Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ



2016-01-02 649 Обсуждений (0)
Тема 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

2. Истина и заблуждение в познании, проблема критериев истины.

3. Чувственная и рациональная формы познания. Роль интуиции в познавательной деятельности.

4. Специфика научного познания, его уровни и формы. Методы эмпирического и теоретического исследования.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Почему философия занимается проблемой познания?

2. Согласны ли Вы с трактовкой познания как «отражения» объективного мира?

3. Что позволяет рассматривать познание как «конструирование» действительности?

4. Чем отличаются друг от друга гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм?

5. Каково соотношение понятий «объект познания» и «субъект познания»?

6. В чем состоит активность субъекта в процессе познания?

7. Что такое истина?

8. Каковы критерии истинного знания?

9. Какие концепции истины Вам известны, в чем их специфика и взаимосвязь?

10. Каково соотношение абсолютного и относительного моментов в истинном знании?

11. Какова роль чувственного опыта в процессе познания?

12. Дайте характеристику основных форм рационального мышления.

13. Каковы место и роль интуиции и творчества в познании?

14. Что отличает науку от других форм познания?

15. Почему наука не стала единственной формой знания?

16. Какая из форм научного знания является главной?

17. Что такое метод научного познания? Назовите основные методы эмпирического и теоретического исследования.

 

Основное содержание темы

Познание, интеллект. Проблема познаваемости, предмет философской гносеологии. Гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм. Структура познавательного акта. Субъект, объект познания. Интенциональность. Понимание и объяснение.

Истина как ценность и истина как категория теории познания. Взаимосвязь истины и заблуждения. Исторические концепции истины: (корреспондентная, когерентная, прагматическая, семантическая, конвенциональная, дефляционная). Критерии истины (практический, логический, эстетический, верификация, фальсифицируемость и др.).

Чувственное познание и его формы (ощущение, восприятие, представление). Специфика рационального познания; формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Память, воля, интуиция, творчество, талант, неявное знание, озарение, инсайт, роль интуитивного познания в науке и культуре.

Наука как социальный институт и как вид познавательной деятельности, принцип системности, принцип объективности, принцип обоснованности, формы научного знания (научная проблема, научный факт, гипотеза, теория). Основные методы эмпирического (наблюдение, эксперимент, измерение и др.) и теоретического (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др.) исследования. Специфика познания в естественных и гуманитарных науках.

 

Учебная литература

1. Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи: учебник для вузов / Б.Н. Бессонов. – М., 2009. – С. 350-361, 397-421.

2. Бучило, Н.Ф. Философия: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – М, 2008. – С. 161-218.

3. Введение в философию: учеб. пособие / отв. ред.: В.Н. Асташов, Н.С. Оботурова. – Вологда, 2003. – С. 113-119, 209-217.

4. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Изд. 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – С.371-493.

5. Губин, В.Д. Философия / В.Д. Губин. – М.:, 2008. – С. 143-164.

6. Илларионов, С.В. Теория познания и философия науки / С.В. Илларионов. – М.: РОССПЭН, 2007. – 535 с.

7. Канке, В.А. Философия для технических специальностей: учебник / В.А. Канке. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2010. – С. 58-65.

8. Кузнецов, В.Г. Философия: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С.227-262.

9. Миронов, В.В. Онтология и теория познания: учебник для вузов по направл. «Философия» / В.В. Миронов, А.В. Иванов. – М.: Гардарики, 2005. – 447 с.

10. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2011. – С.467-574.

11. Степин, В. С. Философия науки: общие проблемы: учебник для послевуз. проф. образования / В. С. Степин. – М.: Гардарики, 2008. – 382 с.

12. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник для вузов / Е.В. Ушаков. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. — 584 с.

13. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред. А. П. Алексеева, Л. Е. Яковлевой. – М.: Проспект, 2009. – С. 232-269.

14. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. –М.: Академ. Проект, 2009. – С. 444-492.

15. Философия: учеб.-метод. комплекс для подготовки бакалавров: учебник / под ред. Ф.Д. Демидова. – М.: РАГС: ИНФРА-М, 2010. – Ч.1. – С. 343-408.

 

Дополнительная литература

1. Аронов, Р.А. Происхождение знания: истоки и основы / Р.А. Аронов, О.Е. Баксанский // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 98-108.

2. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методология как основа научного поиска / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина // Школьные технологии. – 2011. – № 5. – С.30-33.

3. Ильин, В. Н. Основная проблема теории познания / В.Н. Ильин // Вопросы философии. – 2009. – № 7. – С. 123-135.

4. Карпов, А.О. Современное образование и знание / А.О. Карпов // Философские науки. – 2010. – № 4. – С. 126-138.

5. Касавин, И.Т. Истина: вечная тема и современные вызовы / И.Т. Касавин // Эпистемология и философия науки. – 2009, т. 20. – № 2. – С.5-12.

6. Косьмин, А.Д. Теория и методология познания / А.Д. Косьмин, С.Е. Мелетьев, Е.А. Косьмина. – М.: Экономика, 2006. – 478 с.

7. Лебедев, С.А, Философия науки: терминологический словарь / С.А. Лебедев. – М.: Академ. проект, 2011. – 268 с.

8. Левин, Г.Д. Три взгляда на природу теоретического и эмпирического знания / Г.Д. Левин // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 104-114.

9. Лекторский, В.А. Конструктивизм и реализм в эпистемологии / В.А. Лекторский // Философские науки. – 2008. – № 3. – С. 5-9.

10. Мамчур, Е.А. Фундаментальная наука и современные технологии / Е.А. Мамчур // Вопросы философии. – 2011. – № 13. – С.80-89.

11. Метлов, В.И. Диалектика и современное научное познание / В.И. Метлов // Философия и общество. – 2005. – № 4. – С. 30-55.

12. Родин, А.В. Рациональность и релятивизм / А.В. Родин // Вопросы философии. – 2008. – № 9. – С. 55-76.

13. Розов, М. Неклассическая наука и проблемы объективности знания / М. Розов // Высшее образование в России. – 2006. – № 2. – С.145-154.

14. Рынковой, И.В. Внерациональное познание истины как объект философского анализа / И.В. Рынковой // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 2. – С. 275-288.

15. Соболева, М.Е. Истина: свойство, оператор, событие? / М.Е. Соболева // Вопросы философии. – 2008. – № 2. – С.117-124.

16. Шамис, А.Л. О механизмах познания / А.Л. Шамис // Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 31-34.

 

 



2016-01-02 649 Обсуждений (0)
Тема 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)