Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основной вопрос философии: об отношении сознания к материи



2016-01-02 1489 Обсуждений (0)
Основной вопрос философии: об отношении сознания к материи 0.00 из 5.00 0 оценок




Козлов М.Н.

ФИЛОСОФИЯ

 

Севастополь 2009

Автор Козлов М.Н. Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой Общегуманитарных, естественнонаучных дисциплин и основ изучения профсоюзного движения

Рецензенты Артюх П.И. доктор политологических наук, профессор, декан Юридического факультета Института экономики и права Международной академии труда и социальных отношений

Шурыгин Ю.Н. кандидат философских наук, доцент кафедры Философских наук Николаевского государственного университета имени В.О. Сухомлинского

ВВЕДЕНИЕ

Изучение любой отрасли знания связано с ответом на вопрос, за­чем это нужно. И если практическую значимость физики, химии, био­логии и ряда других наук видно «невооруженным глазом», относитель­но философии может возникнуть вопрос, зачем она магистру фармации, ведь философия не способствует выполнению узкопрофессиональных функций.

Но у человека всегда возникает потребность осознать целостность мира, свое место на Земле, а это находит проявление только в филосо­фии. Изучение философии в вузе — это не просто дополнение к фор­мированию специалиста, это, прежде всего, основа формирования ду­ховного мира человека, который благодаря философии осознает себя как личность, как специалист.

В этой книге в краткой форме дается систематизированное пред­ставление об основных идеях, течениях, теориях, которые сложились, напластовались в течение многих веков и сегодня составляют сокро­вищницу философской мировой мудрости.

Автор признателен рецензентам учебника — П.И. Артюху. и Ю.Н. Шурыгину замечания и предложения по обо­гащению содержания и целесообразному структурированию текста.

Понять закономерности развития природы, общества, мышления человека студенту помогут основные философские категории, законы, принципы, изложенные в данном учебнике.

Более подробно освещаются проблемы развития философии в Ук­раине, поскольку эта тема недостаточно раскрыта в доступной студен­там литературе, и методологические проблемы научного познания, столь необходимые будущему специалисту, научному работнику.

Бернард Шоу в шуточной форме отметил, что, обмениваясь ябло­ками, каждый имеет по одному яблоку, а обмениваясь идеями — по две идеи будет иметь каждый из собеседников. Так, читайте, думайте, осмысливайте… Давайте будем мудрее, эрудированнее, увереннее, а это

 


придаст ощущение собственной значимости в мире, который мы охва­тываем в своих философских раздумьях.

Надеюсь, изложенный в книге материал добавит вам осмотрительнос­ти и здравого смысла в вашей ориентации в современном мире. Предложенные вашему вниманию категории, концепции, идеи могут стать подспорьем в становлении вашей личной философской систе­мы, помогут разобраться в сложной жизненной ситуации, добавят вам достоинства, оптимизма и надежды в таком непростом и неспокой­ном мире. Пусть трудятся ваши ум и душа над главным вопросом для каждого человека: «Если не я за себя, то кто за меня, но если я только для себя, зачем я?»

 

Раздел I

ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Тема 1. МИР И ЧЕЛОВЕК — ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ И ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ

Жизнедеятельность человека — это

Мировоззрение

сложный процесс сознательного, целе-

Как духовно-

направленного, преобразующего воздей-

Практический

ствия на окружающий мир и на самого

Феномен

человека для обеспечения своего суще­ствования, функционирования, развития. Можно сказать, что с появ­лением человека образовался целостный, поистине человеческий мир, который предстает не просто как природа, материя, а как действитель­ность человеческих сущностных сил. Различные стороны этого мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отражаются в сознании. Осознание значения различных его сторон для обеспече­ния существования, функционирования, развития человека находит свое выражение в различных формах общественного сознания. Каж­дая из них представляет собой не только отражение определенной сто­роны действительности, но и является фактором, обеспечивающим ори­ентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Например, наука, рассматривае­мая с точки зрения ее особенностей как формы общественного созна­ния, вооружает человека знанием свойств, связей, законов объектив­ной действительности; нравственное сознание выступает как осозна­ние людьми зависимости их жизнедеятельности от характера взаимных отношений друг к другу во всех сферах жизни. Это осознание выража­ется в правилах, нормах, принципах, определяющих характер поведе­ния людей, их поступков. Это же можно сказать и о других формах об­щественного сознания.

Однако перед человеком возникает потребность осознать не толь­ко отношение к различным сторонам мира, но также к миру как опре­деленной целостности, к самому себе. Такое осознание находит свое выражение в философии. Философия является одной из важнейших и древних форм мировоззрения. Буквально термин «философия» (phileo — люблю, sophia — мудрость) обозначает любовь к мудрости. Это этимологическое значение исчерпывает, определяет содержание философии, ведь речь идет о способности человека осмыслить сущность мира, в котором он живет, подняться до осознания смысла своей жиз­ни, что и составляет суть мудрости. Существует мнение, что философ и математик античности Пифагор (VІ в. до н. э.) был первым, кто


называл себя философом. Древнегреческий философ Платон (V в. до н. э.) употреблял термин «философия» как познание сущего. Вслед за ним Аристотель (IV в. до н. э.) считал задачей философии анализ причин вещей.

Первые философские системы появились примерно 2,5 тысячи лет тому назад. Возникновение философии исторически совпало с возник­новением научного знания. Она сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Точнее, все знания, как-то отличающие­ся от мифологии и религии, были названы философией.

По мере накопления специальных научных знаний началось раз­межевание между отдельными областями знания. Уже в античности из единого нерасчлененного знания произошло выделение математики, астрономии, физики, медицины и других наук. Одновременно проис­ходило изменение и развитие самого философского знания. Предме­том философии, в отличие от естественных и технических наук, оказа­лась область духовной деятельности человека, в основе которой лежит осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения чело­века в мире.

Философия — это учение о человеке, его месте в мире. Она исследу­ет общие закономерности природы, общества и человеческого мышле­ния. В философии концентрируются и получают наиболее последова­тельное выражение идеи, чувства, установки и настроения, существу­ющие в обществе. Философское размышление отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании и объяснении приро­ды, общества, человека и его мышления в их целостности и взаимо­обусловленности.

По мнению Пифагора, от философии рождается три плода: дар хо­рошо думать, дар хорошо говорить и дар хорошо действовать. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изуча­ет мир в целом и место человека в нем. Уже в V–VI вв. до н. э. в странах Древнего Востока, в Греции формировались представления людей о сущности мира и месте человека в нем, т. е. мировоззренческие осно­вы стремления людей к интеллектуальному постижению мира и само­го человека.

Многообразная тематика этих раздумий обусловлена общей ориентацией, самоопределением человека в мире, его мировоззрением.

Мировоззрение — это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру. Мировоззрение высту­пает как духовно-практическое явление и представляет собой сплав знаний, поведенческих установок, ценностей и убеждений. Оно при-8


звано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятель­ности. Мировоззрение может быть повседневно-практическим и тео­ретическим, обыденным и научным, индивидуальным и общественным. К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифоло­гическое, религиозное, философское.

В мифологическом мировоззрении различные представления о при­роде, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции. Именно мифология и религия были источниками воз­никновения философского мировоззрения.

В основе религиозного мировоззрения лежит вера в сверхъестествен­ные силы и поклонение им. В религии происходит раздвоение мира на земной и потусторонний.

Мировоззрение имеет две стороны: мироощущение и миропонима­ние. Мироощущение представляет собой эмоционально-психологичес­кую основу мировоззрения. В него включаются опыт, навыки, вера, предрассудки, «память веков», мировоззренческие эмоции (например, Кант отмечал, что «две вещи наполняют душу удивлением и благого­вением: звездное небо и моральный закон»). Мироощущение имеет стихийный характер, оно несистематизировано, часто эмоции захлес­тывают разум. Нередко мироощущение пасует перед проблемами, тре­бующими знаний. Оно слабо защищено от ошибок, в значительной сте­пени подвержено влиянию (например, национализма или современных мифов о вульгарно толкуемом равенстве). Интеллектуальной основой мировоззрения выступает миропонимание, своего рода критический суд разума. Наиболее ярким образцом его являются работы И. Канта «Кри­тика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика спо­собности суждения».

Таким образом, мировоззрение — это сложное, напряженное, про­тиворечивое единство миропонимания и мироощущения, знаний и цен­ностей, интеллекта и эмоций, разумного обоснования и веры, убежде­ний и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления.

В целом мировоззрение предстает как общечеловеческое явление, т. е. оно присуще каждому человеку в его нормальном состоянии; по­нятно, что мировоззрение отсутствует у новорожденных детей и у ду­шевнобольных. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения обусловливает его чрезвычайное многообразие, ведь люди по-разному представляют себе мир и себя в нем.


Мировоззрение принято классифицировать по разным признакам. Схема 1.Классификация мировоззрения

 

По носителю По уровню мироощуще­ния и миро­понимания По исто­рическим эпохам По мораль-но-ценност-ным ориен-тациям По строению По степени адекватности восприятия действительности
Индиви­дуальное Осмыслен­ное Архаичное Эгоисти­ческое Целост­ное Реалистичное
Kоллек-тивное Неосмыс­ленное Античное Альтруисти­ческое Фрагмен­тарное Фантастичное
Групповое Частично осмысленное Средневе­ковое Гум а н и с т и-ческое Противо­речивое Искривленное
Нацио­нальное Повседнев­ное Ренессансное Антигумани­стическое Гармо -ничное Адекватное действительности
Регио­нальное Научное Мировоззре­ние советско­го периода Циничное Согласо­ванное Частично адекватное
  Фило­софское Мировоззре­ние периода государствен­ной незави­симости Шовинисти­ческое    

Философия выступает высшей теоретической формой мировоззре­ния, направленной на критическое исследование и решение мировоз­зренческих проблем с целью повышения степени их достоверности и на­дежности. Философия должна стремиться быть аргументированной, внутренне стройной и логически последовательной.

Основной вопрос философии: его человеческое измерение и смысл

Специфическим объектом философ­ского осмысления человеком своего от­ношения к действительности является отношение «человек — мир». В практи­чески преобразовательной деятельности человек стремится к реализации целей, в которых в снятом виде выра­жены его потребности и интересы, а также предлагаемые пути и сред­ства их достижения для обеспечения своего существования, функцио­нирования, развития. Естественно, перед ним встает вопрос о том, что по своей природе есть мир, в котором он живет, что лежит в его основе. В трудовой и практической деятельности, в борьбе со стихийными силами природы у человека исторически складывалось представление о том, что мир существует независимо от желания и воли людей; что люди должны считаться с фактом объективного существования мира,


каждый раз согласовывая свои цели с объективными, естественными процессами; что мир не создан никем, существует вне и независимо от воли и желания людей; что в основе его лежит материальное начало; что сам человек — продукт и частица этого мира.

Вместе с тем, практически преобразовывая мир, занимаясь земледе­лием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жиз­ненных потребностей, ставя себе на службу силы природы, человек про­никался верой в могущество разума, выдвигая цели практической деятельности и добиваясь их осуществления. Основание для такого рода подхода заключается в том, что сам трудовой процесс начинается с поста­новки целей и формирования идеального образа предмета, к созданию которого стремится человек. Преувеличение роли сознательной, целепо-лагающей деятельности в практическом освоении действительности, пе­ренесение этого представления на мир в целом привели к выводу о том, что в основе мира лежит духовное начало. Эти два противоположных вы­вода обозначили суть основного вопроса философии, который Ф. Энгельс назвал великим основным высшим вопросом всей философии и впервые в ее истории четко сформулировал его как вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию (схема 2).

Два различных подхода к раскрытию природы мира, к пониманию того, что лежит в его основе, нашли свое выражение в решении вопроса о том, что же является первичным — материя или сознание, в решении первой стороны основного вопроса философии — вопроса об отноше­нии духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Разные ответы в решении этого вопроса обусловили возникновение двух ос­новных направлений — материализма и идеализма.

Практически осваивая и преобразуя природу, человек не мог огра­ничиться только решением вопроса о природе мира, о том, что лежит в его основе. Перед ним неизбежно возникал вопрос о его собственной природе и сущности, о его месте в мире, об отношении к миру, о воз­можности его познания и преобразования. В решении обоих вопросов в силу социальных и гносеологических причин обнаружились два под­хода, которые нашли свое выражение в материализме и идеализме.

Материализм исходит из того, что мир по природе своей материа­лен, извечен, несотворен, бесконечен по времени и пространству, мате­рия — первична; что сознание является продуктом, свойством высоко­организованной материи — мозга, сознание — вторично. В истории философской мысли материализм претерпевал изменения, развивал­ся, совершенствовался. Материальный мир, согласно материализму, существует сам по себе, независимо ни от человека с его сознанием,


 


Схема 2.Основной вопрос философии


Основной вопрос философии: об отношении сознания к материи


Первая сторона (онтологическая): что первично - материя или сознание?


Вторая сторона (гносеологичес­кая): познаваем ли мир?


 


Материализм: материя первична, сознание вторично


Дуализм (Декарт):

материя и сознание

вечны и независимы

друг от друга


Идеализм: идеальное первично, материальное вторично


Оптимистическая позиция, признание познаваемости


Философия, оспаривающая

познаваемость мира -

агностицизм


 


Античный (стихийный,

наивный): Фалес, Гераклит, Эпикур, Кар, Демокрит, Лукреций.

Механистический,

метафизический

(ХVІІ-ХVІІІ ст.):

Бэкон, Гоббс, Спиноза,

Гольбах, Дидро,

Фейербах.

Диалектический и исто­рический материализм: Маркс, Энгельс, Ленин и др.


Субъективный

идеализм (Беркли, Фихте, Мах, неопозити­визм, прагма­тизм)


Объективный

идеализм (Платон, Фома Аквинский, Гегель, неото­мизм)


 

 

 

  Материа­лизм: сознание отражает материаль­ный мир   Идеализм: познаваемо некое идеальное начало
   
     

Юм:

нам дано

ощущение

(субъективный

идеализм), а что скрывает­ся за ощущени­ем, этого знать

не дано (агностицизм)


Кант: существует «вещь в себе», независимо от сознания (материа­лизм), но она непознаваема (агностицизм)


ни от каких-нибудь сверхъестественных сил. Человек — часть приро­ды, его сознание порождено природой, является ее особым свойством.

Домарксистский материализм — и в этом его историческая ограни­ченность — рассматривал человека с его сознанием лишь как природ­ное существо, не видя в нем, прежде всего, общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозноси­лась над человеком, что зачастую обожествлялась, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пан­теизм, гилозоизм и т. п.). Роль человека как деятельного, созидатель­ного существа оставалась в тени. В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне.

Все же материалистическое объяснение сознания снимало мис­тическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, к счастью, добру, красоте и т. д., в конечном счете отчуждало религиоз­ный фанатизм и социальную обреченность на вечную покорность и страдание.

Материализм в разные исторические эпохи приобретал различные свои формы и виды: наивный и зрелый, в том числе научный материа­лизм, стихийный и философски осмысленный, метафизический и диа­лектический.

Идеализм исходит из признания первичности духа, сознания, мыш­ления и вторичности природы, материи. Идеализм так же, как и мате­риализм, приобретал конкретные формы, наполнялся конкретным содержанием на различных этапах истории. Основные формы идеализ­ма — объективный и субъективный.

Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) исходит из того, что над миром господствует мировой разум (логос, дух, идея, понятие и т. п.), который изначально дан как самостоятельная сущность, а за­тем, перевоплощаясь в материальные предметы и процессы, обуслов­ливает их реальное существование. Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и пре­вращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир.

Религия, признающая Бога как творца всего существующего, тоже разновидность объективного идеализма.

Субъективный идеализм — рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Внешние вещи не существуют вне и не­зависимо от нас, они — продукты нашего сознания, комплексы наших ощущений и восприятия, порождения органов чувств. Субъективный


идеализм рождается при попытке объяснить непосредственную связь сознания и чувств человека с окружающим миром. Делаем вывод: не ощущения таковы, каковы существующие вне нас вещи (точка зрения материалистов), а реальные вещи таковы, каковы наши ощущения. Не видя природы человеческих чувств, как и сознания в целом, во внеш­нем мире, субъективные идеалисты приходят к заключению о том, что сознание представляет собой врожденное (имманентное, априорное и т. п.) свойство человека.

Субъективные идеалисты хором подмечают субъективную сторо­ну жизни человека, его неоднозначное, противоречивое отношение к миру, который воспринимается только через призму сложной систе­мы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека. Однако эта субъективность настолько превозносится идеализмом, что не остается места никакой объективности. Главная особенность субъек­тивного идеализма состоит в отрицании внешнего, объективно суще­ствующего мира. Природа сознания становится необъяснимой, а вмес­то последовательного, научного решения вопроса делается уступка ре­лигии и вере, познание ограничивается, а то и вовсе исключается.

Кроме этих основных способов решения основного вопроса фило­софии, есть еще дуализм, признающий материю и сознание, дух и при­роду, мышление и бытие двумя самостоятельными началами. Это — специфическая попытка преодолеть противоположность между мате­риализмом и идеализмом.

К сфере основного вопроса философии относится и решение воп­роса о способностях и возможностях человека познавать окружающий мир, о пределах познания, о его природе и истинности. Одни филосо­фы отвечают на него утвердительно, другие отрицательно. Материа­лизм, рассматривающий сознание производным от объективно суще­ствующей материи, исходит из того, что человек способен познать мир, что наши знания соответствуют материальным объектам, содержат в себе их образы, могут быть и являются истинными знаниями. Объек­тивный идеализм тоже утвердительно отвечает на вопрос о познавае­мости мира, но решает его на идеалистической основе, исходя из абсо­лютного тождества разума и действительности.

Философское направление, отрицавшее познаваемость мира, называ­ется агностицизмом (Д. Юм, И. Кант). Это, как правило, субъективный идеализм. Согласно этой философии, человек не может иметь достовер­ных знаний, поскольку реальный мир для него — всего лишь мир его ощу­щений, которые в силу ограниченности и индивидуальных способностей человеческих органов чувств искажают действительность, не могут дать


достоверного знания о ней. Мир принципиально непознаваем. Чем боль­ше мы познаем, тем больше подтверждаем лишь свое незнание.

Таким образом, вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию есть основной вопрос философии, ибо представляет собой ответ на вопрос о природе мира и человека в их взаимосвязи. Человек, человечество, человечность — вот триединая задача философии. Осмысливая место человека в мире, И. Кант выде­лил главную философскую триаду: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Конечно, именно человек и мир в своей взаимосвязи составляют смысловой стержень, объединяющий все те вопросы, которые, прорывая границы повседневности, ставят человека перед лицом Смысла. Отношение «человек — мир» становится тем смысловым центром, вокруг которого формируется в определен­ную целостность то духовное содержание, которое приобретает чело­век, отыскивая ответы на вопросы, нацеленные на приобретение ново­го смысла. Эту духовную нечестность и зовут мировоззрением.

Мировоззрение составляет духовное ядро личности. Оно представля­ет собой фундамент для наших намерений и планов. Из него произрас­тает наша вера и надежда. Именно оно представляет нам наиболее зна­чимые жизненные смыслы — ценности, на которых мы выстраиваем нашу линию поведения и всю жизненную стратегию. Собственно, ми­ровоззрение придает значимости и нам самим. Оно предоставляет нам шанс засвидетельствовать свою позицию в мире: как я понимаю мир, что я значу, каков я. Это та точка отсчета, без которой каждый из нас утратит ориентацию и в мире, и в конкретной жизненной ситуации.

Проблема метода в философии

Сама жизнь, изменившиеся соци-

альные условия, новые потребности и интересы поставили перед философией

целый ряд новых проблем. И одной из важнейших стала проблема общей структуры мира и состояния, в котором он находится. Это, в частности, было обусловлено тем, что дальнейшее развитие производства, познава­тельных возможностей и средств человека, расширение и углубление на­учных знаний раскрыли не только взаимосвязь различных явлений, про­цессов действительности, но и их взаимопереходы, раскрыли всеобщ­ность движения и развития. В этих условиях метафизические воззре­ния на мир не только перестали соответствовать потребностям осмысления мира и человека в их взаимосвязи, но и превращались в тормоз развития философской мысли. Поэтому они должны были уступить место диалектической концепции понимания мира, его струк­туры, связей и законов развития.



Таким образом, вопрос о структуре и состоянии мира нашел свое решение в двух основных концепциях — диалектической и метафизи­ческой (схема 3).

Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структу­ре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообуслов­лено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, разви­тии. Диалектика, как отмечал В.И. Ленин, «дает ключ к самодвижению» всего сущего: только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву посте­пенности», к «превращению в противоположность», к «уничтожению старого и возникновению нового».

Согласно метафизике, мир по своей структуре — это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений и процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает дви­жение и развитие только в ограниченных рамках как уменьшение и увеличение, как повторение. При этой концепции движения «...оста­ется в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — Бог, субъект etc)».

Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и че­ловека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относи­тельно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одина­ково при различном подходе к основному вопросу философии, т. е. материализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.

Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалекти­ка суть различные способы раскрытия отношения «человек — мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох челове­ческой истории — от возникновения человека и до тех пор, пока не пре­кратится его существование. Хотя на каждом конкретном этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности обще­ства в его поступательном развитии. Эта проблема — общечеловечес­кая, так как в ней выражена зависимость самой жизни человека, воз­можностей ее сохранения от степени осознания человеком своей сущности и сущности мира, своего бытия. В ней ключ к пониманию реальной действительности, к определению реальных целей, путей и средств их реализации.

Таким образом, философия — это особая форма общественного со­знания. Ее предметом является отношение «человек — мир», которое рассматривается под углом зрения природы и сущности мира (реше­ние первой стороны основного вопроса философии); природы и сущ­ности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей


Схема 3.Противоположность диалектики и метафизики

ДИАЛЕКТИКА МЕТАФИЗИКА


       
   
 
   


В понимании Принцип связи связей предметов

и явлений

Характер связи


 

 

Все предметы и процессы взаимосвязаны и обусловлены Определяющее значение имеют внутренние связи   Предметы и процессы независимы или слабо связаны Определяющее значение имеют внешние связи
\ / V    
Внутренние противоречия. Единство и борьба противоположностей Единство постепенного, количествен­ного и скачкообразного развития   Внешний толчок Внешние силы Абсолютизация постепенных количественных изменений или внезапных скачков
Развитие от низшего (простого) к выс­шему (сложному), от старого к новому через диалектическое отрицание Только 1Только плоглесс движение прогресс Только регресс
     
           

 


В понимании метода развития


Требует: изучать предметы и процессы в их связях и в развитии; вскрывать и исследовать противоречия; сочетать анализ и синтез; сочетать объектив­ность и всесторонность исследования


Рассматривать предметы и процессы вне их связей и развития; преобладает анализ и внешнее описание; характер умозрительности и односторонности исследования


 


познания и преобразования мира (решение второй стороны основного вопроса философии); общей структуры мира (как мир устроен: он це­лое или совокупность не связанных между собой предметов, явлений, процессов, какие в нем существуют связи и отношения) и состояния, в котором он находится (покоится или движется, развивается, что яв­ляется источником движения и развития).



2016-01-02 1489 Обсуждений (0)
Основной вопрос философии: об отношении сознания к материи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основной вопрос философии: об отношении сознания к материи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1489)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)