Факторный анализ рентабельности
Важным моментом в анализе является по факторный анализ отклонений прибыли, показателей рентабельности. Основным элементом прибыли или продаж является валовая прибыль, которая представляет собой разницу между выручкой (нетто) от продаж продукции и ее себестоимостью. Валовую прибыль (ВП) можно представить в следующем виде:
где Vi – объем реализованной продукции i -го вида; Цi – цена продукции i -го вида; Сi – себестоимость продукции i -го вида; n – количество видов реализованной продукции.
Как видно из формулы валовая прибыль формируется под влиянием различных факторов: объема реализации, себестоимости продукции и структурных изменений в ассортименте продукции и др. По факторный анализ валовой прибыли обычно производится по данным отчета о финансовых результатах за текущий и базовый периоды (месяц, квартал, полугодие, год). Такой анализ, т.е. сравнение и анализ отклонений фактических показателей с прошлым периодом – это признак пассивного консервативного подхода. Предпринимательская деятельность предполагает четкую формулировку целей и тенденций развития с тем, чтобы дать шанс на осуществление. Поэтому любая система управления должна базироваться на планировании, т.е. задании плановых показателей, с которыми сравниваются фактические результаты, на твердо установленные отчетные периоды. Порядок анализа существенно зависит от принятой системы калькуляции. На рис. 11.1 и 11.2 представлены система калькуляции с полным распределением затрат и по переменным (маржинальным) затратам.
При анализе рентабельности важным моментом является оценка факторов, влияющих на рентабельность затрат, именно цены реализации и себестоимости продукции. Для этого составим следующую таблицу (Таблица 11.3)
Таблица 11.3 Расчет рентабельности объема продаж
* 56582+256+385=57220 ** 79436+305+458=80199 Расчет влияния указанных двух факторов приведем методом цепных подстановок. 1. Изменение рентабельности затрат за счет изменения выручки ( )
;
где Во и В1 – выручка соответственно в базовом и отчетном периодах, Со и С1 – себестоимость соответственно в базовом и отчетном периодах. 2. Изменим рентабельность затрат за счет изменения себестоимости продукции ( )
;
.
3. Совокупное влияние двух факторов
Еще одним важным моментом при анализе рентабельности является изучение взаимосвязи между нормой прибыли от реализации и оборачиваемостью активов
,
где ROA – рентабельность активов, %; П д.п.н. – прибыль до налогообложения и выплаты процентов; - средняя стоимость активов за отчетный период; В – выручка от реализации продукции.
Данные для взаимовлияния факторов представлены в таблице 11.4
1. Изменение рентабельности активов вследствие изменения их оборачиваемости
где DROA0 - изменение рентабельности активов вследствие изменения их оборачиваемости; КА1 и КА0 – соответственно оборачиваемости активов в базовом и отчетном периодах; RР – рентабельность реализации продукции.
Подставив данные из таблицы 11.4, получим:
2. Изменение рентабельности активов вследствие изменения рентабельности реализации
где: DROA Rp - Изменение рентабельности активов вследствие изменения рентабельности реализации продукции; Rр0 и Rр1 – соответственно рентабельность реализации в базовом и отчетном периодах %,
3. Общее влияние двух факторов
Аналогичным образом можно делать по факторный анализ между оборачиваемостью инвестиций и нормой их рентабельности:
,
где: RИ – рентабельность инвестиций, И – сумма инвестиций по балансу (собственный капитал и долгосрочные кредиты)
Широкое распространение получила модифицированная модель фирмы «Du Pont»:
,
где: ROE – рентабельность собственного капитала; П – чистая прибыль, доступная к распределению; В – выручка от реализации продукции; А – сумма активов предприятия (баланс-нетто); Е – собственный капитал.
Схематическое представление жестко детерминированной трехфакторной модели приведено на рис. 11.3. Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: - рентабельности реализации продукции (П:В); - ресурсоотдачи (оборачиваемости) (В:А); - структуры капитала (А:Е), авансированного в данное предприятие. Выделенные факторы в определенном смысле обобщают все стороны финансово-экономической деятельности предприятия, его статику и динамику, и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает отчет о финансовых результатах; второй – актив баланса, и третий – пассив баланса.
Рассмотрим по факторный анализ рассматриваемого предприятия. Для удобства расчета влияния факторов на коэффициент рентабельности собственного капитала все необходимые данные сведем в следующий вид (таблица 11.5). Таблица 11.5 Факторные показатели в динамике
Для расчета влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала воспользуемся одним из наиболее простых приемов – метод абсолютных разниц. 1. Влияние на изменение собственного капитала изменения рентабельности реализации:
2. Изменение рентабельности собственного капитала вследствие изменения ресурсоотдачи:
3. Изменение рентабельности собственного капитала вследствие изменения долговой нагрузки:
Совокупное влияние всех трех факторов:
Примечание: 1. Несовпадение исключительно из-за округлений. 2. (0) и (1) – индексы возле показателей означают базовый (0) и отчетный (1) периоды.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |