Формы организации совместной деятельности взрослых и детей по восприятию художественной литературы и фольклора
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами»: потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают прежде всего дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров на основе которых воспитывается подрастающее поколение. В условиях постоянно изменяющегося мира остро ощущается недостаток в методах и средствах воспитания детей. Российская система воспитания и образования, существующая долгие годы, в наше время уже не может отвечать современным требованиям. Так, система воспитания, основанная на освоении социального опыта предшествующих поколений и его передачи следующим поколениям, приводит к восприятию ребёнка как объекта воздействия. А система образования, основанная на принципах унификации учебно-воспитательного процесса, не может вести к всестороннему развитию личности ребёнка. Основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования – это поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам культуры. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Согласно ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности, а не в учебной деятельности. Достижения детей дошкольного возраста определяется не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию при переходе на новую ступень образования. Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Главной задачей воспитателя ДОУ является создание организационных и психолого – педагогических условий для полноценно развитой личности ребёнка. Организационные условия - это условия организации совместной деятельности детей и педагога, направленная на реализацию поставленной цели. Согласно ФГОС для успешной реализации поставленной цели необходимы следующие психолого - педагогические условия: Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. Анализируя работу в ДОУ по восприятию фольклора дошкольниками можно выявить следующие недостатки: 1. Недостаточно сформировано представление детей о народных традициях обрядах, как одной из важной составляющей фольклора; 2.Многие дети с трудом воспринимают фольклорные тексты, так как в ДОУ отсутствуют систематические занятия по фольклору; 3. Необходимость осуществления поиска более эффективных методов и приёмов обучения детей музыке и художественно-эстетическому воспитанию. В настоящее время нередки ситуации, когда сказки, песенки подбираются без учёта возраста ребёнка. Воспитатель не пользуется приёмами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения устного народного творчества. Недостатки в основном процессе 1.Недопонимание педагогами принципа интеграции образовательных областей ( какие области интегрируются и как); 2.Недостаточная квалификация педагогов в проявлении гибкости в организации образовательного процесса; 3.Недостаточное использование всех возможных форм, методов и приёмов работы с детьми; 4.Затруднения воспитателей и музыкальных руководителей в осуществлении индивидуального подхода, учёте потребностей и интересов детейпри организации деятельности детей; 5. Недостаточно методических разработок. 6. Преобладание словесных методов работы с детьми; Недостатки в профессиональной деятельности Анализ практической деятельности ДОУ позволил выделить ряд недостатков в условиях профессиональной деятельности при организации музыкальных занятий детей: - недостаточное методическое и информационное обеспечение дошкольных учреждений необходимое для использования фольклора как средства воспитания; 2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа. Проведённый анализ показывает, что музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т.е. наиболее ярко выразить себя в песне. Музыкальный фольклор — сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей, которые проявляются или слабее, или ярче. Важно знать потенциальные возможности каждого ребёнка. 3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся. В результате занятий фольклором, ребёнок должен получить знания: 4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля) 1. Интеграция различных видов деятельности детей для создания условий восприятия детьми фольклора. 2.Помочь детям прикоснуться к великому русскому искусству, почувство-вать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. Содержание образовательного процесса в ДОУ должно ориентироваться на: Реализация работы по восприятию детьми фольклора в условиях ДОУ осуществляется через непосредственную образовательную деятельность, через режимные моменты, игру, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках. Характеристика изменений в средствах обучения и воспитания Характеристика изменений в контроле. 5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно – методические, материально- технические, нормативно – правовые, информационные, организационные). Кадровые изменения Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат. Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений: Всё это позволяет сделать вывод: возникает необходимость формирования у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа. Пробуждение чувства любви к своей Родине, воспитание в детях патриотизма через приобщение ко всем видам национальной культуры: фольклор, традиции, обычаи, танец, музыка, народно-прикладное искусство, архитектура, театр. Поскольку, главные воспитатели ребенка это родители, то необходимо система работы с детьми и семьи. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Алгоритм работы со слайдами:
28 вопрос
Методы и приемы ознакомления с литературой и фольклором воспитанников дошкольной образовательной организации. Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи "Влияние художественной литературы на развитие речи детей" Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи: 1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; 2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов. 3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё; 4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения. 5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Разработано несколько критериев: 1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги; 2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык; 3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; 4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции; 5. конкретные педагогические задачи. Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений. 1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки. 2. Произведения русской и зарубежной классической литературы. 3. Произведения современной русской и зарубежной литературы. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг. "Методы приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе" Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи, воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как: методы приёмы средства Словесный Чтение произведений Вопросы к детямпо содержанию произведений Пересказ произведения Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п. Выразительное чтениехудожественной литературы Беседа по произведению Прослушивание грамзаписи практический наглядный Игры-драматизации игровой Дидактические игры словесный Театрализованные игры Элементы инсценировки Наглядный Показ иллюстраций Элементы инсценировки Движение пальцами, руками Показ схемы Составление алгоритма Просмотр видеофильмов, диафильмов Оформление выставки, книжного уголка Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос. Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению. Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду. Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются: - рациональное размещение в группе; - соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы; - соответствие интересам детей; - постоянная сменяемость; - эстетическое оформление; - востребованность. "формы работы по приобщению детей к чтению" С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы: - оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент. – оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п. - занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась. - создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей. - выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки. – создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях. - празднование именин произведения. Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится -90 лет и т. п. - оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги. - создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги - посещение занятий в районной библиотеке. - практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно их детям и им самим. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению. "Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе" Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств. Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы: - Анкетирование - Беседа - Рекомендации - Консультации - Родительские собрания - Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы) - Участие в проектах - Информация на сайте ДОУ В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях. Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: “Знакомство ребенка с художественной литературой”. “ Роль сказки в развитии речи детей”. “ Организация бесед по сказкам”. “ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т. п. Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу: Формировать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; 1. Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей; 2. Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи. Благодаря использованию приемов развития речи, происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к художественной литературе. Используя различные формы по приобщению детей к чтению, осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным результатом которого должен стать интерес к книге. Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельн<
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2395)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |