Уровни и формы познания
Третий — синтезирующий — уровень проявляется в форме опыта (сознательное нагромождение условий и обстоятельств совпадения и несовпадения умственных конструкций с реальностью), эксперимента (исследование специально выделенных свойств и характеристик в специально организованных условиях) и практики (сознательно фиксированного опыта использования теорий, концепций в реальной жизни). Таким образом, познание развивается от чувственного к абстрактному мышлению и к их синтезу, в процессе которого человек снова получает чувственные впечатления, переход к новым размышлениям и т. д., т. е. процесс познания развивается спиралевидно, оно эволюционирует, наращивается, имея определенную внутреннюю ритмику. Что же такое истина? По вопросу об Истина и качественные истине на протяжении всей истории фи- Характеристики знания лософии идет борьба различных взглядов. Наиболее распространенным есть толкование истины как соответствие знаний и представлений действительности. С давних времен пытались считать истинными знания, которые приносят пользу, выгодны человеку (прагматическая трактовка). Конвенционализм основой истины считает соглашение, договоренность согласно регулятивной концепции, истинными считаются знания, которые обеспечивают оптимальное взаимодействие с миром. Схема 37.Основные концепции истины Соответствие знаний и представлений действительности конвенциальная прагматическая регулятивная Классическое определение истины, на которое пытались опираться как материалисты, так и идеалисты, принадлежит Аристотелю. Согласно данному им определению, истина есть суждение, соответствующее действительности. В зависимости от того, какой смысл вкладывали философы, опирающиеся на это определение, на термины «соответствие» и «действительность», оно приобретало различные, иногда противоположные интерпретации. Диалектический материализм продолжает эту, идущую от Аристотеля материалистическую линию, обогащая ее диалектикой. В книге «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин критикует махистов за то, что они, выступая против марксизма, смешивали два различных вопроса: 1) существует ли объективная истина? и 2) каково соотношение абсолютной и относительной истины? В диалектическом материализме они четко различаются. Первая и исходная проблема: существует ли объективная истина, т. е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества? В данной ленинской формулировке содержится четкое определение категории «объективная истина». Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит от субъекта. При первом знакомстве с таким пониманием истины может возникнуть недоумение: знание есть нематериальное явление, существует в сознании субъекта, а «объективное» означает «материальное», т. е. существующее независимо от сознания, нет ли здесь логического противоречия — знание одновременно является и идеальным, и материальным? Объективная истина существует в сознании как часть знания, которая определяется объектом, и поэтому ему соответствует, совпадает по содержанию с содержанием познаваемого объекта (схема 38). Объективная истина определяется как такое содержание знаний о действительности, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Причем внимание в этом определении акцентируется именно на содержании истины. Но будучи характеристикой
Категория объективной истины включает материалистическое решение обеих сторон основного вопроса философии: 1) ее существование предполагает существование объекта (познаваемого предмета) как первичного и определяющего в познании, а знания — как вторичного, 2) соответствие ее объекту означает признание познаваемости объекта. Любое развивающееся знание является единством абсолютной и относительной истин как противоположностей, превращающихся друг в друга. Возьмем в качестве примеров два великих исторических открытия: открытие Д.И. Менделеевым периодического закона, основанного на знании зависимости химических свойств элементов от их атомных весов, и открытие Н. Коперником движения Земля вокруг Солнца. Очевидно, знания, основанные на этих открытиях, будут представлять собой абсолютную и относительную истину, если подходить к ним как к развивающимся. С развитием науки эти знания дополнялись, уточнялись, превращаясь в части более сложного, широкого знания. Относительная истина — это знание, которое в принципе правильно, но не полно отражает действительность, не дает ее всестороннего, исчерпывающего образа. Абсолютная истина — это полное, всестороннее отображение действительности, к которой можно приближаться лишь через последовательное достижение истин относительных. Такое понимание противостоит метафизическим подходам, получившим название догматизма и релятивизма. Догматизм абсолютизи- рует абсолютную истину в знании, отрицая истину относительную. Догматизмом является позиция людей, которые пытаются сохранить устаревшие форму и методы организации и управления в экономике, науке, культуре, других сферах общественной жизни. Другой крайностью, противоположной догматизму, является реля-тивизм, который отрицает абсолютную истину, абсолютизируя относительную истину в знании. Позиция, когда истинными считаются знания, которые на данный момент оказались оправданными и полезными, получила название «утилитаризм». Все реальные признаки истины (конкретный элемент познания, его изменчивость, практическая оправданность, нормативная направленность к идеальной полноте) входят в содержание наших знаний. В зависимости от их конкретных составляющих, особенностей построения и обоснования знания качественно характеризуются как очевидные, вероятностные, достоверные, правдивые, правильные и истинные. В науке истинность знаний определяют максимальным уровнем их соответствия критериям и нормам научности (схема 39). Схема 39.Критерии истинности научных знаний ,подтверждение фактами
/ подтверждение эксперименталь- --\корректность и точность приме-Ч >кнения терминологии \.логическая и концептуальная неоспоримость Одним из основных принципов гносеологии выступает принцип конкретности истины, который предусматривает максимально полное и точное выявление тех границ, в которых знания характеризуются объективной истинностью. Требование конкретности истины обозначает, что объект нужно рассматривать в тех условиях места и времени, в тех связях и отношениях, в которых он возник, существует и развивается. Незнание этих границ или их игнорирование превращает наши знания из истины в заблуждения. Заблуждение это такое содержание знания, в котором действительность отражается неадекватно и которое обусловлено историческим уровнем развития субъекта и его местом в обществе. Английский логик К. Поппер отмечал, что мы — не держатели истины, а ее искатели, а значит, имеем право на ошибку в ходе приближения к истине. В реальном процессе познания заблуждение, как и истина, является закономерным результатом, критерием которого является практика. Именно практика выводит человека, так сказать, за границы субъективности, потому что является объективным явлением, которое функционирует в соответствии с объективными законами материального мира. Наиболее развитым, специализированным видом познавательной деятельности предстает наука, которая владеет целой системой продуктивных средств продуцирования, нагромождения и использования знаний.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (844)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |