Проблемы религии в философии Ж.П. Сартр (1905-1980)
Его воззрения сложились как под влиянием философских систем Гуссерля, Хайдеггера, так и под влиянием идей Достоевского. Труды: «Воображения», «Тошнота», «Экзистенциализм это гуманизм», «Бытие и ничто», кроме того в ряде драматических произведений развивал свои идеи – пьеса «Грязные руки», «Мухи». В последний период сочинял философские суждения вне художественного творчества: «Критика диалектического разума. Вопрос о методе». v определение экзистенциализма (по «Экзистенциализм это гуманизм») – это такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь, человеческую субъективность. v В этой же работе Сартр вводит термин атеистический экзистенциализм. v В философском плане считается, что он разрабатывал феноменологическую онтологию. Ее исходный тезис: есть бытие, в котором существование предшествует сущности, этим бытием обладает человек. v Имеется 3 формы бытия в чел существовании: 1. Бытие-в-себе. Фактично, вечно 2. Бытие-для-себя. Человеческое бытие, непосредственная жизнь сознания и самосознания. Оно существует как отталкивание, отрицание калечащего кошмара бытия, как отверстие в бытии. 3. Бытие-для-другого. Обнаруживает фундаментальную конфликтность межчеловеческих отношений. Отношения к другому в условиях всеобщего отчуждения – борьба за признание личности в глазах другого. § Так складывается фундаментальный проект чел сознания – желание быть Богом, т.е. достичь самодовлеющего, вечного бытия в себе, при этом сохранив свободную субъективность бытия для себя. § Но поскольку это невозможно, человек есть всего лишь тщетное стремление. Ø Сартр видит фальшь и ханжество во всех видах общения индивидов, видах общения освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и прочем. Разоблачает различные формы дурной веры. Ø Дурная вера – самообман, связанный с фундаментальным проектом Быть Богом. Источником является онтологическая раздвоенность человеческого существования, которому одновременно присущи и фактичность бытия-в-себе, и свободная проективность бытия-для-себя. Объединяющее их начало – трансценденция, ничто, которое выступает как глубочайшая тайна. Трансценденция, Ничто – это отрицание калечащего кошмара бытия, отталкивание, отрицание, негация отчуждённых видов бытия.
Ø Бытие-для-себя должно быть принципиально отлично от бытия-в-себе, находиться вне его, быть от него независимым, свободным. Сартр видит в свободе конститутивный момент онтологии. Человек выбирает свой способ бытия на фоне абсолютной случайности здесь-бытия, не выбирая свою эпоху, он выбирает себя в ней. Человек должен постоянно изобретать себя: v Первоначально человек ничего из себя не представляет – впоследствии становится человеком, таким, каким он сделает себя. v Отсюда вывод: нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы её задумал. Свобода несовместима с активностью Бога. Человек осуждён быть свободным, это – тяжкий груз. Он по собственной воле, а не по воле Бога, решает свою судьбу. v Человеческая свобода является фундаментальной и неотъемлемой характеристикой человеческого бытия-для-себя. Человек свободен, человек – это свобода. Ø Экзистенциализм – не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства несуществования Бога. Даже если бы Бог существовал, то ничего бы не изменило. Ø Сартр лично в Бога не верит, но исходя из позиции субъективности, он отказывается решить вопрос о несуществовании Бога философски, он подчеркивает – атеизм это чистое определение позиции по проблеме, которая превосходит наш опыт, это также и моя позиция, но отказывая Богу в существовании я не думаю быть меньшим метафизиком, чем Лейбниц, который приписывал ему существование.
Пьеса «Дьявол и господь Бог» Идея полной свободы человека. В драме есть персонаж Гётц. Этот персонаж непрестанно борется с Богом, как неким действительным противником.
Сам Сартр подчеркивает: «Экзистенциалисты считают очень неудобным, что Бога не существует, так как с ним вместе исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в сверхчувственном мире... Таким образом, ни позади нас, ни впереди нас — в светлом царстве ценностей — мы не имеем ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки...»
Неокантианцы. В истории Ф выделяют разные направления неокантианства. Две основных: 1. Марбургская (Герман Коген, Пауль Наторп, Эрнст Кассирер) 2. Баденская (Виндельбанд, Рикерт). Философско-религиоведческие позиции: Коген и Наторп рассматривали религию в целом в традициях Канта и тем самым наполняли ее моральным содержанием. Другие предложили иные исследовательские парадигмы, обратив особое внимание на анализ религии в контексте культуры.
Виндельбанд (1848 – 1915). Труды: «Философи культуры и трансцендентальный идеализм», «Платон», «о свободе воли», «Прелюдии. Философские статьи и речи)». Ø Науки делятся на науки о природе и науки о культуре. Естественные и исторические. Для первых характерен номотетический метод. Для вторых идиографический метод. v Номотетический устанавливает общие закономерности единичных явлений природы v Идиографический выявляет своеобразие отдельных исторических событий. Ø Согласно В, философия – наука об общеобязательных ценностях, она должна устанавливать правила нормы отнесения к ценностям, нормы совершенно отличны от законов природы. v Нормативное законодательства отлично от природы, но не противоречит ему. Нормативное дает оценку существующему. Ценности нормативной и общезначимой, они не существует в виде самостоятельных предметов, а значат. v Есть только 3 собственно философские дисциплины: логика, этика, эстетика. Наряду с ними существует еще одна, может быть величайшая культурная ценность, сила - религия. Ø Святыня – это нормативное сознание истинного, доброго, прекрасного, пережитое как трансцендентное истинность. Святыня присутствует в логике, этике, эстетике, оно никоим образом не исчерпывается ими. Она есть нечто большее. Вхождение святыни в эти науки и возвышение над ними - это антиномия сознания, антиномия святыни. v Философия имеет дело со святынями. Призвана раскрыть названную антиномию сознания, и в этом смысле сама ФР антиномична. Ø Религия есть трансцендентная жизнь, существенное в ней есть жизнь за пределами опыта. Сознание принадлежности к миру духовных ценностей. v В религии выделяется: 1. Трансцендентное чувствование 2. Трансцендентное представление 3. Воления 4. Деятельность 5. Организацию религия v Будучи трансцендентной жизнью Религия в Истории становится социальным образованием. Ø Высшие ценности: 1. Логические (истина) 2. Этические (благо) 3. Эстетические (красота) 4. Религиозные (святыня) Толкует их как восходящие ступени ценностной шкалы. Дуализм мира действительности и мира ценностей, должного. Этот дуализм является священной тайной, обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющего нас в сферу религиозных ценностей. В религии эти противоположности образуют единство в божество. Но и в религии обнаруживается принципиальная раздвоенность. Почему наряду с ценностями существуют не определенные ценностным отношением предметы.
Риккерт (1863 – 1936). Ø Природа – совокупность всего того, что возникает само собой, само родилось и растет. Противоположность этому – культура то, что создано человеком. v Риккерт различает § естественные понятия (понятия о феноменах природы) § культурные понятия (понятия о феноменах культуры). Ø Науки различаются и по методу. v Индивидуализирующее образование понятий, присущее историческим наукам о культуре. Культурное значение какого-либо явления должно рассматриваться в отношении к ценностям. В области наук о культуре требуется индивидуализирующее, историческое рассмотрение. Риккерт подчеркивает, что в исторических науках индивидуальное не тождественно единичному. v Философия – наука о ценностях, которые образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта. § О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, они либо значимы, либо не имеют значимости. § Ценность проявляет себя как объективный смысл. Этот смысл – посредник между бытием и ценностями и составляет отдельное Царство смысла. Ø Религия, церковь, право, гос-во, нравственность, наука, язык, искусство, хоз-во – явления культуры. Ø 6 областей ценностей по сферам чел жизнедеятельности: 1. Научное познание - истина 2. Искусство - прекрасное 3. Пантеизм и мистика – сверхличная святость 4. Этика – нравственность 5. Эротика и блага жизни вообще – счастье 6. Теизм как вера в личного Бога – личная святость
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |