Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы организации совместной деятельности взрослых и детей по восприятию художественной литературы и фольклора



2016-01-02 2395 Обсуждений (0)
Формы организации совместной деятельности взрослых и детей по восприятию художественной литературы и фольклора 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров на основе которых воспитывается подрастающее поколение. В условиях постоянно изменяющегося мира остро ощущается недостаток в методах и средствах воспитания детей. Российская система воспитания и образования, существующая долгие годы, в наше время уже не может отвечать современным требованиям. Так, система воспитания, основанная на освоении социального опыта предшествующих поколений и его передачи следующим поколениям, приводит к восприятию ребёнка как объекта воздействия. А система образования, основанная на принципах унификации учебно-воспитательного процесса, не может вести к всестороннему развитию личности ребёнка.

Основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования – это поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Согласно ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности, а не в учебной деятельности. Достижения детей дошкольного возраста определяется не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию при переходе на новую ступень образования.

Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Главной задачей воспитателя ДОУ является создание организационных и психолого – педагогических условий для полноценно развитой личности ребёнка. Организационные условия - это условия организации совместной деятельности детей и педагога, направленная на реализацию поставленной цели. Согласно ФГОС для успешной реализации поставленной цели необходимы следующие психолого - педагогические условия:
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.
В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными в «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г.С. Виноградов).
Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разработана в трудах В.В. Зеньковского, П.Ф.Каптерева, B.C. Соловьева, К.Д. Ушинского и др. Духовное начало народного наследия отмечено Н.А. Бердяевым, B.C. Библером, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др.
Использование детского фольклора в свете фактов традиционной народной культуры отмечено в практике многих воспитателей ДОУ, однако необходимо создание организационных и психолого-педагогических условия для решения данной проблемы.
Система образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит формирование общей культуры личности детей, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. Концепция модернизации российского образования отражена в Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования, который был утверждён Министерством образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года N 1155 ,где подчёркивается, что важнейшим принципом является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей и педагогов) и детей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.
Прежняя система образования не всегда позволяла достичь новых результатов. Возникли противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией. Несмотря на то, что изучению особенностей восприятия фольклора детьми всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема формирования восприятия фольклора детьми дошкольного возраста по-прежнему остаётся на периферии внимания. В этом и есть ряд недостатков, которые прослеживаются в результатах, в основном процессе и в условиях
профессиональной деятельности.
Таким образом, фольклор является основой для детей раннего возраста, а также в среднем возрасте и незаменимым в старшем дошкольном возрасте. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания ребёнка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через фольклор сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что русская сказка, потешка, колыбельная песня, частушка – это педагогический опыт и творческий гений народа. Однако, как показал анализ практики приобщения детей к народным традициям, в дошкольном образовании музыкальный фольклор по-прежнему осваивается в формах, привнесенных из профессионального искусства: доминирует концертная направленность обучения, увлеченность сценически эффектным материалом, песни, танцы, игры разучиваются по нотам, предлагаются в обработках и т.д.,что не способствует усвоению и адекватному восприятию фольклора детьми. Чтобы достичь поставленных целей необходимо преодолеть противоречие между общественной потребностью в сохранении и передаче подлинных форм народной культуры и неразработанностью этих вопросов в методике музыкального воспитания дошкольников.

Анализируя работу в ДОУ по восприятию фольклора дошкольниками можно выявить следующие недостатки:

1. Недостаточно сформировано представление детей о народных традициях обрядах, как одной из важной составляющей фольклора;

2.Многие дети с трудом воспринимают фольклорные тексты, так как в ДОУ отсутствуют систематические занятия по фольклору;

3. Необходимость осуществления поиска более эффективных методов и приёмов обучения детей музыке и художественно-эстетическому воспитанию.

В настоящее время нередки ситуации, когда сказки, песенки подбираются без учёта возраста ребёнка. Воспитатель не пользуется приёмами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения устного народного творчества.

Недостатки в основном процессе

1.Недопонимание педагогами принципа интеграции образовательных областей ( какие области интегрируются и как);

2.Недостаточная квалификация педагогов в проявлении гибкости в организации образовательного процесса;

3.Недостаточное использование всех возможных форм, методов и приёмов работы с детьми;

4.Затруднения воспитателей и музыкальных руководителей в осуществлении индивидуального подхода, учёте потребностей и интересов детейпри организации деятельности детей;

5. Недостаточно методических разработок.

6. Преобладание словесных методов работы с детьми;

Недостатки в профессиональной деятельности

Анализ практической деятельности ДОУ позволил выделить ряд недостатков в условиях профессиональной деятельности при организации музыкальных занятий детей:

- недостаточное методическое и информационное обеспечение дошкольных учреждений необходимое для использования фольклора как средства воспитания;
- не хватает слаженной работы всего педагогического коллектива ДОУ;
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой шла бы широкая пропаганда фольклора, народных традиций, в том числе песенного и устного фольклора, что в конечном итоге способствовало сохранению и возрождению духовности и нравственности детей и нашего общества в целом.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

Проведённый анализ показывает, что музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т.е. наиболее ярко выразить себя в песне. Музыкальный фольклор — сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей, которые проявляются или слабее, или ярче. Важно знать потенциальные возможности каждого ребёнка.
Перед музыкальным руководителем стоит ответственная задача — научить детей любить народную песню, дать певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с детьми, и для слушания, и для разучивания.
Деятельность педагога должна быть направлена на выявление и обобщение организационных и психолого – педагогических условий, освоение ребёнком культуры, как системе ценностей, необходимых для более эффективного усвоения народных традиций, песенного народного творчества, а также в целом русской культуры, через пословицы, песни, сказки, частушки и для его творческой самореализации. Встаёт проблема взаимосвязи с семьями воспитанников по решению данной проблемы, а также создания предметно – развивающей среды на развитие интереса к фольклору у детей. Условия в ДОУ не соответствуют требованиям ФГОС.

3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

В результате занятий фольклором, ребёнок должен получить знания:
- об истории и культуре своей Родины, любить родной край;
- дети должны научиться исполнять русский народный песенный фольклор: песни, прибаутки, попевки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки, частушки, что позволяет решать проблемы развития речи,эстетического восприятия народной культуры;
- у детей разовьётся чувство ритма, память при игре на русских народных инструментах, что необходимо для перехода на следующую ступень образования;
- дети смогут выразительно передавать образ в русской народной игре, в инсценировке песен, а это развивает творческие способности детей
- дети смогут импровизировать в песнях, составлять несложные танцевальные композиции, а это является необходимым условием личностного развития
- развивать музыкальное сознательное отношение к творческому процессу пения;
-развивать навыки выразительного интонирования, передачи многообразных оттенков, эмоций, настроений;
- формировать положительное отношение, интерес к содержанию народной музыки.

4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
Для решения данных задач необходимо внести ряд изменений в образовательный процесс. Для этого нужно:

1. Интеграция различных видов деятельности детей для создания условий восприятия детьми фольклора.

2.Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувство-вать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.

Содержание образовательного процесса в ДОУ должно ориентироваться на:
- возрастные возможности и особенности воспитанников;
- занятия фольклором должны проводиться планово, систематически, постоянно;
- на занятиях побуждать детей к самостоятельной деятельности;
- организация взаимодействия с семьями детей;
- музыкальные занятия должны осуществляться в ходе режимных моментов, на основе интеграции с другими видами деятельности.

Реализация работы по восприятию детьми фольклора в условиях ДОУ осуществляется через непосредственную образовательную деятельность, через режимные моменты, игру, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.
Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку. Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.

Характеристика изменений в средствах обучения и воспитания
Для более успешной организации работы следует использовать:
- Наглядные средства;
- Художественную литературу;
- Мультимедийные пособия;
- Технические средства: компьютер, проектор;
- Фильмотеку, иллюстрации, пособия;
- Авторские разработки наглядных пособий.

Характеристика изменений в контроле.
Для того чтобы понять степень освоения ребёнком образовательной программы и насколько эффективным были изменения в работе, необходимо проводить промежуточную и итоговую диагностику –это позволит контролировать качество и характер изменений у детей. Но это должна быть не диагностика формирования, а организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребностей детей. Материалы диагностики составляются на основе примерной Основной Общеразвивающей Программы дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, Н.Е.Вераксы. Используя результаты диагностики необходимо сделать анализ, чтобы выявить детей,не имеющих интегративные качества, необходимые для самостоятельной музыкальной деятельности. Необходимо проводить анкетирование родителей на заданную тему. Тогда воспитатель может сделать выводы, основываясь на своих наблюдениях и на мнении родителей, необходимо выявлять активных, инициативных, целеустремлённых детей. Несомненно, хорошим итогом работы будет создание портфолио (активное участие родителей, во взаимодействии с детьми). Также необходимо использовать электронные дидактические пособия. В старшем возрасте можно применять проектный метод для оценивания результата.
Проведение тематических бесед о народных костюмах, играх, песнях, создание творческих работ по народной тематике.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно – методические, материально- технические, нормативно – правовые, информационные, организационные).

Кадровые изменения

Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат. Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:
- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);
- организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);
- коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);
- самообразованием, «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.);
Также, для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относится к окружающим и творчески мыслить.
• Ознакомление работников с инновационными образовательными
программами и технологиями и их применение на практике;
• Профессиональной переподготовки на курсах повышения квалификации;
• Участие в районных и городских методических мероприятиях;
• Проведение открытых занятий, семинаров, конференций, выставок;
• Обмен педагогическим опытом на педагогических советах;
Научно – методические изменения
- создание библиотеки музыкальной литературы по теме «Фольклор»;
- повышение уровня знаний в области народной музыки через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями;
- доступность интернет - ресурсов для получения знаний по фольклору;
- разработать серию консультаций для родителей;
- разработка сценариев развлечений;
- разработка цикла бесед по фольклору, народной культуре.
- участие в поисково-творческой работе;
-владение опытно-экспериментальными методами формирования музыкальной культуры и применение их в практической деятельности;
- распространение своего педагогического опыта, получившего научное обоснование.
Материально- технические изменения
• Использование технических средств обучения (компьютеры, проекторы);
• приобретение методической литературы;
• приобретение шумовых и музыкальных инструментов;
• приобретение костюмов для воспитанников;
• создание предметно - развивающей среды.
Нормативно- правовые изменения
Это учет при разработке деятельности воспитанников и педагогов Конституции, Законов и Указов Верховной власти и сферы непосредственного управления образования. Данный проект соответствует ФГОСам. Изменения в данной области – это изменения в годовом планировании ДОУ.
Информационные изменения
• Создание электронных образовательных пособий по теме «Фольклор» и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей);
• Проведение дней открытых дверей в ДОУ;
• Индивидуальные и групповые консультации;
• Родительские собрания;
• Ознакомление с традициями и обычаями русского народа через проведение народных календарно-обрядовых праздников;
• Фотоотчёты;
• Создание информационных уголков «Народная праздник и дети».
Организационные изменения
• Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
• Организация встреч с творческими людьми;
• Организация экскурсий в музей русской народной игрушки;
• Организация проектной деятельности.
• Творческое участие в преобразовании развивающей среды, всех помещений ДОУ с учетом особенностей музыкального воспитания и развития детей.
• Подготовка различных атрибутов для оформления помещений и проведения занятий в группах.

Всё это позволяет сделать вывод: возникает необходимость формирования у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа. Пробуждение чувства любви к своей Родине, воспитание в детях патриотизма через приобщение ко всем видам национальной культуры: фольклор, традиции, обычаи, танец, музыка, народно-прикладное искусство, архитектура, театр. Поскольку, главные воспитатели ребенка это родители, то необходимо система работы с детьми и семьи.

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия: «Необыкновенный концерт».
Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст.
Цель пособия: углубить, расширить и обобщить представления дошкольников о разнообразии русских народных инструментах и жанрах народной музыки.
Задачи пособия:
- развитие тембрового слуха дошкольников;
- развитие умения определять на слух звучание музыкальных инструментов;
- развитие умения определять на слух разные жанры народной музыки;
- организация интересного досуга для детей.

Алгоритм работы со слайдами:
N слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
Титульный лист. Педагог объясняет условия игры. На каждом слайде – музыкальная загадка, угадать которую может картинка с изображением музыкантов и музыкальных инструментов.

 

28 вопрос

 

Методы и приемы ознакомления с литературой и фольклором воспитанников дошкольной образовательной организации.

Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи

"Влияние художественной литературы на развитие речи детей"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи:

1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

При отборе книг надо учитывать,

что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

"Методы приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе"

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи,

воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как:

методы приёмы средства

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детямпо содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.

Выразительное чтениехудожественной литературы

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

практический наглядный Игры-драматизации

игровой Дидактические игры

словесный Театрализованные игры

Элементы инсценировки

Наглядный Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Показ схемы

Составление алгоритма

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки, книжного уголка

Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:

- рациональное размещение в группе;

- соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

- соответствие интересам детей;

- постоянная сменяемость;

- эстетическое оформление;

- востребованность.

"формы работы по приобщению детей к чтению"

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

- оформление уголков чтения в группах детского сада.

В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п.

- занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

- празднование именин произведения.

Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится -90 лет и т. п.

- оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.

- создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги

- посещение занятий в районной библиотеке.

- практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно их детям и им самим.

Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.

"Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе"

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы:

- Анкетирование

- Беседа

- Рекомендации

- Консультации

- Родительские собрания

- Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)

- Участие в проектах

- Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:

“Знакомство ребенка с художественной литературой”.

“ Роль сказки в развитии речи детей”.

“ Организация бесед по сказкам”.

“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т. п.

Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети

начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них

начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие,

доброта, протест против несправедливости.

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая

гражданственность.

Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу:

Формировать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном

обучении, но и в самостоятельной деятельности;

1. Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей;

2. Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Благодаря использованию приемов развития речи, происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к художественной литературе.

Используя различные формы по приобщению детей к чтению, осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным результатом которого должен стать интерес к книге.

Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельн<



2016-01-02 2395 Обсуждений (0)
Формы организации совместной деятельности взрослых и детей по восприятию художественной литературы и фольклора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы организации совместной деятельности взрослых и детей по восприятию художественной литературы и фольклора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)