Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к результатам освоения содержания дисциплины



2016-01-02 347 Обсуждений (0)
Требования к результатам освоения содержания дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




Рабочая программа дисциплины

Институциональная экономика

(название дисциплины)

080100.62 «Экономика»

(наименование направления, специальности)

 

Профили подготовки

Экономика

(наименование профиля)

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

(бакалавр, магистр, специалист)

 

Форма обучения

Очная

(очная, заочная, очно – заочная)

 

Отделение: Экономическое

Кафедра: Экономической теории и экономической политики

Курс 1

Семестр 2

Лекции 18

Лабораторные занятия нет

Практические занятия 18

Самостоятельная работа 72

Всего часов (зет) 108 (3)

Контрольная работа нет

Курсовая работа (проект) нет

Зачет 2 семестр

Экзамен нет

 

Принята на заседании кафедры ЭТЭП

(протокол № 1 от «29» августа 2013 г )

 

Заведующий кафедрой _________________ (Макаров А.Н.)

 

 

Набережные Челны

2013 г.

Содержание

  Стр.
1. Цели освоения дисциплины 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) 5. Образовательные технологии 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)        

Программу дисциплины разработали Алпатова Э.С., профессор кафедры экономической теории и экономической политики, Недорезова О.Ю., доцент кафедры экономической теории и экономической политики.

 

Цели освоения дисциплины

Дать слушателям необходимые знания для анализа экономической жизнедеятельности, прогнозирования ее результатов и для принятия обоснованных и эффективных решений в их практической деятельности с использованием институциональных подходов.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Институциональная экономика» входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла (раздел Б3.Б7.) дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080100.62 Экономика, осваивается на 1 курсе (2 семестр) (Бакалавриат).

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия и категории институциональной экономики;

- основные особенности ведущих школ и направлений институциональной экономики;

- институциональные закономерности функционирования экономики;

- институциональные факторы экономической эволюции;

- институциональную интерпретацию субъектов экономической деятельности и мотивации их поведения;

- методы институционального анализа объектов, явлений и процессов;

- основные особенности институциональной среды российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.

Уметь:

- анализировать явления и процессы в экономике во взаимосвязи с экономическими институтами;

- выявлять проблемы институционального характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;

- использовать источники информации, характеризующие состояние институциональной среды и ее воздействие на экономические процессы; анализировать, интерпретировать и использовать эту информацию для выработки и обоснования управленческих решений;

- осуществлять выбор методов институционального анализа для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты анализа и обосновывать полученные выводы;

- прогнозировать институциональные изменения и их влияние на поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений;

- представлять публично либо в установленной документальной форме результаты проведенного институционального исследования;

- учитывать институциональные ограничения и институциональные основы экономического поведения при разработке проектов в сфере экономики и бизнеса.

Владеть:

- методологией институционального исследования;

- современными методами сбора, обработки данных о состоянии институциональной среды и ее влиянии на экономические процессы;

- методами и приемами анализа экономических институтов и институциональных факторов функционирования и развития экономики;

- навыками самостоятельной работы в части институционального анализа и проектирования.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных (ОК):

ОК-4: способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем.

б) профессиональных (ПК):

ПК-4: способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Содержание разделов дисциплины.

1. Предмет и методологические принципы институциональной экономики. Место институциональной экономики в системе экономических дисциплин. Междисциплинарный характер институционального анализа.

Истоки институционализма (немецкая историческая школа, классическая политэкономия, марксизм, неоклассическая экономическая теория).

«Старый» и «новый» институционализм, их представители и эволюция теорий. Методологические основы неоинституционализма.

Предпосылки неоклассического институционального анализа и их модификации представителями институциональной теории.

Поведенческие предпосылки новой институциональной теории. Полнота информации. Ограниченная и органическая рациональность. Оппортунистическое поведение: сущность и основные проявления.

2. Понятие нормы как фактора экономического поведения. Признаки и типы норм. Норма и правило поведения. Определение понятия института. Функции институтов. Ситуации, в которых возникают институты: «дилемма заключенных», координации, неравенства.

Механизмы принуждения к соблюдению правил.

3. Институциональная структура общества. Формальные и неформальные институты и их взаимодействие. Институциональные технологии и проблемы их распространения. Импорт институтов и его последствия. Институциональные ловушки.

5. Теория институциональных изменений Д.Норта. Теория отбора в процессе конкуренции наиболее эффективных институтов (А.Алчиан, М.Фридман). Path dependence – зависимость от прошлой траектории развития. Применение методов эволюционной теории игр в анализе формирования и изменения институтов.

6. Понятие трансакции и виды трансакций. Природа и понятие трансакционных издержек. Классификация трансакционных издержек и способы их минимизации. Работа Р.Коуза «Природа фирмы». Трансакционный подход Коуза-Уильямсона. Исследуемые, опытные и доверительные блага. «Рынок лимонов» и проблема ухудшающего отбора. Проблема измерения трансакционных издержек.

7. Определение прав собственности и основных понятий: спецификация прав собственности, разграничение прав собственности, пучок прав собственности, размывание прав собственности. Спецификация и защита прав собственности. Концепция остаточных прав и остаточных эффектов А.Алчиана и Г.Демсеца. Внешние эффекты (экстерналии) и альтернативные способы их интернализации. Налог А.Пигу. Теорема Коуза.

Альтернативные режимы прав собственности: общедоступная собственность, коллективная собственность, частная и государственная собственность.

8.Теория контрактов: классификация основных направлений. Понятие контракта. Полные (совершенные) и несовершенные контракты. Типы асимметрии информации и виды оппортунистического поведения.

Классические, неоклассические, отношенческие контракты: их характеристика и условия применения. Факторы, определяющие оптимальный выбор контракта.

9. Экономическая организация в неоклассической теории. Соотношение (границы) между институтами и организациями. Основные формы организаций. Объяснение причин возникновения фирмы и границ фирмы в новой институциональной теории (Ф.Найт, Р.Коуз, А.Алчиан, Г.Демсец, О.Уильямсон). Контрактный и иерархический подходы к объяснению фирмы.

Частнопредпринимательская фирма: характеристика, преимущества и недостатки. Государственные предприятия, некоммерческие организации, товарищества и партнерства.

Проблема «принципала-агента» в экономической организации: понятие, причины возникновения и варианты решения.

10.Институциональная природа государства. Объяснение феномена государства (теория насилия, теория социального контракта). Государство как агентство по производству общественных благ. Проблема безбилетника и организация коллективных действий. Неоклассическая теория государства Норта. Модель оседлого бандита Мак-Гира – Олсона.

Автократическая модель государства. Вертикальный контракт. Производство порядка в автократическом государстве. Реализация порядка и эффективность размещения ресурсов в автократическом государстве.

Консенсуссная модель государства. Порядок как продукт горизонтальных соглашений. Необходимость обособления центра власти и агентские отношения между избирателями и властью. Услуги власти. Интересы бюрократии и эффективность размещения ресурсов.

Государство и группы специальных интересов. Рентоориентированное поведение, его цель и формы. Коррупция, ее сущность, предпосылки и типы.

 

Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Эволюция институциональной теории и ее структура 2 часа – Лекции 2 часа - Практика 8 часа - Самостоятельная работа (12) Опрос, доклад-выступление, самостоятельная работа
Нормы и правила функционирования экономики. Институ­ты 2 часа – Лекции 2 часа - Практика 8 часа - Самостоятельная работа (12) Опрос, доклад-выступление
Система институтов   2 часа – Лекции 2 часа - 8 часа - Самостоятельная работа (12) Опрос, доклад-выступление
  Институциональная среда: структура и ее влияние на экономику 2 часа - Практика 4 часа - Самостоятельная работа (6) Опрос, доклад-выступление, контрольная работа (3-4 темы)
  Институциональная динамика   2 часа – Лекции 2 часа - Практика 8 часа - Самостоятельная работа (12) Опрос, доклад-выступление
  Трансакции и трансакционные издержки 2 часа – Лекции 2 часа - Практика 8 часа - Самостоятельная работа (12) Опрос, доклад-выступление, самостоятельная работа
Внешние эффекты и альтернативные режимы собственности 2 часа – Лекции 2 часа - Практика 8 часа - Самостоятельная работа (12) Опрос, доклад-выступление
Теория контрактов 2 часа – Лекции 4 часа - Самостоятельная работа (6)  
Институциональная теория фирмы 2 часа – Лекции 2 часа - Практика 8 часа - Самостоятельная работа (12) Опрос, доклад-выступление
Институциональная теория государства 2 часа – Лекции 2 часа - Практика 8 часа - Самостоятельная работа (12) Опрос, доклад-выступление, контрольная работа (7-10 темы) Зачет

 



2016-01-02 347 Обсуждений (0)
Требования к результатам освоения содержания дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)