Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фазы развития профессионапа



2016-01-02 1083 Обсуждений (0)
Фазы развития профессионапа 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Е.А. Климов (1988) выделяет основные фазы развития, стадии жизненного пути профессионала:

1. Фаза оптанта, или оптации - осознанная подготовка к тру­ду, планированного профессионального жизненного пути. Это период, когда человек озабочен вопросами выбора или вынужден­ной перемены профессии и делает этот выбор.

2. Фаза адепта. Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии эта фаза может быть:

- как кратковременной(например, в форме простого инструктажа),

- так и многолетней.

В это время происходит:

- овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для буду­щей профессиональной деятельности,

- развиваются профессиональ­но-важные личные качества,

- формируется профессиональная пригод­ность.

 

Здесь происходят очень существенные изменения самосозна­ния

- направленности личности,

- информированности и других сторон индивидуальности.

Здесь есть и свои

- специфические «кризисы раз­вития»,

- и потребность в психологической поддержке становления про­фессионала для успешного «профессионального старта».

3. Фаза адаптанта - или фаза адаптации, «привыкания» мо­лодого специалиста к работе. Как бы ни был хорошо налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит к производственной работе.

Даже квалифицированный человек на новом месте нужда­ется в определенном периоде привыкания к новым условиям. Дело в том, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения отличаются от норм производственного коллектива.

И молодой че­ловек должен найти в себе возможности саморегуляции, чтобы:

- понять, почувствовать новые нормы регулирующие поведение, об­раз жизни, манеры и внешний облик профессионала;

- уз­нать технологические тонкости дела;

- и должен суметь «вписаться» в контекст этих норм.

4. Фаза интернала. Перед нами уже опытный, что называется «поднаторевший» в своем деле работник, который любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справ­ляться с основными профессиональными функциями на данном тру­довом посту. И это признают товарищи по работе, по профессии.

5. Фаза мастера, или мастерства. Она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к ее характеристикам.

Ø Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, может быть, не всем кол­легам по плечу.

Ø Он выделяется какими-то специальными ка­чествами, умениями.

Ø Он приобрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым (во всяком случае - не воспроизво­димым) работником.

Ø Обычно он уже имеет некоторые формаль­ные показатели квалификации (разряд, категория, звание).

6. Фаза авторитета. Она, как и фаза мастерства, суммиру­ется с последующей.

Ø Это мастер своего дела, уже хорошо изве­стный, как мининум, в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране).

Ø В за­висимости от принятых в данной профессии форм аттестации ра­ботникоа, он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень и пр.).

Ø О его успехах могли уже сообщать на собраниях, в прессе; воз­можно, он уже имеет награды, знаки отличия.

Ø С мнением его уже заметно считаются и коллеги, и руководители.

Ø Возможно, энергии и сил у него сейчас становится меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст, потери здоровья дают о себе знать), но профессионально-производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

7. Фаза наставника, или наставничества в широком смысле слова. Перед нами человек, у которого и коллеги готовы поучиться, перенять опыт.

Авторитетный мастер своего дела в любой про­фессии «обрастает»

- единомышленниками, подражателями в хоро­шем смысле,

- перенимателями опыта, учениками,

- последователями (независимо от того, имеют ли они официальный статус учени­ков). И это одно из обстоятельств, которые делают его жизнь наполненной осмысленной перспективой.Несмотря на приближаю­щийся «срок дожития», обусловленный биологическими обстоятель­ствами. Жизнь, связанная с

- передачей опыта молодым,

- с отслежи­ванием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла.

 

Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много этапов. В профессиональной жизни каждого человека возможны успехи, неудачи, зигзаги и кризисы. У каждого человека свой профессиональный путь, и он может отличаться от пути дру­гих людей.

 

Процесс вхождения молодого человека в избранную профессию

- не только приобретение соответствующих трудовых, профессиональных умений и навыков,

- но и активное личностное становление, принятие и уважение профессии, вживание в нее и любовь к ней.

 

Профессионализм - это характеристики произво­дительности труда, высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, и особенности профессиональ­ной мотивации человека, система его устремлений, ценностных ори­ентаций, смысла труда для самого человека.

Профессионализм ­это результат обучения и опыта работы. Профессионализм дает возможность достигать значительных ка­чественных и количественных результатов труда при меньших затра­тах физических и умственных сил на основе использования рацио­нальных приемов выполнения рабочих заданий.

Профессионализм специалиста проявляется:

- в систематическом повышении квалификации,

- творческой активности,

- способности про­дуктивно удовлетворять возрастающие требования общества.

 



2016-01-02 1083 Обсуждений (0)
Фазы развития профессионапа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фазы развития профессионапа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1083)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)