Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ



2016-01-02 590 Обсуждений (0)
Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




На смену эпохе средневековья пришла

Гуманизм Ренессанса

эпоха Возрождения, или Ренессанса, т. е. возрождения античной науки, философии, искусства, образа жизни, способа мышления и чувствования. Это не тождественность античности, а рождение новой философии, новой науки, нового искусства, которые появлялись в результате формирования новых капиталистических произ­водственных отношений. К античности относились, как к идеалу, восхи­щаясь эстетически, но не теряя дистанции между ним и реальностью.

Эпоха Возрождения — это период в культурном и идейном разви­тии стран Западной и Центральной Европы с XV до начала XVII вв.

Одной из специфических черт эпохи Возрождения был гуманизм, обусловленный развитием гражданской проблематики, стремлением к политической свободе. Средневековая догматика запрещала мыслить и чувствовать. Человеческое тело считалось темницей и объявлялось греховным. Человек, его чувства, мысли, вся его жизнь считались нич­тожными перед величием Бога, святостью служителей церкви, бессмер­тием души. Искусство и литература Возрождения в отличие от этих взглядов были гуманистическими в том смысле, что они «реабилити­ровали» человека, утверждали его права на чувства, на мысль, воспева­ли не небесную, а земную любовь, красоту человеческого тела. Ве­ликими гуманистами этой эпохи были: выдающийся гуманист, поэт, автор «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265–1321 гг.); вид-


ный мыслитель итальянской гуманистической мысли, автор трактата «Защитник мира» Марсилий из Падуи (1278–1348 гг.); выдающийся пропагандист античной культуры, поэт Франческо Петрарка (1304– 1374 гг.); знаменитый писатель, автор «Декамерона» Джованни Бок-каччо (1313–1375 гг.) и многие другие.

В области социально-политических учений гуманизм эпохи Воз­рождения проявился в развитии теории государства и утопических социалистических идей. Итальянский историк Никколо Макиавелли

Рис. 16.Никколо Макиавелли

(1469–1527 гг.) и французский социолог Жан Боден (1530–1596 гг.) обосновывают учение о централизованном государстве, которое рассматривают как главное орудие в борьбе против гегемонии церкви. Если индивид эпохи средневековья представ­лял ту или иную корпорацию, в эпоху Воз­рождения он представляет самого себя — вырастают новое самопознание человека и его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта. Свои заслуги человек склонен приписывать себе, а не традиции. Он становится творцом самого себя. Ослабевает представление о греховности человека и испорченности человеческой природы, в результате чего он уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения.

Эпоха Возрождения в целом ориентирована на искусство, и цент­ральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник под­ражает божественному творчеству, но ищет опору в своей душе, теле (культ красоты — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль). В эту эпоху особенно почитались разносторонность развития и дарования. Например, о широте интересов и гуманизме Леона Баттиста Альберти свидетельствуют даже названия его работ: «О зодчестве», «О живопи­си», «О семье», «О ведении домашнего хозяйства».

Социалистические утопические идеи о построении общества без эксплуатации развивают: английский гуманист Томас Мор (1478– 1535 гг.), итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.), немецкий реформатор Томас Мюнцер (1490–1525 гг.).

Философия Ренессанса, как и вся эпоха в целом, антропоцентрич-на. Возрастает ценность отдельного человека, своеобразие и уникаль­ность каждого индивидуума, что во многом связано с зарождением бур-


жуазного индивидуализма. Это был этап перехода от средневекового феодализма к раннему капитализму. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства отражалось и на содержании общественного сознания.

Что же касается философии, то она

Формирование нового

характеризуется следующим:

Материалистического

1) поисками правильного метода по-

Мировоззрения

знания природы. В этот период четко

выявлялись два направления познания: сенсуализм (эмпиризм) и ра­ционализм. Сенсуалисты утверждали, что в основе познания мира должны лежать чувства, доказывали, что основным методом познания природы является опыт, эксперимент. Рационалисты полагали, что ос­новным средством познания является логическое мышление (разум).

Сенсуалисты и рационалисты спорили о методах познания между собой, но с разных сторон они вели подкоп под догматику и схоласти­ку, которые запрещали чувственность и требовали, чтобы мысль цели­ком была подчинена вере, а философия — богословию.

2) в эпоху Возрождения формируется новое материалистическое мировоззрение. Оно возникает в борьбе, в муках, так как церковь вся­чески боролась с мыслителями нового времени. Появились своеобраз­ные «формы перехода» от старого к новому мировоззрению.

Одной из таких форм был деизм. Деисты признавали божествен­ный первотолчок, но считали, что Бог, однажды создав природу, боль­ше не вмешивается в установленные им самим законы природы. Это еще не атеизм, но переходная форма к нему.

Второй формой оппозиции церковной догматике был пантеизм. Это учение о том, что божественная сущность как бы «разлита» по всей природе, что Бог и природа совпадают. Из большой плеяды мыслите­лей эпохи Возрождения сторонником деизма был Г. Галилей, а сторон­ником пантеизма — Джордано Бруно.

В философии начало Возрождения связано с именами итальянско­го философа Марсилио Фичино и немецкого кардинала Николая Ку-занского.

Фичино (1433–1499 гг.) существовавшие ранее религии рассмат­ривает как ступени развития «всеобщей религии», наделяет человека способностью к познанию мира, защищает земную красоту, созерца­ние которой рассматривает как высшую ступень познавательной дея­тельности. Кузанский (1401–1464 гг.) знаменит тем, что открыл прин­цип совпадения противоположностей — максимума и минимума, считается родоначальником новой европейской диалектики и своим


учением разрушил античное и средневеко­вое представление о космосе как о чем-то ко­нечном.

Для творчества представителей Воз­рождения характерны вера в безграничные возможности человека, резкое отрицание схоластики и аскетизма и утверждение рас­крепощенной, гармонической, творческой личности.

Рис. 17.Николай Коперник

Складывающаяся в то время философия природы опиралась на великое открытие теоретического естествознания того време­ни — гелиоцентрическую систему мира Ни­колая Коперника (1473–1543 гг.). Важнейшим полем противоречий между новым и старым миром, религией и наукой была астрономия. Средневековое религиозное уче­ние было основано на представлении о Земле как Богом избранной пла­нете и о привилегированном положении человека во Вселенной. Ни­колай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую. Его ос­новной труд «О круговых движениях небесных тел» был революцион­ным событием в истории науки.

С именем немецкого астронома Иоганна Кеплера (1571–1630 гг.) связана, прежде всего, теория о закономерностях движения планет, которую он доказал математически.

Рис. 18.Галилео Галилей

Гениальный ученый эпохи Ренессан­са — физик и астроном Галилео Галилей (1564–1642 гг.) путем эксперименталь­ных исследований делает ряд важных открытий, формирует научные законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, обнаруживает, что по­верхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной систе­мой звезд, открыл четыре спутника Юпи­тера, фазы Венеры и т. д. Свои открытия он опубликовал в труде под названием «Звездный вестник» (1610). Наиболь­шей заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира. Все это


имело далеко идущие философские, мировоззренческие и космологи­ческие последствия, нанесло решительный удар схоластическому ми­ровоззрению.

Кратко философскую концепцию Галилея можно охарактеризовать как механистический материализм на деистической основе. Бог, счи­тал Галилей, установив законы механики, далее не вмешивается в них. Эти законы абсолютны, неизменны и образуют «естественный поря­док вещей». Механистическая форма материализма Галилея была ис­торически оправдана. В это время из естественных наук была развита только механика, создателем которой был сам Галилей. Католическая церковь заставила Галилея отречься от гелиоцентрического учения. Это он сделал после пыток. Сохранилась легенда, что перед смертью Гали­лей будто бы сказал: «А все-таки она вертится!».

Одним из первых натурфилософов Возрождения был универсаль­ный творец Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) — архитектор, форти­фикатор, математик, инженер, живописец, мыслитель. Главным зада­нием познания он считал постижение необходимости. Наука должна быть сориентирована на практику. Основа познания — опыт, а нача­ло — ощущения, среди которых первым является зрение. Мир, по мне­нию философа Леонардо да Винчи, есть творение Бога как великого мастера и исследователя.

Натурфилософские взгляды философов эпохи Возрождения мож­но охарактеризовать как пантеистические. Христианский бог утрачи­вает свой трансцендентный характер, он как бы сливается с природой, которая обожествляется. Весьма распространенным является магико-алхимическое понимание природы, стремление с помощью тайных ок­культных сил управлять природой.

К вершинам философской мысли Ренессанса бесспорно принадле­жит пантеистическая философия природы Джордано Бруно (1548– 1600 гг.), в которой наиболее полно выражен гуманистический стихий­но-диалектический характер философии и науки Ренессанса.

Пантеизм философии Бруно — самый радикальный и последова­тельный из всех систем итальянской философии природы. Бруно всту­пил в непримиримый конфликт с тогдашним христианским духовен­ством, со схоластической философией и университетской наукой. Преследуемый инквизицией, он вынужден скитаться, но в конце кон­цов возвращается в Италию, где был арестован, заточен и 17 февраля 1600 года сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, отреагиро­вав на него словами: «Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю».


К главным трактатам Бруно относятся философские диалоги «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, Вселенной и ми­рах», в которых ставятся проблемы бесконечности мира, его дина­мического единства и вечности. Первоосновой этого мира у Бруно выступает Единое, материя, которая является причиной всего суще­ствующего. Причину, удерживающую мир в единстве и в то же время в разнообразии, Бруно называет «душой мира», которая не только существует внутри материи, но и господствует над ней. Эта мировая душа представляет всеобщий разум, является внутренним действием материи, формирует ее изнутри.

Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи. Бруно развивает идею классиков древности о значении руки и труда для развития разума. Цель разума — проник­новение в глубину явлений, познание закономерностей природы, т. е. ее «божественности». Познание является бесконечным процессом, по­тому что предмет его бесконечен.

Пантеистическая философия Бруно завершает развитие ренессанс-ного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание развивается на экспериментальных и мате­матических основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира. Формируется новая научная парадигма, которая дол­жна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машин­ной материально-технической базы и новых общественных отношений. В этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму.

Такова история развития философии эпохи Возрождения. Основ­ное ее значение для развития философской мысли в целом заключа­лось в том, что философия Ренессанса очистила древнюю античную философию от схоластических деградаций, сделала доступным ее под­линное содержание, а также в соответствии с запросами жизни, новым уровнем общественного и научного развития вышла за ее пределы и границы, подготовила основу для философии Нового времени.



2016-01-02 590 Обсуждений (0)
Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)