Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовое хозяйство как основа государственного регулирования



2016-01-02 1245 Обсуждений (0)
Финансовое хозяйство как основа государственного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА 8

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

8.1. Финансовое хозяйство как основа государственного регу­лирования 8.2. Государственный бюджет 8.3. Федеральный бюджет России 8.4. Сущность, виды и функции налогов 8.5. Фискальная политика государства. Встроенные стабилизаторы

Контрольные вопросы

В теме 8 обратите внимание на связь с теорией следующих актуальных проблем российской экономики:

• Чем определяются право и необходимость сбора налогов? Может ли государство обойтись без налогов?

• Чем определяется социально-экономическая сущность на­логов?

• Какая функция налогов преобладает в российской эконо­мике?

• Чем определяется необходимость переноса налогового бре­мени на российского потребителя?

• Всегда ли уменьшение налогового бремени ведет к умень­шению уклонений от уплаты налогов?

• За счет чего преодолен дефицит федерального бюджета Рос­сии?

 

 

Финансовое хозяйство как основа государственного регулирования

Сущность финансов

Финансы — одна из самых сложных экономических категорий. В це­лом — это совокупность стоимостных потоков, связанных с мобилизацией, распределением и использо­ванием денежных ресурсов. В традиционном курсе отечественной экономической науки под финансами было принято понимать, с одной стороны, определенные производственные отношения, а с другой — движение средств.

Между какими субъектами осуществляются потоки денеж­ных ресурсов? К ним относятся: государство (и его институты); предприятия (фирмы); население. Между этими тремя группами субъектов возникает, как известно, множество видов экономичес­ких связей. Значительная часть их обслуживается финансовыми потоками.

В современной мировой практике используют как расширен­ную, так и суженную трактовку понятия финансы.

В широком смысле финансы представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе. Речь при этом идет обо всех формах, включая денежно-кредитные. Та­кой подход к термину особенно распространен в американской литературе. При анализе бюджетных проблем в основном исполь­зуется узкое понимание термина «финансы».

Несколько отличается позиция по этому вопросу в немецкой экономической литературе. В Германии более четко различают узкий и широкий подход к понятию «финансы». Термины «фи­нансы», «финансовая политика» здесь в большей степени прибли­жаются к знакомому нам варианту, то есть к российской практи­ке. Если в американской литературе доминирует широкий под­ход, то в Германии оба варианта имеют равную значимость.

В теории используют и другие понятия: «финансовое хозяйст­во» и «финансовая система».

Понятие финансового хозяйства

Финансовое хозяйство охватывает стои­мостные потоки так называемых общест­венно-правовых корпораций, к которым

относят административно-территориаль­ные единицы: федерацию, земли, общины, кантоны и т.д. В совре­менной отечественной экономической науке термин «финансовое хозяйство», к сожалению, почти не употребляется. Однако он удо­бен своей многоплановостью, глубоким макроэкономическим смыслом. До 1917 г. этот термин имел широкое распространение в отечественной науке. Поэтому целесообразно шире использовать его и в современных условиях, когда российская экономика вновь возвращается к рыночному варианту развития.

Характеристика финансового хозяйства связывается в тео­рии с так называемым законом расширяющейся деятельности го­сударства или с законом растущих государственных потребнос­тей. Сформулированный А.Вагнером, этот закон, как уже известно читателю, отражает тенденцию к возрастанию роли государст­ва в экономике и обществе. Поскольку потребности порождают расходы, названная тенденция конкретизируется, согласно А.Вагнеру, в законе растущих финансовых потребностей государства1.

К существенным признакам финансового хозяйства относят:

а) создание доходов путем нормативного изъятия. В противоположность физическим и юридическим лицам, которые приобретают необходимые им блага путем обмена, общественно-правовые корпорации почти целиком ограничиваются принудительным созданием своих доходов;

б) финансовое хозяйство является частью экономики, нацеленной на покрытие потребностей, а не на производство. Оно не ориентировано также на прибыльную работу, то есть на превышение доходов над своими расходами. В этом смысле проявляется сходство с частным домашним хозяйством, поскольку цель заключается (аналогично) всего лишь в достижении равновесия между расходами и доходами. Успех функционирования финансового хозяйства определяется относительно просто: по степени
выполнения финансового плана либо на основе материально-вещественного критерия — в результате определения того, достигнуты ли намеченные цели с помощью вложенных средств и сделано ли это наиболее рациональным способом.

 


ФункцииФинансовое хозяйство выполняет несколько функций.

финансовогоОбщепринятой считается классификация американского

хозяйстваэкономиста Р. Масгрейва:

· аллокация,

· перераспределение,

· стабилизация2.

 

1 Wagner A. Finanzwissenschaft. Leipzig, 1883; Herder Lexikon. Wirtschaft.
Freiburg, 1981. — S. 76,90.

2 В отечественной экономической литературе можно встретить и другой
подход к обозначению данных функций. Например, выделяются: распредели­
тельная, контрольная, стимулирующая и фискальная. См.: Экономическая
теория. Учебник для вузов/Под ред. В.Д. Камаева. — М., 1998. С. 369.

 

Аллокация

Понятие «аллокация» связано с предоставлением обществу (за счет финансо­вых ресурсов) определенных услуг, то есть общественных благ. К ним относят систему внутренней и внешней безопасности (поли­цию, армию), общественный транспортный сектор (дороги, осве­щение), коммуникации, средства связи, социальную систему, охрану окружающей среды. Важнейшей целью государственных доходов и расходов является предоставление таких коллектив­ных благ, которые не может предложить частная экономика.

Тот факт, что государство берет на себя задачу обеспечения общества определенными благами, означает, что часть имеющих­ся в народном хозяйстве производственных ресурсов оно расходу­ет иначе, чем это было бы сделано частным сектором. Вызванное государственной активностью перемещение (и размещение) в эко­номике ресурсов, нацеленное на создание общественных благ, и есть явление аллокации. Данная деятельность не обязательно предполагает производство, осуществляемое самим государством. Его роль может заключаться лишь в предоставлении средств, не­обходимых для приобретения названных благ.

Перераспределение

Вторая функция финансового хозяйства состоит в том, чтобы осуществить опреде­ленное разумное перераспределение по­лучаемых в рыночной экономике доходов. Цель такого измене­ния — корректировка распределения доходов и имущества с ориен­тацией на большее социальное равенство. При этом учитывается, что на первичное распределение влияют случайные факторы (на­следство на капитал, разные возможности получения образования и т.п.). Перераспределение следует правилам: финансовый вклад слоев населения с повышенными доходами должен быть выше, чем доля получаемой от государства помощи. Для слоев же с низкими доходами справедливо обратное: получаемые от государства финан­совые ресурсы выше их вклада в общий финансовый фонд.

Стабилизапия


Функция государственного финансового хозяйства по стабилизации состоит в реализации целевых установок экономической политики (полная за­нятость, стабильность цен, соразмерный экономический рост). Безусловно, на достижение данных задач направлены и другие ин­струменты государства.

Финансовая Другой научный термин — «финансовая система»

системаподразумевает более узкий аспект анализа. Он представляет собой совокупность всех взаимосвязанных структурных финансовых элементов. Их классификацию можно осуществить по-разному.

 

Например, допустимо вычленение следующих элементов в финансовой системе:

—совокупность бюджетов всех уровней: федерации, админи­стративных единиц, местных органов власти. В развитых стра­нах Запада доля федерального бюджета составляет примерно 40—60%, в России — 70%;

—внебюджетные фонды (социального, имущественного, лич­ного страхования);

—валютные резервы государства;

—денежные фонды предприятий и организаций.

Финансовую систему можно определить и как взаимосвязь других элементов:

· государственные финансы,

· финансы хозяйственных субъектов,

· финансы населения.

Процесс функционирования финансовой системы для выпол­нения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику. Ее понимание отражает два аспекта. Во-первых, речь идет о регулировании экономики с помощью до­ходов и расходов. Такое направление использования финансовых средств называется фискальной политикой.Во-вторых, подразу­мевается регулирование бюджетных процессов (достижение бюд­жетного равновесия). Данный вид мер называют бюджетной по­литикой(«бюджетированием»).

Содержание понятия «финансовое хозяйство», его регулиру­ющая функция хорошо корреспондируют с курсом «экономичес­кая теория». Термин «финансовая система», предполагающий подробный анализ классификационных элементов, в большей степени является научным предметом курса «Финансы».

 

 



2016-01-02 1245 Обсуждений (0)
Финансовое хозяйство как основа государственного регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовое хозяйство как основа государственного регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)