Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ непосредственным составляющим



2016-01-02 1276 Обсуждений (0)
Анализ непосредственным составляющим 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод НС основан на следующих простых содержательных допущениях:

1) существенную роль в синтаксической структуре предложения играет одно-единственное отношение — отношение подчинения;

2) предложение не собирается непосредственно из словоформ, но строится последовательно иерархически: элементарные его части соединяются в простые «строительные блоки», из этих блоков составляются более крупные блоки, пока все предложение не будет представлено в виде единого блока; поскольку отношение подчинения бинарно, каждый блок состоит не более чем из двух частей;

3) вершиной иерархии является сказуемое (если считается, что оно подчиняет подлежащее, но не подчинено ему) или группа подлежащего и сказуемого (если считается,, что сказуемое подчиняет подлежащее и одновременно подчинено ему). Так, например, в хинди форма подлежащего определяется характеристиками сказуемого.

Анализ по непосредственным составляющим называется свертыванием. Свертывание имеет иерархичекий характер. При свертывании остаётся главный, ядерный член синтагмы. Иногда проводят при помощи "()"

 

 

Трудно анализировать с синтаксической омонимией

*Изучение событий становится интересным. Развитие событий становится интересным.

Хоть анализ будет одинаковым, глубинная синтаксическая структура этих предложений совсем разная.

Анализ по непосредственным составляющим был дополнен трансформационным анализом - выбираются некоторые ядерные предложения, остальные рассматриваются как их трансформы, т.е. производные.

Мы начнем обсуждение ТМ с изложения двух его основных идей. Первая идея состоит в том, что синтаксическая система языка может быть разбита на ряд подсистем, из которых одна является ядерной, исходной, а все другие— ее производными. Ядерная подсистема — это набор элементарных типов предложений; любой сколько-нибудь сложный синтаксический тип представляет собой трансформ одного или нескольких ядерных типов, т. е. известную комбинацию ядерных типов, подвергнутую ряду преобразований (трансформаций).

Врач осматривает больного – ядерное.

Трансформации: Осматривает ли врач больного? Врач не осматривает больного. Больной будет осмотрен врачом. Кем будет осмотрен больной. Осмотр больного врачом - номинализация

Больной осматривается врачом.

Как выбирается ядерное предложение? Простейшее из всех трансформов, представленное в виде предложения - изъявительное наклонение, активный залог, настоящее время, утвердительное, не должно иметь модальных и эмфатических единиц.

Мы описываем, что нам нужно сделать, чтобы из ядерного предложения получить трансформацию – применяется в машинном переводе. Для каждой трансформации можно установить ей обратную (Больной осматривается врачом - Врач осматривает больного).

Иногда трансформации делят на словообразовательные и словоизменительные.

Вопросительные трансформации - происходят изменения в лексике. Поэтому предложено было понятие проморфемы, заменяющие лексемы ядерной трансформации. Их задают списком.

Для класса N: кто, что, который, когда, где, он, она, это.

Для класса A - этот, некоторый, другой, какой и т.д.

Для класса V - делать (?)

Наиболее типичные трансформации:

o Охватывающие более одного предложения ядерного вида. Любые придаточные предложения представляются как два ядерных.

Он пришел. Я пришел - два ядерных предложения => описывается правило, по которому получается предложение => Он пришел, а не я.

o Трансформации без нулевых морфем и с нулевыми морфемами, с промофремами.

*Он учит хинди, а не я.

*Он сказал, что придет. Нулевая морфема - он, проморфема - что.

*Два ядерных предложения: Он сказал. Он придет.

*Он встретил друга, которого не видел 20 лет. Он видел друга последний раз 20 лет назад

o Трансформации с однородным членами.

*Швед, русский колет, режет. Швед колет. Швед режет. Русский колет. Русский режет.

o Трансформации с предикативами.

*Они избрали его президентом. Они его избрали. Он президент.

o Трансформации с деепричастиями

*Он пел, сидя на лавке. Он сидел на лавке. Он пел.

o Номинализирующие трансформации

*Изучение лингвистики студентами.

*Предмет, изучаемый студентами.

*Студент, изучаю

o Трансформации с обращениями элементов

*Книга стоит рубль. Рубль - стоимость книги. Т.е. глагол мы преобразовали в существительное.

o Симметричные трансформации.

*Он беседует со мной. Я беседую с ним.

*Он сравнивает копию с оригиналом. Он сравнивает оригинал с копией.

*Царь пожаловал ему шубу. Царь пожаловал его шубой.

Сам ход описания языка: черный ящик => система. Для этого проводится фрагментация текста. Мы получаем единицы речи. При фрагментации текста возникают разного рода проблемы - на всех уровнях: является ли данная единица одной фонемой или двумя (дифтонг «ой»). Мы смотрим, какие части речи являются представителями одной единицы языка, а какие - разных единиц – чередующаяся согласная в «скакать/скачу». Все школы структурной лингвистики занимаются проблемой идентификации.

Копенгагенская школа использует коммутационный тест: если различиям в плане выражения соответствуют различия в плане содержания, то значит это две разные единицы.

*Кон - кон' - н и н' - различиям в плане выражения соответствуют различия в плане выражения, т.е. являются представителями разных фонем. В американской школе при дистрибутивном анализе это – контрастная дистрибуция.

*год - ɣод - значит, варианты одного инварианта. Свободное варьирование.

*мыл - мил – дополнительное варьирование.

Таким образом, то, что Ельмслев называет коммутационным тестом, соответствует процедурам, проводимом при дистрибутивном анализе у американцев. Но он делает ее значительно шире, говоря, что если различиям в плена содержания не соответсвуют различия в плане выражения, то это тоже варианты одного инвариант. Wash – «мыть», «стирать» - wash1, wash2. В хинди: в плане содержания «он» и «она», а в плане выражения - местоимение одно

Ельмслев использует понятия «свободные» и «обусловленные варианты». Свободные варианты – свободное варьирование. Обусловленные – например, оппозицией (скак\скач – тем какой суффикс следует потом). Блумфилд говорит об аллофонах, которые находятся в дополнительном распределении или свободном варьировании. То есть идеи схожие, но термины разные.

Например, Пражская школа использовала термин "функции" - роль, которую выполняет язык и каждая его отдельная единица. Для Ельмслева функция – универсальные зависимости, встречающиеся на всех уровнях языка: интердепенция, детерминация и констелляция.

Интердепенция – двусторонняя зависимость:

*Если в языке А больше фонем, чем в языке Б, то слова в нем короче.

*Взаимозависимость существует в паре существительного и определения

Детерминация - односторонняя зависимость.

*Если в языке существует сингармонизм, то среднестатистически он будет агглютинативным. Но не обязательно, что если язык агглютинативный, то в нём непременно будет сингармонизм.

Констелляция - свободная зависимость: отношения глагола и наречия.

Достижения Пражской школы:

- занимались фонологией

- в синтаксисе - актуальное членение предложения (тема и рема)

- языковые союзы: языки, обнаруживающие общие черты, несмотря на отсутсвие генетических связей - Балканский союз

Достижения Копенгагенской школы:

- деление на 4 уровня - форма и субстанция содержания, форма и субстанция выражения.

Субстанция содержания – всё, что человек может подумать. Люди мыслят приблизительно одинаково, но то, как они выражают это в языке и есть форма содержания. Ей и должен заниматься лингвист. Например, все люди мыслят время, но выражают по-разному – разное количество видовременных форм в различных языках.

/В хинди нельзя сказать, то Путин прибыл в Дели, если находишься в Москве./

Субстанция выражения - весь набор звуков. Форма: в языках может быть один и тот же набор морфем, но разные отношения. То есть форма выражения - это фонологическая система. Ельмслев считал, что лингвисты должны заниматься формой содержания и формой выражения.

Достижения Американской школы:

- этнолингвистика.

Фонологическая концепция Трубецкого:

Фонема - минимальная единица звукового строя языка, служащая для различения морфем и слов. На понимании фонемы останавливалась и Копенгагенская, и Американская школа.

Трубецкой рассматривал фонему как пучок дифференциальных признаков, совокупность фонологически существенных признаков, свойственных данному языковому образованию.

Дистрибутивное определение фонемы: набор вариантов, которые находится в отношении свободного варьирования или дополнительной дистрибуции

Трубецкой выделяет обязательные, факультативные и индивидуальные варианты фонем. Если два звука служат для различения смысла, то это разные фонемы.

o К обязательным он относят позиционные и комбинаторные варианты:

позиционные варианты – как проявляет себя фонема, находясь в слабой и сильной позиции *водяной

комбинаторные варианты – под влиянием других звуков:*мыл - мил

К обязательным Т. также относит стилистические варианты: когда в разных стилях по-разному произносятся слова.

o Факультативные варианты - то, что называется свободным варьированием. Различные говоры (г и ɣ).

o Индивидуальные – особенности речи.

Одна из основных идей в учении Трубецкого - описание фонологических оппозиций:

По отношению отношение данной оппозиции ко всей системе оппозиций в данном языке:

1) Одномерные и многомерные оппозиции.

Одномерные оппозиции - те, в которых совокупность признаков, которой в равной мере обладают оба члена оппозиции, присуща только членам этой оппозиции и не присуща никакому члену системы.

В-Ф – твердые, губно-зубные, щелевые

Многомерные оппозиции - совокупность общих признаков не ограничивается только членами данной оппозиции, а распространяется также на другие члены системы.

Д=Б – твердость, звонкость, смычность. Но есть Г

2) По отношению ко всей системе бывают еще пропорциональные и изолированные системы.

Если отношения между членами оппозиции тождественно отношениям между членами еще какой-то оппозиции, то такая оппозиция называется пропорциональной. Если не тождественна - изолированная, т.е. признак, по которому сопротивляются две единицы, больше не встречаются нигде в языке.

Т-Д = П-Б

Р=Л – у Трубецкого изолированная. В русском будет другая оппозиция: п-щ - многомерная оппозиция (п - смычная, взрывная, губно-губная; щ - щелевая, переднеязычная) и изолированная.

3) Отношения между членами оппозиции могут быть привативные, эквивалентные и градуальные.

Привативные – один член отличается от другого наличием или отсутствием определенного признака. Тот, кто наделен признаком, называется маркированным. Принимали, что маркированный член не подвергается нейтрализации. В русском языке чаще подвергаются нейтрализации глухие, поэтому, как правило, маркированным в нем считается звонкий.

Эквиполентные - равноправие членов.

Градуальные - таки оппозиции, где слены характеризуются степенью наличия определенного признака. Любая градуальная оппозиция может быть представлена как две привативных.

4) Кроме того, оппозиции различаются по объему смыслоразличительной силы: постоянные и нейтрализуемые. Большей частью нейтрализуются одномерные пропорциональные привативные оппозиции, которые он называет корреляции.

Например: Оппозиции К-Г: одномерная (смычные и заднеязычные); пропорциональная (есть д-т, б-п, которые так же отличаются); привативная (звонкость-незвонкость).

Архифонемы

/луг/

[лук]

Ленинградская и Лондонская школа: то есть фонема рассматривается как звукотип, а не смыслоразличительные единицы.

Московская школа: говорит, что тут фонема "г", нужно ставить в сильную позицию.

Трубецкой скажет, что это архифонема к/г. Архифонема - совокупность дифференциальных признаков, общих для членов одномерной оппозиции.

В Московской школы существовало понятие "гиперфонемы" - фонемы, которую нельзя поставить в сильную позицию. Или «слабая фонема». Архифоема применяется и для тех случаев, когда можно ставить в сильную позицию, и для тех, когда нельзя. Таким образом, Ленинградская и Лондонская школа при нейтрализации говорит о фонеме как о звукотипе, а все остальные - как о смыслоразличительной единице.

Морфонология

Морфонология - наука, которая изучает использование фонологических средств в морфологии (т.е.) Чередования, которые выполняют морфологическую функцию (скакать/скачу; кругом/кружить; бегать/бежать).

Трубецкой предлагает выделить единицу, которая вступает в чередования – морфонема.

Морфонема - комплекс, состоящий из двух или нескольких фонем, способных замещать друг друга внутри одной и той же морфемы.

 



2016-01-02 1276 Обсуждений (0)
Анализ непосредственным составляющим 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ непосредственным составляющим

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)