Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II этап: учение о психике в рамках философских учений о сознании



2016-01-02 1286 Обсуждений (0)
II этап: учение о психике в рамках философских учений о сознании 0.00 из 5.00 0 оценок




Новое время (XVII век) - это эпоха попыток осмыслить душевный мир преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций. Время триумфа механики.

В начале нового времени был распространен рационалистический подход к проблемам познания души, разработанный Р. Декартом, Б. Спинозой, Г. Лейбницем.

Рене Декарт (1596-1650). Понятие «душа» отождествляет с разумом: «Я мыслю, следовательно, я существую». Поскольку мышление единственный атрибут души, она всегда мыслит, то есть знает о своих психических содержаниях. То есть бессознательного нет. (В дальнейшем это «внутреннее зрение» стали называть интроспекцией.)

У Р. Декарта тело и душа отделены друг от друга и сосуществуют по принципу психофизического взаимодействия. Тело влияет на душу, побуждая в ней страсти в виде чувственных желаний, эмоций и пр. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту машину работать.

Р. Декарт предложил схему рефлекса и теоретическую модель организма как автомата. По Р. Декарту принцип работы тела – рефлекс, принцип работы души – рефлексия.

Барух Спиноза (1632-1677) оппонент Декарта. Он учил, что имеется единая вечная субстанция – Бог, или Природа - с бесконечным множествам атрибутов (неотъемлемых свойств), а человек - это целостное телесно-духовнное существо, которому открыты только два атрибута Бога или Природы: протяженность и мышление.

Готфрид Лейбниц (1646-1716) – философ, математик. Он изменил и расширил понимание психического тем, что ввел представление о бессознательном. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» (неосознаваемых восприятий). Осознание восприятий возможно, когда к простой перцепции (восприятие) присоединяется особый механический акт – апперцепция (внимание и память).

Душа и тело связаны по принципу психофизического параллелизма, то есть не могут влиять друг на друга, но между ними существует предустановленная гармония. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время.

Томас Гоббс (1588-1679) представил другое направление в критике дуализма Р. Декарта. Он отвергал душу как особую сущность. Психика – движение материальных субстанций, в основе которого лежат законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют цепи мыслей, следующих одна за другой в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Позже эти законы–связи были названы ассоциациями.

До Гоббса в психологических учениях царил рационализм: основой поведения людей считался разум, как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциаций, а за основу познания был принят опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм. Под девизом опыта возникла эмпирическая психология.

Джон Локк (1632-1704). Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всего состава человеческого сознания и критиковал концепцию врожденных идей. В самом же опыте выделял два источника: ощущение и рефлексию. Душа пассивная, но воспринимающая среда. Под воздействием чувственных впечатлений, души пробуждаются, наполняются простыми идеями, начинают мыслить, т.е. образуют сложные идеи. Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Христиан Вольф (1679-1754). Написал труд «Эмпирическая психология» и ввел термин «экспериментальная психология». Считал, что психическое явление можно измерять, наблюдать, классифицировать, устанавливать закономерности в опытах. Он делил психологию на эмпирическую (основанную на опыте) и рациональную (основанную на размышлении).

В эпоху просвещения (XVIII в.) отмечено дальнейшее развитие эмпиризма и ассоцианизма, то есть взглядов на психику через призму механизмов образования ассоциаций. Идеи ассоцианизма звучат в трудах Д. Гартли, Д. Беркли, Д. Юма.

Самыми радикальными критиками учений, допускающих влияние на человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступили французские мыслители (Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, Д. Дидро и др.). Например, Пьер Кабанис (1757-1808) относился к психическим явлениям как к продукту деятельности мозга: мышление это функция мозга. Ему было поручено выяснить, осознает ли человек, которому отсекают голову на гильотине, свои страдания. Кабанис ответил отрицательно, так как только человек, обладающий головным мозгом, способен мыслить. Движения обезглавленного тела носят рефлекторный характер.

XVIII век и первая половина XIX века отмечены вкладом немецких философов в мировую науку и психологию.

Иммануил Кант (1724-1804) отрицал возможность познания души, а все что не познаваемо - от Бога. Определил три части души: познавательную, чувствительную и желательную.

Георг Гегель (1770-1831) утверждал, что сущее, в том числе и душа, являются результатом развития Божественной «абсолютной идеи», а психология должна изучать развитие субъективного духа (или индивидуального сознания).

Людвиг Фейербах (1804-1872) придерживался материалистической точки зрения на природу души. Психические процессы зависят, по Фейербаху, от мозговых процессов и способности чувствовать.

В XIX в. в России – материалистическую линию в русской психологии продолжили Сеченов, Бехтерев, Павлов, Ланге.

 



2016-01-02 1286 Обсуждений (0)
II этап: учение о психике в рамках философских учений о сознании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II этап: учение о психике в рамках философских учений о сознании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)