Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О значении воинствующего материализма



2016-01-02 879 Обсуждений (0)
О значении воинствующего материализма 0.00 из 5.00 0 оценок




В этой работе В.И. Ленин говорит о «союзе» с не коммунистами в связи с идеологической программой журнала «Под Знаменем Мрксисзма» и заявлением Троцкого о том, что не все объединившиеся вокруг журнала «Под Знаменем Марксизма» — коммунисты, но все последовательные материалисты. В.И. Ленин считает, что для совершения революции в полной ее мере необходим таковой союз, для того чтобы коммунисты могли вести за собой массы (которые могут и не являться коммунистами): «Без союза с некоммунистами в самых различных областях деятельности ни о каком успешном коммунистическом строительстве не может быть и речи». Существует множество материалистов из лагеря некоммунистов, которых, по мнению Ленина, необходимо привлекать к борьбе с философской реакцией и с философскими предрассудками так называемого «образованного общества».

 

Вышеуказанная программа журнала состоит из следующих пунктов:

1. Журнал должен быть органом воинствующего материализма, в смысле неуклонного разоблачения и преследования всех современных "дипломированных лакеев поповщины".

2. Журнал должен быть органом воинствующего атеизма, т.е. вести неутомимую атеистическую пропаганду и борьбу.

3. Журнал должен бороться против современных крепостников.

Основная часть работы говорит именно об атеистической борьбе и необходимой для нее пропаганде, о том какой пропаганда должна быть.

 

Для осуществления должной пропаганды нужно:

1. Обращаться к соответствующей литературе (например, атеистической литературе конца XVIII века).

2. Следить за прогрессом проделанным человечеством в области научной критики религий, опираться не только на марксистскую традицию: «массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п.»

3. Иллюстрировать свои тезисы умело подобранными фактами, показывающими связь классовых интересов и классовых организаций современной буржуазии с организациями религиозных учреждений и религиозной пропаганды.

4. Следить за тем, чтобы марксистское учение не искажалось.

5. Делать обзоры атеистической литературы с характеристикой, для какого круга читателей и в каком отношении могли бы быть подходящими те или иные произведения, и с указанием того, что появилось у нас и что должно быть еще издано.
6. Чтобы марксист был всесторонне образован.

7. Организовывать систематическое изучение диалектики Гегеля с материалистической точки зрения, т. е. той диалектики, которую практически применял Маркс: «...разрабатывать эту диалектику со всех сторон, печатать в журнале отрывки из главных сочинений Гегеля, истолковывать их материалистически, комментируя образцами применения диалектики у Маркса… «Группа редакторов и сотрудников журнала «Под Знаменем Марксизма» должна быть, на мой взгляд, своего рода обществом материалистических друзей гегелевской диалектики».

8. Заключать «союзы» с прогрессивной буржуазией, чтобы разоблачать ее, когда она впадает реакционность.

Союзы нужно заключать с:

1.Как уже было сказано, с прогрессивно буржуазией, такой как Артур Древс, написавший книгу «Миф о Христе».

Он опровергает старые религиозные предрассудки, но при этом высказывается за обновленную религию. Он заменяет старые и прогнившие религиозные предрассудки новыми, но все же, даже разоблачая его «обновленную религию» марксисту необходимо заключить «союз» с Древсами для борьбы с господствующими религиозными предубеждениями.

2. Последовательными материалистами, которые не принадлежат к партии коммунистов.

3. Представителями современного естествознания, которые склоняются к материализму и не боятся отстаивать и проповедовать его против идеализма и скептицизма.
«Поэтому следить за вопросами, которые выдвигает новейшая революция в области естествознания, и привлекать к этой работе в философском журнале естествоиспытателей — это задача, без решения которой воинствующий материализм не может быть ни в коем случае ни воинствующим, ни материализмом».
При этом естественнонаучные знания должны встать на философскую основу: «...мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».

 


Г.В. Плеханов о существенном признаке религии и ее элементах, о соотношении магии и религии

Плеханов. О так называемых религиозных исканиях в России.

Статья 1. Разделы 1, 3, 7, 9.

 

Ø Русский атеизм очень легкомыслен, и наша интеллигенция относится отрочески к вопросам религии.

Ø Невежество в вопросах религии обнаруживают у нас не только те, кто проповедует атеизм, но и те, кто занимаются богоискательством.

Ø Задача: определить общественные причины, вызвавшие склонность к религиозному догматизму.

Ø Русские передовые люди никогда не думали серьёзно о религии. Теперь наступила такая пора, когда невнимательное отношение к религиозным вопросам может привести к печальным последствиям.

Ø Анимизм не был самым первым шагом в развитии человеческих представлений о мире. Анимизм – второй шаг, первый – представление о туманном божественном начале.

Ø Анимизм возник не из авторитарности.

Ø Представления первобытных плёмен о духе не лишены материальности. В их представлениях много вещественности. Все наши представления носят вещественный характер. Чем меньше вещественных признаков, тем отвлечённее представление.

Ø Основной вопрос: почему вера в богов сохраняется даже в таки цивилизованных общества, производительные силы которых достигли очень высокой степени развития и которые, таким образом, приобрели значительную власть над природой?

v Ответ на вопрос: откуда произошёл анимизм, мы находим у Энгельса в работе «Л.Фейербах». От неумения объяснить сновидения и не понимая строения своего тела

Ø возникает идея, что не тело даем людям мышление и ощущение, а отделённая от тела душа.

Ø Так как смерть в представлении многих состоит в отделении души от тела, то они не ищут ещё одну смерть для души, и возникает идея бессмертия. Потребность в личном бессмертии возникла не из религиозного утешения, а из того, что люди, признав существование души, на время покидающей тело, не могли объяснить куда она девается после смерти.

Ø Дело не в авторитарном правлении, а в технических условиях, в которых живёт человек. Если производственные силы мало развиты, то власть человека над природой ничтожна. Чем шире круг воздействия человека на природу, тем правильнее его понятия о ней. И чем уже круг, тем беднее теория, тем более он склонен объяснить с помощью фантазии, те явления, которые привлекают его внимание.

Ø Так как человек привык, что его действия опережаются желаниями, он считают, что поступки в окружающем мире, также определены чьей-то волей. Такие существа недоступны действиям чувств, следовательно, подобны человеческой душе.

Ø Охота как источник существования располагает человека к спиритуализму, и упрочивает данные представления.

Ø Между человеком и животным, нет различия, следовательно, оно также имеет душу, и из этого следует, что человек судит о явления не только по аналогии с собою, но и со всем животным миром. Это еще более расширяет область анимистических представлений. Весь мир оказывается населён духами.

Ø Далеко не всякий дух есть Бог. Определение Пейна, что бог есть благоросположенный к человеку дух, который воплощается в известном материальном предмете, обыкновенно служащем ему изображением, и которому люди приносят в жертву пищу и т.п. в надежде получить от него помощь в житейских делах. – это определение верно к большому культурному периоду, но не к первым шагам человека.

Ø Животные, признанные тотемами, первые боги человечества. Здесь нет индивидуализации – люди поклоняются целому виду – человек еще не вышел из кровного союза, и бог не индивидуализируется. Бог здесь еще не заботится о нравственности. Тотем наказывает людей за грехи, только по отношению к нему самому. Также месть бога не индивидуализирована, а затрагивает целый клан, поэтому здесь еще не может быть свободного самоопределения.

Ø Тотемическая трапеза происходит для закрепления родства с животным.

Ø Религиозный торжества изначально были связаны больше с родом, нежели с семьёй, это происходит потому, что кровный родовой союз предшествовал отдельной семье.

Ø Религиозные настроения, то они коренятся в чувствах и стремлениях людей, вырастающих на почве данных общественных отношений, и изменяются параллельно с изме­нением этих отношений. Общественное бытие определяет сознание. Сначала родовые боги, а с возникновением семьи и семейные.

Ø Первоначальные боги семьи – боги предки. Так возникает связь между человеком и богом как отцом.

Ø Также постепенно племенная организация заменяется государственной. Эти отношения отражаются и в религии: боги считаются небесными царями и небесными судьями. Здесь анимистические представления срастаются с нравственностью.

 

Статья вторая.

Ø Религию можно определить как более или менее стройную систему представлений, настроений и действий. Представления образуют мифологический элемент религии, настроения относятся к области религиозного чувства, а действия – к области религиозного поклонения, или, как говорят иначе, культа.

Представления свойственные религии носят анимистический характер.

v Элементы религии

§ Мифологический элемент — представление верующих о сверхъестественном, о богах и чудесах;

§ Эмоциональный эл. — религиозное чувство, возникающее под влиянием тех или иных факторов жизни верующего человека;

§ культовый, или обрядовый эл, то есть религиозные действия.

 

Ø Отвергает то, что у буддистов нет анимистических представлений

 



2016-01-02 879 Обсуждений (0)
О значении воинствующего материализма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О значении воинствующего материализма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (879)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)