Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лидерство и руководство



2016-01-02 1328 Обсуждений (0)
Лидерство и руководство 0.00 из 5.00 0 оценок




Управление группой, её самоуправление, воздействие на психологию и поведение остальных членов, обычно осуществляется через назначенных официально лиц - руководителей, и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов данной группы, имеющих в ней высокий статус, именуемых лидерами.

Авторитет лидеров, обычно, не меньше, чем авторитет руководителя. (Лидер может увлечь на любое дело членов группы). А права, данные руководителю, не всегда достаточны, чтобы в любой момент деятельности побудить членов группы на совершение нужных поступков. В жизни любой группы немало моментов, когда нужно убеждать, а не приказывать, просить, а не распоряжаться, и лидер здесь незаменим.

В роли лидеров могут выступать официальные руководители, но на практике так бывает редко, т. к. качества лидера и руководителя, их внутригрупповые функции могут не только не совпадать, но и противоречить. Например, конфликтная ситуация мешает работе. Задача руководителя: снять конфликт так, чтобы он не мешал работе, даже ценой ущерба для некоторых членов группы. В той же ситуации задача лидера - снять конфликт путём принятия во внимание личных интересов каждого участника, даже ценой нанесения ущерба работе. В заботе руководителя на первом месте – дело, а в хлопотах лидера – человек, со всеми его эмоциями. Иногда хороший руководитель является посредственным лидером и наоборот.

Лидер (от англ. Leader – ведущий) – член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях. Это наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании отношений в группе.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несёт юридическую ответственность за функционирование группы перед назначившей (избравшей) его инстанцией и обладает строго определёнными возможностями: санкциями поощрения и наказания подчинённых в целях воздействия на производительную (научную, творческую) активность. В отличие от лидера, руководитель обладает формальными правами и обязанностями, которые регламентированы, и представляет группу в других организациях.

Лидер и руководитель могут отличаться друг от друга статусом и ролью, функциями:

1. Лидер – в основном, призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель – осуществляет регуляцию социальных отношений в группе, как некой социальной единицы.

2. Лидерство – можно констатировать в условиях микросреды (малая группа). Руководство – это элемент макросреды. Лидер и его сфера деятельности, в основном, - малая группа. Сфера деятельности руководителя шире, он представляет малую группу в социальной системе.

3. Лидерство – возникает стихийно. Руководитель либо назначается, либо избирается, т. е., - это целенаправленный и контролируемый процесс.

4. Руководство – обладает более определённой системой различных санкций. У лидера этих санкций нет.

5. Явление лидерства менее стабильно, чем руководство. То, что группа может простить руководителю (ошибки, неудачи), то может и не простить лидеру.

6. Процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован внешними обстоятельствами, в то время, как лидер исходит из внутренних интересов.

В жизни немало ситуаций, когда руководитель и лидер должны быть в одном лице (капитан корабля, начальник экспедиции).

 

Теории, объясняющие происхождение и существования личностного потенциала.

I. Теория черт или теория великого человека обосновывает необходимость врождённых качеств лидера. Согласно ей, лидером становится человек, который обладает определённым набором качеств, данных от природы. К ним относятся люди, обладающие некой харизмой.

Черты лидера: 1) интеллект (выше среднего, но на уровне гениальности), способность к решению сложных и абстрактных проблем; 2) инициатива, самостоятельность, находчивость, способность определять потребность к действию и мотивы других; 3) уверенность в себе, компетентность, высокий уровень притязаний; 4) способность подняться над ситуацией.

Неудачи и противоречия теории черт: бихевиористы доказали, что данные качества можно воспитать; не удалось обнаружить такие черты, которые были бы свойственны только лидеру.

II. Ситуационная теория: лидерство - продукт ситуации, а не врождённых черт. На разные моменты будут возникать разные лидеры, чьи качества на данный момент более подходящими.

III. Теория определяющей роли последователей: лидерство – это функция группы, исходя из целей и задач группы. То есть, лидерами становятся те, у кого есть какие–либо особенности, ценимые членами группы и одновременно черты, нужные группе в данный момент времени.

 

Абсолютных лидеров всегда и во всём не существует, так же, как абсолютно ведомых. Лидер в сфере бизнеса может оказаться ведомым в сфере досуга и «козлом отпущения» в семейной жизни. Более того, оценка лидерского потенциала конкретного человека (в сфере одной деятельности) не всегда является однозначной: директор предприятия может быть истинным лидером для заместителей, формальным руководителем с точки зрения работников среднего звена управления, и выступать источником неразберихи и бюрократии в глазах рабочих.

Ряд исследователей считает, что за способностью к лидерству стоят следующие интегральные характеристики:

1. Настроенность на опасность – высокая эффективность действий в стрессе, а также чувствительность к потенциальной опасности и бесстрашие.

Действия в стрессовых условиях, наиболее соответствующие роли истинного лидера, проявляются в первенстве по защите группы, организации групповых действий, в атакующих действиях, в выборе стратегии и тактики поведения группы. Чувствительность к опасности состоит в способности лидера предвидеть возможность возникновения стрессовых ситуаций и варианты их развития. Бесстрашием условно обозначается качество, которое позволяет лидеру дольше всех выдерживать угрозы и быстро восстанавливаться после поражения.

2. Вторым по степени выраженности интегральным качествам лидера являются управленческие способности. Здесь главное – умение работать с конфликтами, поддерживать слабых членов группы.

3. На третьем месте находится высокая личностная активность: это активность, контактность, физическая подвижность.

4. Частным проявлением лидерского потенциала служит высокая скорость ориентировки в окружающем, в восприятии группы, как части собственного «Я». Масштабность идей потенциального лидера побуждает его к поиску группы.

Каждый человек может развить в себе лидерские качества. Главное определить сферу деятельности для применения своих сил. Частным способом развития лидерского потенциала, является отработка приёмов поведения, которые воспринимаются, как лидерские: внешний облик, позы, мимика, жестикуляция, речь, отсутствие вычурных нарочитых элементов в одежде и поведении; максимально возможный воспринимаемый размер тела (прямая осанка, посадка головы, развёрнутые плечи, обувь на высокой подошве и прочее); плавность движений и жестов (за исключением ситуаций, требующих активности); ассиметричность движений правой и левой руки; прямой, длительно фиксированный взгляд на оппонента; лаконичная речь; низкий тембр голоса; умеренность проявления во вне физических реакций.

Стиль лидерства – это совокупность средств психологического воздействия, которыми пользуется лидер для оказания влияния на других членов группы. Выделяют (традиционно): авторитарный, демократический, либеральный.

Авторитарный стиль характеризуется выраженной властностью лидера, директивностью, единоличием в принятии решений, систематическим контролем за ведомыми. Обычно, он не позволяет зависимым от него вмешиваться в руководство. Чётко разделяет свои права и обязанности других, ограниченные исполнительскими функциями. Для него идеальный подчинённый – дисциплинированный исполнитель.

Демократический стиль отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой. Добровольно передаёт полномочия другим членам группы и добровольно принимает на себя часть обязанностей, если возникает необходимость. Демократичный лидер ценит в подчинённых инициативу, творческий подход в работе. Уделяет внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в группе.

Либеральный стиль – это такая форма поведения, при которой лидер фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведёт себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы. Все вопросы внутригрупповой жизни в этом случае решаются коллективным мнением, которое принимается, как закон, которому следуют все члены группы, включая лидера. Фактически в данном случае он является лидером номинально.

Какой из рассмотренных стилей является наиболее целесообразным?

На первый взгляд, наилучшим стилем руководства можно считать демократический. Действительно, в нём больше привлекательных черт, чем в других: благоприятная атмосфера для творческой работы и других социальных потребностей людей; психологически люди воспринимают его, как благоприятный; он способствует постановке и решению наиболее сложных задач. И, тем не менее, сказать, что данный стиль лидерства является наилучшим и к нему надо стремиться во всех случаях жизни, нельзя. Нередко предпочтительней оказывается авторитарный стиль, когда в условиях дефицита времени, необходимо добиться высокой организованности, дисциплины, согласованности действий. Или либеральный стиль - когда необходимо принять решения, затрагивающие интересы всех членов группы. Поэтому, на практике самым удачным является не какой – либо один из трёх перечисленных стилей руководства, а гибкий или комбинированный, при котором лидер, умея себя вести по – разному гибко меняет стиль своего поведения в зависимости от сложившейся в группе обстановки.

Классификация лидерского потенциала по содержанию деятельности:

1. Лидер – вдохновитель (предлагает программу поведения).

2. Лидер – исполнитель (организовывает выполнение уже заданной задачи).

3. Лидер – вдохновитель и исполнитель.

Классификация по характеру деятельности:

1. Универсальный характер (постоянно проявляет качества лидера).

2. Ситуативный характер (в определённых ситуациях).

Классификация Уманского:

1. Лидер – организатор.

2. Лидер – инициатор.

3. Лидер – эрудит.

4. Лидер – генератор эмоционального настроения группы.

5. Лидер эмоционального притяжения (соответствует социометрической звезде).

6. Лидер – мастер, умелец (профессионал).

 

 

Тема 7. Свойства личности – 14 часов

 

Лекция 27-28.Мотивация– 4 часа

 

Основные вопросы

1. Направленность личности, потребности , установки.

2. Мотивационная сфера человека.

3. Психологические теории мотивации

4. Развитие мотивационной сферы. Мотивация и личность.

 



2016-01-02 1328 Обсуждений (0)
Лидерство и руководство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лидерство и руководство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)