Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Категория общения в психологии



2016-01-02 754 Обсуждений (0)
Категория общения в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Как и все метапсихологические категории “общение” выступает в качестве междисциплинарного предмета познания. Его изучают лингвистика, педагогика герменевтика, социальная психология.

Общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями (мотивами) совместной деятельности и включает в себя как минимум три различных процесса (три стороны):

1) коммуникацию (коммуникативную сторону), т. е. обмен информацией;

2) интеракцию (взаимодействие окружающих), т. е. обмен действиями;

3) социальную перцепцию (взаимовосприятие), т. е. восприятие и понимание партнера.

Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека, становясь осознанным и опосредованным речью, оно приобретает самые совершенные формы.

В общении выделяют следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Если содержание общения у животных в основном о состоянии внешней среды, например, сигналы об опасности, о биологически значимых факторах – о пище, то у человека общение многопредметно, многопланово и разнообразно по внутреннему содержанию.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности – удовлетворение разных видов потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и пр.

Средства – это способы кодирования, передачи, переработки информации и расшифровки. Кодирование информации и способ передачи может осуществляться с помощью телесного контакта – касание тела, с помощью органов чувств, через расстояние с помощью языка и др. знаковых систем (письменность, тексты, схемы, рисунки), технических средств (радио-, видеотехника и пр.).

Классификация видов общения по содержанию:

1. материальное общение - обмен предметами и продуктами деятельности;

2. когнитивное общение - обмен знаниями;

3. кондиционное общение - обмен психическими и физиологическими состояниями;

4. мотивационное общение - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

5. деятельностное общение обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

Хорошей иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с познавательной или учебной деятельностью.

Классификация по целям общения:

1. биологическое служит целям удовлетворения основных органических потребностей ( для поддержания, сохранения и развития организма);

2. социальное общение – цели: расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Частных целей общения столько, сколько потребностей.

Можно выделить:

а) 1. Деловое общение. Оно как частный момент, включенный в совместную деятельность: его содержание то, чем заняты люди, а не они сами. Цели – обмен деловой информацией, регуляция совместных действий и пр.;

2. Личностное – сосредоточенное вокруг психологических проблем, интересов и прочего, что затрагивает личность человека.

б) 1. Инструментальное – преследующее какую-то цель, кроме получения удовольствия от общения;

2. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения потребности в общении. Частный случай: фатическое общение (лат. fatuus – глупый) – бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

Классификация по средствам:

а) 1. Непосредственное – осуществляется с помощью естественных органов: руки, голова, голосовые связки и пр.;

2. Опосредствованное – связано с использованием специальных средств и орудий для обмена информацией (палка, след не земле, культурные предметы: знаковые системы, печать, радио, телевидение).

б) 1. Прямое – предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга (телесный контакт, беседа – когда видят друг друга);

2. Косвенное – через посредников (адвоката, суд и пр.).

в) 1. Невербальное общение – без использования звуковой речи (через мимику, жесты, пантомимику, сенсорные (запах, образ) или телесные контакты);

2. Вербальное (есть только у человека) – с помощью языка и речи.

Три функции общения (по Ломову):

1) Информационно-коммуникативная функция – то есть обмен информацией. Связана со всеми видами деятельности.

2) Регулятивно-коммуникативная функция – в общении вырабатываются правила, цели, средства поведения, мотивы, нормы и ценности. В общении осуществляется регуляция поведения человека среди других людей.

3) Аффективно-коммуникативная функция – общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку (или наоборот).

В реальном общении все функции могут присутствовать вместе, органически сливаясь и дополняя друг друга.

Формы общения. Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели.

1) Анонимное общение – временная связь, в которой люди остаются безымянными по отношению друг к другу (в автобусе)

2) Формально-ролевое (функционально-ролевое) общение – ограничено ролями и функциями общающихся (покупатель – продавец, врач – пациент, депутат – избиратель и т.п.).

3) Неформальное общение – всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений (с товарищами, членами семьи и т.п.). Для этой формы общения большую роль играет эмоциональная компонента.

 



2016-01-02 754 Обсуждений (0)
Категория общения в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Категория общения в психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (754)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)