Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отличие понятия деятельности от понятий «активность» и «поведение»



2016-01-02 3946 Обсуждений (0)
Отличие понятия деятельности от понятий «активность» и «поведение» 0.00 из 5.00 0 оценок




Деятельность – наиболее крупная единица анализа внешних проявлений активности, целый мотивационный акт поведения.

Активность – деятельностное состояние живых организмов как условие их существования. Быть субъектом активности – значит воспроизводить себя, быть причиной своего существования в мире.

Активность как деятельностное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны отношения к миру, и реализуется во вне - в процессах поведения. Внутренняя организация активности: мотив, цель, инструменты; внешняя – поведение.

Деятельность – единство внутренних и внешних проявлений активности.

Но активность отличается от деятельности, так как первая может быть и не целенаправленной, и не осознанной.

Отличается понятие деятельности и от понятия «поведение», так как поведение не предполагает создание определенного продукта, часто носит пассивный характер, бывает спонтанным и хаотичным. При дифференцировании деятельности и поведения можно ориентироваться на взгляды С. Л. Рубинштейна. По его мнению, деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то в случае с поведением – поступок (проступок).

 

Основные характеристики деятельности

Так как, деятельность – это активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, где оно выступает как субъект, воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности, то к основным характеристикам деятельности принято относить предметность и субъективность.

Специфика предметной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. (Филогенетические предпосылки: тигр, как субъект, видит и хочет кабана, как объект, который в результате его деятельности может превратиться в предмет, удовлетворяющий его биологическую потребность; медведь роет берлогу и прочее.) В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. Она социально обусловлена (а не только биологически), т.е. связана со значениями, закреплёнными в орудиях, схемах действия, в понятиях языка, ценностях, социальных нормах и пр.

Особенности деятельности животных:

1. вся активность животных определяется биологическими моделями;

2. вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;

3. основу поведения животных составляют наследственные программы и научение, ограниченное приобретением своего индивидуального опыта, которое не передаётся другим поколениям в материальной форме.

Субъективность деятельности выражается в следующих аспектах активности субъекта:

I. 1) обусловленность психического образа прошлым опытом;

2) потребностями (именно они является спусковым крючком для деятельности);

3) установками;

4) целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности;

II. В личностном смысле (значение для меня), который придает мотивы различным событиям, действиям и деяниям.

 

Атрибуты деятельности: мотив, цель, предмет, структура и средства. То есть, атрибуты деятельности составляют структурный и мотивационный компоненты деятельности.

 

Схема: Соотношение структурного и мотивационного компонентов деятельности по Леонтьеву.

 

деятельность

       
   


Структурный компонент Мотивационный компонент

 

 

Деятельность мотив потребность

 

 

Действие цель

 

задача

Операция условия

 

 

Психофизиологическая

функция

 

 

В психологии потребность рассматривается как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни организма и развития его личности. Потребности являются источником активности. Они могут быть организменные (еда, питьё), социальные (потребность в общении), культурные, духовные.

Потребность появляется тогда, когда появляется предмет. Именно предметы включают потребности: потребность всегда в чем- то. До того, как появляется потребность, организм испытывает потребностное состояние или нужду (чего-то хочется, не знает чего).

По Леонтьеву, потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов, условий существования, находящихся вне индивида. Потребность включает мотив.

Мотивом деятельности называют то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определённой деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность.

Мотив (по Леонтьеву) – опредмеченная потребность.

Весь процесс рождения мотива можно представить следующим образом: организм чего-то хотел, испытывал напряжение, но не отдавал себе отчёта. Но, в ходе поисковой деятельности происходит встреча с предметом. Происходит процесс узнавания своего предмета (так заканчивается первый этап жизни потребности) – и мы имеем дело уже с опредмеченой потребностью – в акте опредмечивания рождается мотив. Через мотив потребность становится понятной, и поведение человека резко меняется: оно становится направленным, потому что мотив – это то, ради чего совершается действие.

Следует отметить, что деятельность, как правило, совершается не ради одного мотива. Их может быть комплекс. Например, субъект ходит в спортзал не только ради достижений в определённом виде спорта, но и ради красивой фигуры, здоровья, общения с людьми и прочее. Эти дополнительные мотивы – стимулы, которые не столько запускают деятельность, сколько стимулируют её.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Осознание мотивов – это особая деятельность, особая внутренняя работа. (Зачем мне это нужно?)

Неосознаваемые мотивы проявляются как:

1. Эмоции (отражают отношение результата деятельности к её мотиву: успешно- положительные эмоции; неуспешно- отрицательные эмоции);

2. Личностный смысл - это переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события в поле ведущего мотива.

Мотивы образуют иерархическую систему. Обычно это иерархия не осознаётся в полной мере. Но проявляется в ситуации конфликта мотивов.

Мотивы, побуждая к деятельности, определяют её направленность, т. е. определяют её цели и задачи.

Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата (цель деятельности не равнозначна мотиву, хотя они могут совпадать.) Цель, данная в определённых условиях, в теории деятельности, называется задачей. Целью может быть предмет, явление или определённое действие.

Задача – это заданная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута путём преобразований этих условий. Любая задача включает в себя: цель, которую нужно достичь, условия постановки задачи, искомое – что нужно сделать, чтобы достигнуть цели.

Например, цель - стать психологом. Но чтобы её достичь, необходимо решить задачу - окончить институт (теоретически освоить эту специальность).

Итак, мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению цели, которая, будучи представлена в определённых условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета.

Действие, как составная часть деятельности, отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действия или цепи действий. Одна и та же деятельность может осуществляться разными действиями. Одно и то же действие может входить в разные виды деятельности. Действие, имея определённую цель, осуществляется различными способами в зависимости от условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями.

Операции – это преобразованные действия, которые, как правило, не осознаются.

Например, ребёнок учится писать буквы: написание буквы является для него действием, направленным сознательной целью - правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребёнок использует его как способ (операцию) для написания слов.

Операции бывают двух видов: 1) возникающие путём автоматизации действия; 2) возникающие путём адаптации к окружающей среде, путём непосредственного подражания.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение, которое можно представить в виде уровней. Эти уровни составляют структурный компонент деятельности.

I уровень – уровень особых видов деятельности (деятельность познания, игровая деятельность);

II уровень – уровень действия – занимает центральное место в иерархии, является единицей деятельности. Это сознательное проявление активности, т. к. оно направленно на цель (Образ желаемого – сознательный образ). Следовательно: 1) действие включает акт сознания; 2) действие – акт поведения; 3) действие осуществляется по принципу активности, (источник которой внутри субъекта – мотив), а не по принципу реактивности (принцип стимул – реакция, источник извне); 4) действия – всегда предметны, их цели носят социальный характер.

III уровень – уровень операций - способов выполнения действий.

В зависимости от задачи, операция может состоять из разнообразных действий, которые могут быть подразделены ещё на более мелкие. Таким образом, операции могут являться более крупными единицами деятельности, чем действие. Главное свойство операций – они мало или совсем не осознаются. Уровень операций – это уровень автоматических действий и навыков.

Граница между операциями и действиями взаимопроницаема (можно не задумываясь чистить зубы, а можно думать и контролировать этот процесс).

IV уровень - психофизиологических функций.

Физиологические механизмы обеспечения психических процессов (способности к ощущениям, моторные способности; мнемические функции – врождённая способность запоминать, она является фундаментом для развития процесса произвольного запоминания).



2016-01-02 3946 Обсуждений (0)
Отличие понятия деятельности от понятий «активность» и «поведение» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отличие понятия деятельности от понятий «активность» и «поведение»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3946)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)