Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные учения о типах темперамента



2016-01-02 1296 Обсуждений (0)
Основные учения о типах темперамента 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные подходы исследования темперамента:

- гуморальные теории, основанные на идеи о том, что принадлежность человека к определённому типу темперамента обусловлена относительным преобладанием одной из четырёх жидкостей: крови, слизи, желчи, чёрной желчи;

- конституциональные теории основывались на представлении о производности психических механизмов от строения и функционирования организма;

- физиологические теории обосновывают зависимость темперамента от типа нервной системы;

- факторный подход – существует на основе метода многомерной математической статистики, которая позволила выделить несколько суперчерт, соответствующих различным типам темперамента.

1. Гуморальный подход (Гиппократ V в. до н. э., Клавдий Гален II в. н. э., и др.).

Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходит к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он связывал темперамент с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы, желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален. А последний, кто рассматривал темперамент с позиций гуморального подхода, был Кант.

Классификация, которую предложил Гален, представлена четырьмя типами темперамента: сангвиническим, холерическим, меланхолическим, флегматическим. Тип темперамента связан с преобладанием одной из четырех жидкостей в организме, а каждая жидкость имеет связь с определенной стихией (воздухом, водой, огнем и землей). Те, у кого наличествует преобладание крови (сангвис), является сангвиниками. Те, у кого наличествует преобладание слизи (флегмы) – флегматиками. Жёлтой желчи (холе) – холериками. Чёрной желчи (мелана – холе) – меланхоликами.

Интересно отметить, что первая попытка типологизации была связана с эмоциональным поведением.

2. Конституционный подход – исходит из различий в конституции организма – его физического строения, соотношения отдельных частей.

Эрнст Кречмер (1888 – 1964), немецкий психолог и психиатр, предложил концепцию, согласно которой встречаются три основных типа телесной организации. Концепция построена на результатах наблюдения и не является точно научной. Она родилась на основе предположения, что врождённые особенности телосложения человека предопределяются динамикой развития младенца из трёх зародышевых слоёв: внутреннего, среднего, внешнего.

Первый тип телосложения – астеник – человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой и головным мозгом (лептосоматик). Данный тип формируется за счет преимущественного развития внешнего зародышевого слоя

Второй тип телосложения – атлетический - развивается за счет преимущественного развития среднего зародышевого слоя, что обуславливает развитие крепкого скелета и мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения, широкого плечевого пояса.

Третий тип телосложения - пикнический – результат преимущественного развития внутреннего зародышевого слоя – человек малого или среднего роста, сильно развиты внутренние полости тела, склонен к ожирению. Большой живот, круглая голова, короткая шея.

Четвёртый тип – дипластик. К этому типу отнесены все, чье телосложение характеризуется как неправильное (бесформенный тип).

Э. Кречмер соотнёс типы строения тела с определёнными типами темперамента. По его мнению, третий тип склонен к маниакально–депрессивному психозу, а второй и первый типы подвержены шизофрении.

Шизотимик – тип с астеническим телосложением, замкнут, склонен к размышлениям, раним. Среди них встречаются «тонко чувствующие» идеалисты–материалисты, холодные властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные индивиды. У шизотимиков происходят колебания между чувствительностью и холодностью, обострённостью и тупостью чувств.

Циклотимик (пикническое телосложение). У этого типа эмоции колеблются между радостью и печалью. Люди этого типа общительны, добродушны, реалистичны. Среди циклотимиков встречаются весёлые болтуны, юмористы, сентиментальные тихони, любители жизни, активные практики.

Иксотимики (атлетическое телосложение) проявляются либо как энергичные, резкие, уверенные в себе, агрессивные; либо как моловпечатлительные, со сдержанными жестами, мимикой.

Три типа личности можно разделить по динамике настроения ещё на два (или более): 1) открытость, лёгкая адаптация; 2) замкнутость, погруженность в свой внутренний мир.

У. Шелдон в своей концепции исходил из положения, что тело и темперамент – это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Он выделял три типа конституционального темперамента в зависимости от преимущественного развития зародышевого листка.

1. Эндоморфленный – преобладает развитие внутренних органов –висцеротоник.

2.Мезоморфный – развита скелетно–мышечная система – саматоник.

3. Эктоморфный – развита нервная система – церебротоник.

Каждый тип шкалируется по семи бальной шкале. Так как чистые типы встречаются редко, в характере обязательно указывается индекс.

Например, 1-й тип 7 – 1 – 1; 2-й тип 1 – 7 – 1; 3-й тип 1 – 1 – 7.

3. Нейрофизиологический подход.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, то есть, нейродинамическое соотношение коры и подкорки.

В учении Павлова о влиянии центральной нервной системы (ЦНС) на динамические особенности поведения выделены три основные свойства нервной системы: сила, уравновешенность и подвижность (мобильность) процессов возбуждения и торможения.

Исходя из этих основных признаков (из 4-х их различных сочетаний), Павлов определяет четыре основных типа нервной системы:

1. Сильный, уравновешенный, подвижный – живой тип (сангвиник);

2. Сильный, уравновешенный и инертный, спокойный - медлительный тип (флегматик);

3. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип (холерик);

4. Слабый тип (меланхолик).

Учение Павлова о типах нервной деятельности имеет большое значение для понимания физиологической основы темперамента.

Тип нервной системы - это строго физиологическое понятие, а темперамент – это понятие психофизиологическое и выражается не только в моторике, в характере реакций, их силе, скорости и т. д., но и в впечатлительности, в эмоциональной возбудимости и т. п.

Исследования Теплова и Небылицына показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций больше. Они предложили временно отказаться от обсуждения типов высшей нервной деятельности (ВНД) до полного изучения её основных свойств и их взаимоотношений. Особенно важен вывод Теплова об отсутствии прямого параллелизма между основными свойствами нервной системы и особенностями поведения, о неправомерности суждения о физиологических свойствах нервной системы по психологическим характеристикам поведения. Свойство нервной системы не определяет никаких форм поведения, а образует почву, на которой легче формируются одни формы поведения и сложнее другие. Ставится задача поиска отдельных свойств, обуславливающих индивидуальные различия по параметрам общей психологической активности и эмоциональности.

4. Факторный анализ – это метод многомерной математической статистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков, выявляет число скрытых факторов. На его основе Айзенк, обработав большое количество признаков, выделил несколько суперчерт (экстраверсия - интроверсия, нейротизм - психотизм). На основе своей двух факторной теории (экстраверсия - интроверсия; нейротизм) он выделяет 4 типа темперамента:

- эмоционально – нестабильный экстраверт (холерик),

- эмоционально – нестабильный интроверт (меланхолик),

- эмоционально – стабильный экстраверт (сангвиник),

- эмоционально – стабильный интроверт (флегматик).

 



2016-01-02 1296 Обсуждений (0)
Основные учения о типах темперамента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные учения о типах темперамента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)