Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
На смену эпохе средневековья пришла Гуманизм Ренессанса эпоха Возрождения, или Ренессанса, т. е. возрождения античной науки, философии, искусства, образа жизни, способа мышления и чувствования. Это не тождественность античности, а рождение новой философии, новой науки, нового искусства, которые появлялись в результате формирования новых капиталистических производственных отношений. К античности относились, как к идеалу, восхищаясь эстетически, но не теряя дистанции между ним и реальностью. Эпоха Возрождения — это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы с XV до начала XVII вв. Одной из специфических черт эпохи Возрождения был гуманизм, обусловленный развитием гражданской проблематики, стремлением к политической свободе. Средневековая догматика запрещала мыслить и чувствовать. Человеческое тело считалось темницей и объявлялось греховным. Человек, его чувства, мысли, вся его жизнь считались ничтожными перед величием Бога, святостью служителей церкви, бессмертием души. Искусство и литература Возрождения в отличие от этих взглядов были гуманистическими в том смысле, что они «реабилитировали» человека, утверждали его права на чувства, на мысль, воспевали не небесную, а земную любовь, красоту человеческого тела. Великими гуманистами этой эпохи были: выдающийся гуманист, поэт, автор «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265–1321 гг.); вид- ный мыслитель итальянской гуманистической мысли, автор трактата «Защитник мира» Марсилий из Падуи (1278–1348 гг.); выдающийся пропагандист античной культуры, поэт Франческо Петрарка (1304– 1374 гг.); знаменитый писатель, автор «Декамерона» Джованни Бок-каччо (1313–1375 гг.) и многие другие. В области социально-политических учений гуманизм эпохи Возрождения проявился в развитии теории государства и утопических социалистических идей. Итальянский историк Никколо Макиавелли
(1469–1527 гг.) и французский социолог Жан Боден (1530–1596 гг.) обосновывают учение о централизованном государстве, которое рассматривают как главное орудие в борьбе против гегемонии церкви. Если индивид эпохи средневековья представлял ту или иную корпорацию, в эпоху Возрождения он представляет самого себя — вырастают новое самопознание человека и его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта. Свои заслуги человек склонен приписывать себе, а не традиции. Он становится творцом самого себя. Ослабевает представление о греховности человека и испорченности человеческой природы, в результате чего он уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. Эпоха Возрождения в целом ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник подражает божественному творчеству, но ищет опору в своей душе, теле (культ красоты — Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль). В эту эпоху особенно почитались разносторонность развития и дарования. Например, о широте интересов и гуманизме Леона Баттиста Альберти свидетельствуют даже названия его работ: «О зодчестве», «О живописи», «О семье», «О ведении домашнего хозяйства». Социалистические утопические идеи о построении общества без эксплуатации развивают: английский гуманист Томас Мор (1478– 1535 гг.), итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.), немецкий реформатор Томас Мюнцер (1490–1525 гг.). Философия Ренессанса, как и вся эпоха в целом, антропоцентрич-на. Возрастает ценность отдельного человека, своеобразие и уникальность каждого индивидуума, что во многом связано с зарождением бур- жуазного индивидуализма. Это был этап перехода от средневекового феодализма к раннему капитализму. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производства отражалось и на содержании общественного сознания. Что же касается философии, то она Формирование нового характеризуется следующим: Материалистического 1) поисками правильного метода по- Мировоззрения знания природы. В этот период четко выявлялись два направления познания: сенсуализм (эмпиризм) и рационализм. Сенсуалисты утверждали, что в основе познания мира должны лежать чувства, доказывали, что основным методом познания природы является опыт, эксперимент. Рационалисты полагали, что основным средством познания является логическое мышление (разум). Сенсуалисты и рационалисты спорили о методах познания между собой, но с разных сторон они вели подкоп под догматику и схоластику, которые запрещали чувственность и требовали, чтобы мысль целиком была подчинена вере, а философия — богословию. 2) в эпоху Возрождения формируется новое материалистическое мировоззрение. Оно возникает в борьбе, в муках, так как церковь всячески боролась с мыслителями нового времени. Появились своеобразные «формы перехода» от старого к новому мировоззрению. Одной из таких форм был деизм. Деисты признавали божественный первотолчок, но считали, что Бог, однажды создав природу, больше не вмешивается в установленные им самим законы природы. Это еще не атеизм, но переходная форма к нему. Второй формой оппозиции церковной догматике был пантеизм. Это учение о том, что божественная сущность как бы «разлита» по всей природе, что Бог и природа совпадают. Из большой плеяды мыслителей эпохи Возрождения сторонником деизма был Г. Галилей, а сторонником пантеизма — Джордано Бруно. В философии начало Возрождения связано с именами итальянского философа Марсилио Фичино и немецкого кардинала Николая Ку-занского. Фичино (1433–1499 гг.) существовавшие ранее религии рассматривает как ступени развития «всеобщей религии», наделяет человека способностью к познанию мира, защищает земную красоту, созерцание которой рассматривает как высшую ступень познавательной деятельности. Кузанский (1401–1464 гг.) знаменит тем, что открыл принцип совпадения противоположностей — максимума и минимума, считается родоначальником новой европейской диалектики и своим учением разрушил античное и средневековое представление о космосе как о чем-то конечном. Для творчества представителей Возрождения характерны вера в безграничные возможности человека, резкое отрицание схоластики и аскетизма и утверждение раскрепощенной, гармонической, творческой личности.
Складывающаяся в то время философия природы опиралась на великое открытие теоретического естествознания того времени — гелиоцентрическую систему мира Николая Коперника (1473–1543 гг.). Важнейшим полем противоречий между новым и старым миром, религией и наукой была астрономия. Средневековое религиозное учение было основано на представлении о Земле как Богом избранной планете и о привилегированном положении человека во Вселенной. Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую. Его основной труд «О круговых движениях небесных тел» был революционным событием в истории науки. С именем немецкого астронома Иоганна Кеплера (1571–1630 гг.) связана, прежде всего, теория о закономерностях движения планет, которую он доказал математически.
Гениальный ученый эпохи Ренессанса — физик и астроном Галилео Галилей (1564–1642 гг.) путем экспериментальных исследований делает ряд важных открытий, формирует научные законы. При помощи телескопа, который он сам сконструировал, обнаруживает, что поверхность Луны и Солнца не гладкая, что Млечный Путь является сложной системой звезд, открыл четыре спутника Юпитера, фазы Венеры и т. д. Свои открытия он опубликовал в труде под названием «Звездный вестник» (1610). Наибольшей заслугой Галилея было наглядное подтверждение правильности гелиоцентрического подхода Коперника к объяснению мира. Все это имело далеко идущие философские, мировоззренческие и космологические последствия, нанесло решительный удар схоластическому мировоззрению. Кратко философскую концепцию Галилея можно охарактеризовать как механистический материализм на деистической основе. Бог, считал Галилей, установив законы механики, далее не вмешивается в них. Эти законы абсолютны, неизменны и образуют «естественный порядок вещей». Механистическая форма материализма Галилея была исторически оправдана. В это время из естественных наук была развита только механика, создателем которой был сам Галилей. Католическая церковь заставила Галилея отречься от гелиоцентрического учения. Это он сделал после пыток. Сохранилась легенда, что перед смертью Галилей будто бы сказал: «А все-таки она вертится!». Одним из первых натурфилософов Возрождения был универсальный творец Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) — архитектор, фортификатор, математик, инженер, живописец, мыслитель. Главным заданием познания он считал постижение необходимости. Наука должна быть сориентирована на практику. Основа познания — опыт, а начало — ощущения, среди которых первым является зрение. Мир, по мнению философа Леонардо да Винчи, есть творение Бога как великого мастера и исследователя. Натурфилософские взгляды философов эпохи Возрождения можно охарактеризовать как пантеистические. Христианский бог утрачивает свой трансцендентный характер, он как бы сливается с природой, которая обожествляется. Весьма распространенным является магико-алхимическое понимание природы, стремление с помощью тайных оккультных сил управлять природой. К вершинам философской мысли Ренессанса бесспорно принадлежит пантеистическая философия природы Джордано Бруно (1548– 1600 гг.), в которой наиболее полно выражен гуманистический стихийно-диалектический характер философии и науки Ренессанса. Пантеизм философии Бруно — самый радикальный и последовательный из всех систем итальянской философии природы. Бруно вступил в непримиримый конфликт с тогдашним христианским духовенством, со схоластической философией и университетской наукой. Преследуемый инквизицией, он вынужден скитаться, но в конце концов возвращается в Италию, где был арестован, заточен и 17 февраля 1600 года сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, отреагировав на него словами: «Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю». К главным трактатам Бруно относятся философские диалоги «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», в которых ставятся проблемы бесконечности мира, его динамического единства и вечности. Первоосновой этого мира у Бруно выступает Единое, материя, которая является причиной всего существующего. Причину, удерживающую мир в единстве и в то же время в разнообразии, Бруно называет «душой мира», которая не только существует внутри материи, но и господствует над ней. Эта мировая душа представляет всеобщий разум, является внутренним действием материи, формирует ее изнутри. Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи. Бруно развивает идею классиков древности о значении руки и труда для развития разума. Цель разума — проникновение в глубину явлений, познание закономерностей природы, т. е. ее «божественности». Познание является бесконечным процессом, потому что предмет его бесконечен. Пантеистическая философия Бруно завершает развитие ренессанс-ного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание развивается на экспериментальных и математических основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира. Формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений. В этике имеет место переход от теоцентризма к антропоцентризму. Такова история развития философии эпохи Возрождения. Основное ее значение для развития философской мысли в целом заключалось в том, что философия Ренессанса очистила древнюю античную философию от схоластических деградаций, сделала доступным ее подлинное содержание, а также в соответствии с запросами жизни, новым уровнем общественного и научного развития вышла за ее пределы и границы, подготовила основу для философии Нового времени.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |