «других», слетающихся к нему как воронье на падаль, прочитайте вторую половину фразы без тире, и она окажется рядовым, конкретным, будничным вопросом, относящимся к данному времени, к настоящему моменту. Прочтите ее же с учетом тире, и она сразу зазвучит обобщенно, заставит задуматься: а есть ли вообще у людей какое-нибудь настоящее дело?

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ТРОЕТОЧИЕ …

Обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль.

Интонационная незавершенность, «голос не поднимается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе». Голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается. Звучащая речь как бы переключается в мысленную, а затем вновь становится звучащей.

Обычно многоточие требует длительной паузы.

 

А) Перерывы в диалогической речи могут вызываться тем, что собеседник ПЕРЕБИВАЕТ ГОВОРЯЩЕГО, либо воздействием какой-либо внешней причины

Б) Перерывы, особенно вызываемые ПРИЧИНАМИ ВНУТРЕННЕГО ХАРАКТЕРА, могут происходить даже в середине слова.

«А на дворе-то опять дождик пошел. Холодно у нас чего-то. Топили, а холодно. Старый дом-то… продувает… охо-хо! А отец-то, ребятишки, опять сердитый… Поясницу, говорит, ломит у него. Тоже старый… А все неудачи да непорядки… Расходы большие… Забота» («Мещане» М.Горького) Тут паузы объясняются скудностью мысли героини. Ровная интонация этого монолога, ритм отрывистых, прерываемых частыми многоточиями фраз передает нерешительность, забитость и пассивную доброту Акулины

«Двадцать девятый Митьке пошел: давно пора своих детей наживать… И стал я Митьке советовать: Пора-де и тебе закон совершить… Только выбирай, говорю, жену не глазами, а ушами, слушай речь, разумна ли, узнавай, в хозяйстве какова… Говорю этак Митьке, а он как побледнеет, а потом лицо все пятнами… Что за причина такая?… Пытал, пытал, неделю пытал - молчит, ни словечка… Ополовел индо весь, ходит голову повеся, от еды откинулся, исхудал, ровно спичка…» (П.И.Мельникова-Печерского «Красильниковы») Тут паузы вызваны эмоциональным волнением при воспоминании. Властный, деспотичный отец сломал жизнь любимого сына, ему горько и стыдно рассказать о своем несчастье постороннему. Он мучительно подбирает нужные слова, вспоминает подробности. Здесь трудный, мучительный подбор слов идет не от скудости лексического запаса, как может показаться с первого взгляда, — человек вспоминает, видит перед собой тяжкие события прошлого. Ровная интонация на многоточиях была бы здесь психологически неверной.

В) Высказывание может представлять собой формально законченное предложение, но существенное и понятное слушателю или читателю на основании того, что уже сказано... В конце такого "недосказанного" предложения на письме ставится многоточие (которое часто называют многозначительным)".

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ЗНАК ВОПРОСА

А)ПРЯМОЙ ВОПРОС– рассчитан на непосредственное получение ответа

В интонации звуковое повышение, заканчивающееся кваканьем- повышение голоса на ударном слове вопросительного предложения.

 

А1) Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху.

А2) Если ударное слово находится в начале или в сере­дине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его.

А3) Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения.

Б)РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОСсвязан с эмоциональной оценкой явления

Сальери просматривает, проверяет весь свой жизненный путь, взвешивает все за и против, толкающие на убийство. Он страстно желает найти себе оправдание. Он задает себе вопросы и отвечает на них. И таким образом логически последовательно, точно подводит себя к страшному решению. Это можно понять из последних слов монолога.

«Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений

- не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан -

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?…

О Моцарт, Моцарт!»

(А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ)

Взволнованный человек обычно широко пользуется всем диапазоном голоса, но даже на самых высоких нотах при восклицании слышится завершающая интонация. Голос не «повисает», как это бывает при многоточии, - он звучит определенно, конкретно, утвердительно.

Похож движением голоса вверх на знак вопроса, но отсутствует звуковое кваканье, которое заме­няется коротким или более продолжительным опусканием голоса после его предварительного звукового подъема. Восклицание сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз.

«Как ты это читаешь! - шепотом заговорил он. - На разные голоса… Как живые все они… Апроська! Пила… Дураки какие! Смешно мне было слушать… А дальше что? Куда они поедут? Господи боже! Ведь это все правда. Ведь это как есть настоящие люди… Всамделишные мужики… И совсем как живые и голоса и рожи… Слушай, Максим! Посадим печь - читай дальше!» (М.Горький «Коновалов»)

Этот монолог насыщен восклицательными знаками, требующими яркой, сильной и разнообразной интонации. В прямой речи восклицательные знаки встречаются чаще всего. Они широко используются в драматургии и указывают на взволнованность говорящего.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

СКОБКИ

Указывают на то, что помещённая в них информация носит второстепенный характер. Слова в скобках служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения.

Слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами.

Перед скобками голос повышается на предшест­вующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

«КОВЫЧКИ» И КУРСИВ

Это знаки чужеродности заключённых в них слов и фраз.

Слова в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т. д.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 


Посмотрите как меняется смысл и интонация фразы, при изменении знаков препинания:

 


Казнить нельзя, помиловать.

Казнить, нельзя помиловать.

 

Все школьники сидели, спокойно слушая учителя.

Все школьники сидели спокойно, слушая учителя.

 

Я остановился в недоумении, оглянулся.

Я остановился, в недоумении оглянулся.

 

Мой старший брат Коля очень любит футбол.

Мой старший брат, Коля, очень любит футбол.

 

 

Андрей встал быстро, оделся, позавтракал и отправился на работу.

Андрей встал, быстро оделся, позавтракал и отправился на работу.

 

Жарко, солнце стоит над головой.

Жарко: солнце стоит над головой.

 

Зима суровая, лето знойное.

Зима суровая - лето знойное.


 

Жаворонки звенят! Воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.

Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и жуют, собаки смирно повиливают хвостами.

 

Он подошел молча, положил на стол сверток и быстро вышел из комнаты.


Он подошел, молча положил на стол сверток и быстро вышел из комнаты.

 


Он вернулся.

Он вернулся?

Он вернулся!

 

Придешь домой, поешь, уснешь

Придешь домой - поешь, уснешь.

 

Я не видел брата товарища и его сестру.

Я не видел брата, товарища и его сестру.

 

Статья может быть напечатана.

Статья, может быть, напечатана.

 

Отряд остановился: у переправы не было лодок.

Отряд остановился у переправы: не было лодок.

 

Мне нравились эти наивные детские мысли.

Мне нравились эти наивные, детские мысли.

 

 

Свет не горел: я повернул выключатель.

Свет не горел — я повернул выключатель.

 

Тонкий, птичий нос.

Тонкий птичий нос.


 

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. (А. С. Пушкин)

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо, звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух, чуть трепещут Сребристых тополей листы.

 

Я умирал со скуки. Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.(Л. С. Пушкин)

Я умирал со скуки, время шло, писем из Белогорской крепости я не получал, все дороги были отрезаны, разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, неизвестность о ее судьбе меня мучила, единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

 


Черный вечер.

Белый снег. Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

(Д. Блок)

Черный вечер. Белый снег, Ветер, ветер,

На ногах не стоит человек.

 

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. (С. Есенин)

Еду, тихо, слышны звоны Под копытом на снегу.


 

На темно-сером небе кое-где мелькают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышен сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью.{И. С. Тургенев)

На темно-сером небе кое-где мелькают звезды, влажный ветерок изредка набегает легкой волной, слышен сдержанный, неясный шепот ночи, деревья слабо шумят, облитые тенью.

 

Счастливцев. "...Ну, вижу, конец мой приходит. Как я пробормотал сцену, уж не помню; подходит он ко мне, лица человеческого нет, зверь-зверем; взял меня левой рукой за ворот, поднял на воздух; а правой как размахнется, да кулаком меня по затылку как хватит..."(А. И, Островский)

Ну, вижу, конец мой приходит. Как я пробормотал сцену, уж не помню, подходит он ко мне, лица человеческого нет, зверь-зверем, взял меня левой рукой за ворот, поднял на воздух, а правой как размахнется, да кулаком меня по затылку как хватит,,.

 

Мария. "Неправда: ты со мной хитришь.

Давно ль мы были неразлучны? Теперь ты ласк моих бежишь; Теперь они тебе докучны; Ты целый день в кругу старшин, В пирах, разъездах — я забыта; Ты долгой ночью иль один, Иль с нищим, иль у езуита; Любовь смиренная моя Встречает хладную суровость".(А, С. Пушкин)

Мария. "Неправда: ты со мной хитришь.

Давно ль мы были неразлучны? Теперь ты ласк моих бежишь. Теперь они тебе докучны, Ты целый день в кругу старшин, В пирах, разъездах — я забыта, Ты долгой ночью иль одни, Иль с нищим, иль у езуита, Любовь смиренная моя Встречает хладную суровость".

 



2016-01-02 1165 Обсуждений (0)
ОСОБЫЕ ПРИЁМЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЫЕ ПРИЁМЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)