Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эрнст Кассирер о происхождении и сущности мифа, его соотношении с религией, наукой и искусством (по работе «Эссе о человеке»)



2016-01-02 1062 Обсуждений (0)
Эрнст Кассирер о происхождении и сущности мифа, его соотношении с религией, наукой и искусством (по работе «Эссе о человеке») 0.00 из 5.00 0 оценок




Кассирер Эрнст (1874 – 1945), немецкий философ-идеалист, младший представитель Марбургской школы, неокантианства. Профессор (1919—33) и ректор (1930—33) Гамбургского университета.

 

Основные труды: «Философия символических форм», «Познание и действительность», «Эссе о человеке».

Главный труд: «Философия символических форм» (в 3 т). Посвящен анализу языка, мифа, религии, научного познания.

 

Развивал и дополнял идеи Баденской школы

Использует идеи Дюркгейма, леви Брюля, Отто, Малиновского.

 

Ø Метод исследования – научный, эволюционный (миф рассматривает в динамике, религию – в эволюции), с опорой на исследователей мифа, таких как Малиновский.

Ø Философия символических форм: сознание обладает символической функцией, создаёт знаки (у Бергсона это мифообразующая, сочинительская функция, Кассирер также употребляет понятие мифотворческой функции).

v Человек - «животное, созидающее символы».

v Символическая функция проявляется в формах культуры – в мифах, литературе и т.п.

Разнообразные сферы культуры, называемые К. «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука), рассматриваются им как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования.

v Вся культура выражается в творении определённых символических форм, идеальных образных миров.

v В рамках философии культуры не ставятся эти вопросы – здесь исследуется не предметное содержание, а форма мифологического воображения и религиозного мышления.

 

Ø Миф нетеоретичен, игнорирует и отрицает фунда­ментальные категории мышления.

v Философия пыталась найти умопостигаемое значение мифов – отсюда техника аллегорической интерпретации (стоики, Бэкон).

v Попытки объяснить миф аллегорически терпят поражения, так как игнорируют мифологическое переживание. Основание мифа является не мышление, а чувство. Связность здесь зависит больше от единства чувств, чем от логических правил. Взгляд на жизнь здесь синтетический, а не аналитический. Для первобытного мышления характерно общее чувство жизни, но не логика. Взгляд на природу первобтыного человека не теоретический или практический, а полный сопереживания.

v С точки зрения современных подходов, миф - это вымысел, однако не сознательный, а бессозна­тельный.

v Миф сочетает в себе теоретический элемент и элемент художественного творчества. Он схож с поэзией. Древний миф – масса, из которой выросла поэзия. Мысль мифотворца – прообраз поэтической мысли, а мысль поэта остается мифотворческой.

 

v Анализ мифа может осуществляться в двух направлениях: можно приме­нить объективный и субъективный методы.

 

§ В первом случае можно попытаться классифицировать объекты мифологи­ческой мысли

§ Во втором — классифицировать ее мотивы.

Чем дальше идёт процесс упрощения – тем совершеннее теория. Цель – достичь одного-единственного объекта или одного простого мотива, которые вмещают все другие.

Ø Миф имеет двойное лицо. С одной стороны, он показывает коцептуальную структуру, с другой – перцептивную. Миф зависит от формы восприятия. Нужно вернуться к форме архаического восприятия, для того, чтобы понять особенность мифологического мышления.

 

v Миф – не нагромождение не­организованных спутанных идей, он зависит от определенного способа восприятия. Мифологический мир гораздо более текуч и расплывчат, чем наш теоретический мир вещей и свойств, субстанций и акциденций. По­средством мифа изначально воспринимаются не объектив­ные, а физиогномические черты. Мир мифа – это драматический мир, поступков, деяний, противоборствующих сил. В каждом явлении он видит столкновение этих сил. Оно наполнено эмоциональными качествами. Все усилия научного мировоззрения, направлены на то, чтобы изничтожить подобный взгляд на вещи.

v Хаос благодаря мифу превращается в космос. Общество существует благодаря тому, что существует мифология и религия. У общества – религиозно-мифологическое происхождение, т.к. религия и миф формирует родовое сознание, социальную организацию рода. К. критикует Дюркгейма за обратную концепцию – социальное происхождение мифологии.

v Миф – не система догматических верований. Он выражает себя в поступках, а не в образах и представлениях в большей степени.

v Мифологическое мышление слабо различает (либо не различает) предмет и его знак, материальный субстрат и значение, вещь и образ, актуальное восприятие и представление, желание и его исполнение, сновидение и событийный ряд в бодрствовании.

v В неразличении знака и предмета исток магии слова, магии языка.

 

Миф и религия

Ø Миф и религия наименее всего поддаются простому логическому анализу. На первый взгляд кажется, что миф – это бессмысленный хаос, «поэзия без рифмы и рассудка», а религия – загадка. Она полна теоретический антиномий и этических противоречий.

Ø Миф – это плод эмоций. Миф и первобытная религия отрицают возможность смерти. Основа религии даже не страх смерти, а чувство солидарности, уверенность в нерушимом и непрерывном единстве жизни.

Ø В развитии человеческой культуры невозможно чётко обозначить, где начинается религия, а где кончается миф. Религия пронизана мифологическими элементами. Миф в самых незрелых и зачаточных формах, содержит молитвы, которые предвосхищают более поздние религиозные идеалы. Миф – потенциальная религия. Но не внезапный кризис мышления и не революция чувств, ведут от одной ступени к другой.

Ø Религия возникает в рамках мифологии, а потому религиозное мышление имеет сходство с мифологическим мышлением.

Миф с самого начала есть в то же время и потенциальная Р. Внутри мифологии имеется не только вера в существовании персонажей мифов, но и поклонение им.

 

Определение религии.

Ø Религия есть символическое выражение наших высших этических идеалов.

v Функции первобытной религии:

теоретическая и практическая, т.к. содержала в себе космологический и антропологический ответы на вопросы о происхождении мира и человеческого общества, человеческих обязанностей.

Ø «Религия, следовательно, это своего рода логика абсурда — так только и можно схватить абсурдность, внутреннюю противоречивость, химерическое бытие человека».

«Конечно, ничто не может поразить нас сильнее, чем это учение; и однако же без этой тайны, самой непостижимой из всех, мы непонятны самим себе.

Ø Религия – априорная символическая форма культуры, осуществляющая коммуникацию чувств посредством культовых действий.

Ø Культ – активное отношение человека к своим богам.

Ø Идея единства. Религия одна, она едина, но выражается в огромном количестве форм. Во множестве религии обнаруживается сущность религии как таковая – специфическая форма религиозного чувства. Развитие мифологического мышления и переход к религии – у человека появляется ощущение индивидуального.

Ø Все высшие этические религии имеют перед собой одну задачу – они облегчают гнёт системы запретов, вскрывая глубокий смысл религиозной обязанности, выражая положительный идеал человеческой свободы.

Ø Функция символа в религии: расщепление и воссоздание единства реальности в символических образах. Реальные и идеальные предметы разделены на 2 противоположные группы – профанные и священные (идея Дюркгейма).

Ø В религии истина опосредуется верой.

Ø Ядром религии является вера в существование потусторонних сил.

Ø Законы развития религии:

v Гуманизация богов

v Индивидуализация религии

v Наполнение религии нравственными элементами

v Постепенный переход от примитивных форм к более высоким

v Переход к высшим, в том числе к монотеистическим, религиям

 

 

Ø элементы культуры: язык, миф, религия, искусство, нравственность, наука.

 

Ø Язык, миф, искусство, религия — части универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта. Весь человеческий прогресс в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть.

Ø Различия между мифом и искусством: эстетическое созерцание безразлично к существованию или несуществоанию объекта, что абсолютно чуждо мифическому воображению. М.В. всегда присущ акт веры. Без веры в существоние реальных объектов миф бы утратил свою основу.

Ø Как миф, так и наука занимаются поиском реальности. Это подчеркивал Фрезер. Он говорил, что чёткой грани между магией и наукой не существует. Магия научна по своей цели. Магия есть вера в скрытый, но реальный, устойчивый порядок и единообразие природы. Но в «наше время» признание за магией и мифом только объяснительной и этиологической функций не является адекватным. У Кассирера стремление понять миф в динамике.

Ø Отношения между магией и религией. Они не обозначают общий предмет, и не сводятся к общему началу. Религия – символическое выражение наивысших моральных идеалов, магия – совокупность грубых суеверий. Но их тяжело разъединить – между магией и религией – непрерывное взаимопроникновение.

Ø Монотеистическая религия – порождение моральных сил, она сосредоточена на проблеме добра и зла. Природа здесь занимает место действия закона и закономерности. Этическая цель заменила магическую.

Ø Против Бергсоновского разделения инстинкта, интеллекта и мистической интуиции.

 

 


Занятие 16.

Фридрих Ницше.



2016-01-02 1062 Обсуждений (0)
Эрнст Кассирер о происхождении и сущности мифа, его соотношении с религией, наукой и искусством (по работе «Эссе о человеке») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эрнст Кассирер о происхождении и сущности мифа, его соотношении с религией, наукой и искусством (по работе «Эссе о человеке»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1062)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)