Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛОГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПЕРИОДОВ



2016-01-02 754 Обсуждений (0)
ЛОГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПЕРИОДОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Сложный период – фраза, состоящая из нескольких предложений, соединённых в единую логическую конструкцию – композицию.

 

Перечисление

Цепь следующих друг за другом явлений, фактов, событий, понятий или доказательств, должных наиболее полно определить, нарисовать, рас­крыть, доказать какую-нибудь одну картину или одно положение в развивающейся мысли. Слагаемые в цепи перечисления мы будем называть звеньями перечисления, звенья отделяются запятыми. Каждое звено может состоять из:

а) Одного слова: «Но весь домик был наполнен тревожными скрипами, вздо­хами, шорохами» (Б. Горбатов)

б) Из сочетаний слов: «Владимир Николаевич в каждом письме умолял ее предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей» (А. Пушкин)

в) Из целых предложений: «Какие поистине исторические дела надлежит осуществить нам для победы коммунизма! На необъятных просторах отчизны поднимутся ввысь леса новостроек, вырастут гиганты индуст­рии, взлетят во вселенную корабли с покорителями космоса, по­радуют небывалыми урожаями труженики полей» («Правда», 1961, 3 марта)

 

В зависимости от смысловой и экспрессивной наполненности звеньев перечисление интонационно может принимать различные оттенки, которые вмещаются в две схемы:

 

А. О г р а н и ч е н н о е п е р е ч и с л е н и е.

Вся цепь звеньев в этом перечислении как бы на виду во всей её конкретности. Исключение хотя бы одного приведет к искажению картины целого. Конец перечисления как бы предусматривается уже в начале его. Поэтому наряду с характерным для перечисления ходом голоса снизу вверх на каждом последнем слове звена в звучании будет большая конкретность и более рельефное по сравнению с предыдущими повышение предпоследнего звена, которое явится как бы сигналом приближающегося в перечислении конца. Голос после этого повышения будет снижаться на последнее из перечисляемых звеньев. Это падение голоса с предпоследнего звена и создает интонацию ограниченности.

«Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Корзину, Картину, Картонку И маленькую собачонку» (С. Маршака «Багаж»)

Цепь перечисления состоит здесь из предметов, входящих в багаж. Каждый из них для дамы — конкретная ценность, пронумерованная в общем количестве предметов. Поэтому перечисление будет, следуя интонации ограниченного перечисления, конкретно приближаться к своему завершению. Голос на слове «картонку» предупреждающе поднимется вверх, и мы поймем, что будет назван еще только один, последний предмет: «и маленькую собачонку».

 

Б. Н е о г р а н и ч е н н о е п е р е ч и с л е н и е.

В этом перечислении каждое последующее звено возникает экспромтно для говорящего. Количество звеньев не предугадано заранее, а как бы фиксируется тут же в их возникновении. Поэтому последнее слово каждого звена произносится с более ярким повышением голоса на ударной гласной, и все перечисление идет без перспективного видения конца цепи. Это не значит, что последнее звено всегда звучит в интонации незаконченности мысли. Но поскольку в этом перечислении важна не конкретность наименования и точность количества звеньев, а скорее общая характеристика чего-либо, подтверждаемая перечисляющимися звеньями, то звенья эти по усмотрению говорящего могут продолжаться или заканчиваться, могут быть названы в любом порядке.

Так, фраза, которую мы рассматривали как пример ограниченного перечисления, может прозвучать и с интонацией неограниченности, если перечисления будут служить общей характеристике багажа, в котором было и то, и то, и то, и то, и даже «маленькая собачонка». Это последнее звено названо не как видимый заранее конец, а как предмет, на котором говорящий захотел остановиться, считая достаточным сказанное для представления о багаже. Поэтому такого повышения предпоследнего звена, предупреждающего о конце, как это было в ограниченном перечислении, здесь не будет.

 

Б1. Неограниченное незаконченное перечиление (интонация перечисления вверх):

 

Б2. Неограниченное законченное перечисление (интонация перечисления вниз).

В законченном неограниченном перечислении будет неболь­шой голосовой перерыв, и только после него голос, повиснув на незаконченной интонации, начнет спускаться к точке со словами последнего звена. Конец здесь не был заранее предусмотрен, а определился как бы ходом обстоятельств.

 

«Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель»

Здесь также прозвучит интонация неограниченности, потому что для характеристики досады можно было бы назвать и еще ряд моментов или впечатлений путника. Говорящий останавливается на сказанном не потому, что эти впечатления строго ограничены, а потому, что считает названное достаточным, чтобы охарактеризовать данное явление.

 

Противопоставление

Наличие во фразе двух контрастно различных, оттеняющих друг друга предметов, их качеств; поступков людей, их переживаний, событий, суждений, отвлеченных понятий:

«Не сырой дуб к земле клонится, не бумажные листочки рас­стилаются: расстилается сын перед батюшкой» (Из былины.)

«Мы диалектику учили не по Гегелю. Бряцанием боев она врывалась в стих» (В. Маяковский.)

«Вздор! Ты глупа, а он умен, хорош, образован» (Н. Островский.)

«Он в освещенном вагоне, на бархатном кресле сидит, шутит, пьет,— а я вот здесь в грязи, в темноте, под дождем и ветром стою и плачу» (Л. Толстой)

«Дворцы вы себе строили, а нам казематы... Вам свет в глаза светит, а мне тьма застилает» (К. Тренев.)

Противопоставляемые части фразы (будут ли это отдельные слова, их сочетания, или целые предложения) передаются контрастностью голосового тона (низкого — высокому или наоборот) с некоторым усилением ударных слов, при этом первая часть фразы с противопоставлением всегда заканчивается интонацией запятой.

«Одни родились, чтобы наслаждаться, другие — чтобы ненавидеть» (К.Тренев)

 

 

Сопоставление

Построение фраз с сопоставлением включает в себя два ряда (и иногда и больше) определенных явлений или суждений, которые дают возможность выяснить отличие их друг от друга. Именно потому, что здесь существуют планы или ряды, сопоставление легко может прозвучать как противопоставление. Чтобы этого не случилось, следует помнить, что эти ряды не противопоставляются, а как бы с о с у щ е с т в у ю т для выявления их отличия, и в звучании речи будет нужна не контрастность тонов голоса, а, скорее, констатация, которая дает право сравнивать. Интонация между сопоставляемыми рядами будет ближе не к интонации запятой (как это было при противопоставлении), а к точке с запятой.

«Если ты порвал подряд книжицу и мячик,

октябрята говорят: плоховатый мальчик.

Если мальчик любит труд, тычет в книжкупальчик,

про такого пишут тут: он хороший мальчик» (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)

А) Если мы хотим противопоставить поступки и оценки их, заключенные в этих строфах, то в первой строфе мы слова «порвал», «книжицу», «мячик» и слова «плоховатый мальчик» произнесем в интонации повышенияи начнем вторую строфу так, чтобы слова «любит труд», «в книжку» и «хороший мальчик» были произнесены более низким тоном голоса. Причем противопоставление будет звучать уже с начала произнесения первой строфы, и пауза после нее должна заставить слушателя ждать противопоставления, это будет пауза запятой.

Б) Сопоставляя же эти поступки и их оценку, мы в интонации доносим следующее: один делает то-то, и о нем говорят так-то; другой делает то-то, и о нем говорят вот так-то. В этом их отличие друг от друга. Фиксация внимания происходит на каждом поступке и оценке его в отдельности. Каждая строфа произносится как бы с одинаковой интонацией. И только отсутствие интонации точки после первой строфы говорит об их связи, смысл которой сопоставление— выводы не навязываются, а дается возможность сделать их слушателю на основе четкой констатации каждого из рядов.

« Одни родились, чтобы наслаждаться, другие — чтобы ненавидеть»

 

Вводные слова и фразы

Основное содержание иногда разрывается вносимыми автором или действующим лицом поправками и пояснениями – вводными фразами, которые могут быть выражены как отдельными словами, так и целыми рядами фраз. В звучащей речи они выделяются интонационно.

Надо учитывать три момента в звучании:

1) перерыв в основной нити повествования – пауза до вводной фразы. Перерыв должен быть четким и осуществляться хотя бы коротким по времени молчанием, чтобы не слить последние звуки основной фразы с первым словом вводной. Часть основной фразы до перерыва должна быть произнесена так, будто говорящий не знает, что фраза прерывается на таком-то слове. Желание сделать отступление или пояснение возникает как бы в момент процесса рассказа;

2) произнесение вводной фразы или вводного текста, выраженного несколькими фразами – убыстрение темпа вводной фразы. Вводная фраза должна начинаться на другой высоте, чем та, на которой оборвалась нить повествования. По мере приближения к завершению вводной части голос возвращается к высоте, на которой оборвалась основная фраза, так, будто перерыва не было;

3) возобновление звучания основной фразы – пауза после вводной фразы.

Полезно, трени­руясь в произнесении периодов с вводными фразами, сначала опускать вводную часть. И когда будет усвоено верное произнесение основной нити повествования, вернуться к вводной части и произнести всю фразу, выполняя указанные выше требования.

« Фролов простился со своими спутниками и пешком (тогда все в городе ходили пешком) направился к Смольному» (Н. Никитин)

«Он встал и, прихрамывая — он был на протезе,—подошел к окну»(В. Каверин)

«Осенью, когда поспевали яблоки — яблоневые деревья были гордостью семейства Поповых,— Анатолий обычно спал на топ­чане в саду, чтобы мальчишки не покрали яблок» (А. Фадеев)

 



2016-01-02 754 Обсуждений (0)
ЛОГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПЕРИОДОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛОГИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ СЛОЖНЫХ ПЕРИОДОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (754)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)