Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Познавательные психические процессы



2016-01-02 698 Обсуждений (0)
Тема 4. Познавательные психические процессы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Семинар 8: Ощущения

1. Ощущения: понятие, классификации (по анализаторам, по месту расположения рецепторов, по модальности), виды.

2. Основные стимулы раздражители для различных анализаторов. Изменчивость чувствительности анализаторов. Явление сенсибилизации, синестезии, адаптации. Субсенсорные ощущения. Латентный период.

3. Абсолютный порог чувствительности. Психометрическая кривая.

4. Относительный порог чувствительности. Закон Вебера -Фехнера

Литература:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. С.-Пбг.: Питер, 2002г.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.

 

Семинар 9: Восприятие

1. Восприятие: понятие, виды, свойства, отличия от ощущений. Свойства, определяющие продуктивность восприятия.

2. Связь восприятия с другими процессами.

3. Основные теории восприятия в психологии (гештальтпсихология, когнитивное направление, экологическое направление).

4. Механизмы восприятия времени, пространства (величены, формы, расстояния, глубины), движения. Понятия: аккомодация, конвергенция. Автокинетический эффект. Фи- феномен. Фантом конечности.

5. Последовательность перцептивных актов в процессе восприятия. Развитие восприятия у детей (Запорожец).

Подготовить конспект статьи Ч. Осгуда «Перцептивная организация», ответить на вопрос: Какие законы зрительного восприятия анализирует автор?

Литература:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. С.-Пбг.: Питер, 2002г.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.

3. Осгуд Ч. Перцептивная организация (электронная хрестоматия)

4. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону, 2005

 

Семинар 10: Внимание

1. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека.

2. Определение внимания. Свойства: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем.

3. Функции внимания: избирательность; удержание и сохранение; регуляция и контроль. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.

4. Психологические теории внимания (Т. Рибо, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Гальперин, Добрынин).

5. Этапы развития внимания у детей (Л. С. Выготский).

6. Методы исследования внимания: исследование избирательности, устойчивости и концентрации внимания методом корректурных проб; исследование произвольного внимания методом интеллектуальной пробы; исследование переключаемости внимания с помощью таблиц Шульте.

Подготовить конспект по проблеме понимания внимания на основе работы Рубинштейна С.Л. (Внимание / Основы общей психологии)

Литература:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. С.-Пбг.: Питер, 2002г.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.

3. Рубинштейн С. Л. Внимание / Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2005

 

Семинар 11:Память

1. Понятие памяти. Роль памяти в жизни человека. Отличие памяти человека от памяти животных.

2. Психологические теории памяти (ассоциативное направление, гештальтизм, бихевиоризм, психоанализ, деятельностный подход).

3. Физиологические теории памяти: нейрофизиологическая теория; теория, объясняющая механизмы кратковременной и долговременной памяти. Химическая теория.

4. Классификации видов памяти: по характеру психической активности (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная); по продолжительности (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая); по преобладающему анализатору (зрительная, двигательная, слуховая и пр.); по цели деятельности (произвольная, непроизвольная); по осмысленности (механическая, смысловая) и пр. Дать краткую характеристику каждого вида.

5. Процессы памяти: запоминание; сохранения; воспроизведение (узнавание, собственно воспроизведение, припоминание); забывание (отрицательная индукция, проактивное торможение, ретроактивное торможение, запредельное торможение).

6. Законы памяти и факты из ее исследований. Эффект Зейгарник. Закон Эббингауза. Закономерности запоминания и воспроизводства материала, выявленные исследованиями А.А. Смирнова, Т. Рибо, Г. Эббингауза.

7. Культурно-историческая теория памяти Л. С. Выготского. Развитие непосредственного и опосредственного запоминания у детей по Леонтьеву.

8. Факторы, влияющие на развитие памяти. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти.

Литература:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. С.-Пбг.: Питер, 2002г.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник, М.: Академия, 2001

 

Семинары 12-14: Мышление и речь

1. Понятие о мышлении, как об обобщенном и опосредствованном отражении действительности. Мышление как высший познавательный процесс. Мышление с точки зрения ассоциативного направления, гештальтизма, бихевиоризма, психоанализа, деятельностного подхода

2. Классификация видов мышления по характеру решаемых задач (теоретическое и практическое), по формам (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное), по степени развернутости (дискурсивное и интуитивное), по степени новизны (репродуктивное и продуктивное), по участию воли (произвольное, непроизвольное), по реалистичности.

3. Задача и проблема в мышлении.

4. Операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация. Процессы (логические формы): понятия, представления, суждения, умозаключения (индукция и дедукция, соллогизм).

5. Мышление и эмоции.

6. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Отличия интеллектуальной и творческой деятельности. Основные характеристики творческого акта. Способы активизации творческого акта. Образ в мышлении.

7. Теории развития мышления (Пиаже, Гальперин, Выготский и Сахаров, Клар и Уоллес). Соотношение Мышления и обучения (Пиаже, Джеймс, Коффка, Выготский).

8. Мышление и интеллект. Индивидуальные особенности мышления.

9. Речь как познавательный процесс. Язык и речь. Значение и смысл.

10. Ситуативная и контекстная, внутренняя (внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование) и внешняя (письменная, устная, жестовая, дактильная, эгоцентрическая) виды речи. Функции (коммуникативная, выражения, обозначения) и характеристики речи.

11. Мышление и речь. Развитие мышления и речи в онтогенеза.

Литература:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. С.-Пбг.: Питер, 2002г.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.

3. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник, М.: Академия, 2001

 

Семинар 15: Воображение

1. Определение воображения. Свойства воображения. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.

2. Формы синтеза представлений: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Функции воображения. Образ в воображении.

3. Творчество и воображение.

Литература:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. С.-Пбг.: Питер, 2002г.

2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.

 

Семинар 16: Контрольная работа

Подготовка к контрольно работе включает подготовку по всей теме 4 (познавательные процессы) из второго раздела (модуля).

 



2016-01-02 698 Обсуждений (0)
Тема 4. Познавательные психические процессы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Познавательные психические процессы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (698)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)