Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровни и формы познания



2016-01-02 844 Обсуждений (0)
Уровни и формы познания 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Уровень познания Объект познания (задание) Формы познания Результат познания
Чувствитель­ный Отдельные свойства и признаки вещей Ощущение Восприятие Представления Создание образа реальности
Рационально-логический Связи, функции, отношения вещей Понятие Суждение Умозаключения Создание понятий, учений, теорий, концепций
Синтезирую­щий Синтез абстрактно­го мышления и наочного данного Эксперимент Опыт Практика Повышение уровня до­стоверности знания. Вы­ход на новые горизонты познания и деятельности

Третий — синтезирующий — уровень проявляется в форме опыта (сознательное нагромождение условий и обстоятельств совпадения и несовпадения умственных конструкций с реальностью), эксперимен­та (исследование специально выделенных свойств и характеристик в специально организованных условиях) и практики (сознательно фикси­рованного опыта использования теорий, концепций в реальной жизни).

Таким образом, познание развивается от чувственного к абстракт­ному мышлению и к их синтезу, в процессе которого человек снова по­лучает чувственные впечатления, переход к новым размышлениям и т. д., т. е. процесс познания развивается спиралевидно, оно эволюцио­нирует, наращивается, имея определенную внутреннюю ритмику.

Что же такое истина? По вопросу об

Истина и качественные

истине на протяжении всей истории фи-

Характеристики знания

лософии идет борьба различных взгля­дов. Наиболее распространенным есть толкование истины как соответ­ствие знаний и представлений действительности. С давних времен пытались считать истинными знания, которые приносят пользу, выгод­ны человеку (прагматическая трактовка). Конвенционализм основой истины считает соглашение, договоренность согласно регулятивной концепции, истинными считаются знания, которые обеспечивают оп­тимальное взаимодействие с миром.


Схема 37.Основные концепции истины



Соответствие знаний

и представлений действительности

конвенциальная прагматическая регулятивная


Классическое определение истины, на которое пытались опирать­ся как материалисты, так и идеалисты, принадлежит Аристотелю. Со­гласно данному им определению, истина есть суждение, соответствую­щее действительности. В зависимости от того, какой смысл вкладывали философы, опирающиеся на это определение, на термины «соответ­ствие» и «действительность», оно приобретало различные, иногда про­тивоположные интерпретации.

Диалектический материализм продолжает эту, идущую от Аристо­теля материалистическую линию, обогащая ее диалектикой. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин критикует махистов за то, что они, выступая против марксизма, смешивали два различных вопроса: 1) существует ли объективная истина? и 2) каково соотноше­ние абсолютной и относительной истины? В диалектическом материа­лизме они четко различаются. Первая и исходная проблема: существу­ет ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества? В данной ленинской формулировке содержится четкое определение категории «объективная истина». Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зави­сит от субъекта. При первом знакомстве с таким пониманием истины может возникнуть недоумение: знание есть нематериальное явление, существует в сознании субъекта, а «объективное» означает «матери­альное», т. е. существующее независимо от сознания, нет ли здесь ло­гического противоречия — знание одновременно является и идеальным, и материальным?

Объективная истина существует в сознании как часть знания, ко­торая определяется объектом, и поэтому ему соответствует, совпадает по содержанию с содержанием познаваемого объекта (схема 38).

Объективная истина определяется как такое содержание знаний о действительности, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Причем внимание в этом определении акценти­руется именно на содержании истины. Но будучи характеристикой



человеческого знания, истина не может быть абсолютно независима от субъекта. Она объективна по содержанию, но субъективна по форме.

Схема 38.Понятие истины

Категория объективной истины включает материалистическое ре­шение обеих сторон основного вопроса философии: 1) ее существова­ние предполагает существование объекта (познаваемого предмета) как первичного и определяющего в познании, а знания — как вторичного, 2) соответствие ее объекту означает признание познаваемости объекта.

Любое развивающееся знание является единством абсолютной и относительной истин как противоположностей, превращающихся друг в друга. Возьмем в качестве примеров два великих исторических от­крытия: открытие Д.И. Менделеевым периодического закона, основан­ного на знании зависимости химических свойств элементов от их атом­ных весов, и открытие Н. Коперником движения Земля вокруг Солнца. Очевидно, знания, основанные на этих открытиях, будут представлять собой абсолютную и относительную истину, если подходить к ним как к развивающимся. С развитием науки эти знания дополнялись, уточ­нялись, превращаясь в части более сложного, широкого знания.

Относительная истина — это знание, которое в принципе правиль­но, но не полно отражает действительность, не дает ее всестороннего, исчерпывающего образа.

Абсолютная истина — это полное, всестороннее отображение дей­ствительности, к которой можно приближаться лишь через последова­тельное достижение истин относительных.

Такое понимание противостоит метафизическим подходам, полу­чившим название догматизма и релятивизма. Догматизм абсолютизи-


рует абсолютную истину в знании, отрицая истину относительную. Догматизмом является позиция людей, которые пытаются сохранить устаревшие форму и методы организации и управления в экономике, науке, культуре, других сферах общественной жизни.

Другой крайностью, противоположной догматизму, является реля-тивизм, который отрицает абсолютную истину, абсолютизируя отно­сительную истину в знании.

Позиция, когда истинными считаются знания, которые на данный момент оказались оправданными и полезными, получила название «утилитаризм».

Все реальные признаки истины (конкретный элемент познания, его изменчивость, практическая оправданность, нормативная направлен­ность к идеальной полноте) входят в содержание наших знаний. В за­висимости от их конкретных составляющих, особенностей построения и обоснования знания качественно характеризуются как очевидные, вероятностные, достоверные, правдивые, правильные и истинные. В науке истинность знаний определяют максимальным уровнем их со­ответствия критериям и нормам научности (схема 39).

Схема 39.Критерии истинности научных знаний

,подтверждение фактами

КРИТЕРИИ ИСТИННОСТИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

/ подтверждение эксперименталь-
's* ными проверками
'------ согласованность с принципами
-------•'научной теории

--\корректность и точность приме-Ч нения терминологии

\.логическая и концептуальная неоспоримость

Одним из основных принципов гносеологии выступает принцип конкретности истины, который предусматривает максимально полное и точное выявление тех границ, в которых знания характеризуются объективной истинностью. Требование конкретности истины обозна­чает, что объект нужно рассматривать в тех условиях места и времени, в тех связях и отношениях, в которых он возник, существует и разви­вается. Незнание этих границ или их игнорирование превращает наши знания из истины в заблуждения.

Заблуждение это такое содержание знания, в котором действи­тельность отражается неадекватно и которое обусловлено историческим уровнем развития субъекта и его местом в обществе. Английский логик



К. Поппер отмечал, что мы — не держатели истины, а ее искатели, а значит, имеем право на ошибку в ходе приближения к истине. В реаль­ном процессе познания заблуждение, как и истина, является законо­мерным результатом, критерием которого является практика. Именно практика выводит человека, так сказать, за границы субъективности, потому что является объективным явлением, которое функционирует в соответствии с объективными законами материального мира.

Наиболее развитым, специализированным видом познавательной деятельности предстает наука, которая владеет целой системой про­дуктивных средств продуцирования, нагромождения и использования знаний.



2016-01-02 844 Обсуждений (0)
Уровни и формы познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровни и формы познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (844)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)