В состав ЭУ включаются иллюстрации и графические образы с возможностью выбора учащимся цветовой гаммы. Также в состав ЭУ могут быть включены мультимедийные материалы: аудио и видеофайлы.
С целью определения соответствия цветовой гаммы ЭУ индивидуальным особенностям и предпочтениям учащегося, в его служебный аппарат может быть включена специальная компьютерная программа с психолого-физиологической диагностикой.
Принцип доступности
Материалы, входящие в ЭУ, могут быть доступны любому обучаемому при наличии компьютера. Доступность учебных материалов обеспечивается изложением и наглядностью, а также возможностями включения в ЭУ различных справочных материалов.
Технически доступность обеспечивается системой гиперссылок, а также дизайном (цвет, шрифт и т.д.)
Принцип систематичности и последовательности
Электронные формы позволяют легко и удобно систематизировать весь материал учебника и расположить его в удобной для изучения последовательности.
Система гиперссылок позволяет организовать нужную последовательность изучения материала. Также возможно включение в каждую тему вопросов для самопроверки так, чтобы переход к следующей теме был бы возможен только после правильных ответов по изученной теме.
Принцип связи теории с практикой
После изучения теоретического материала учебник должен содержать практические вопросы и задания по применению знаний в конкретных ситуациях.
Возможно моделирование ситуаций для применения теоретических знаний с помощью специальных компьютерных программ.
Принцип научности
Любой учебник, в том числе и электронный должен строится на последних достижениях науки в данной сфере.
В ЭУ можно включить ссылки на ресурсы Интернета по проблематике, освещаемой в учебнике, а также включить в него электронные тексты научных статей.
Принцип сознательности и активности
Так как ЭУ предназначен в первую очередь для самостоятельной работы, то обучаемый должен подходить к нему сознательно. Активности усвоения знаний должны способствовать задания для применения теоретических знаний и тестовые задания для самопроверки, а также интерактивность.
Компьютерные программы (возможно, и игры), направленные на повышение активности, тестирующие программы.
Принцип прочности
Прочность знаний может быть обеспечена включением в ЭУ тестов и заданий не только по отдельным темам, но и по основным разделам (с возможностями возврата к ранее изученному материалу), а также итоговых заданий.
В состав ЭУ включаются материалы, предполагающие самоопределение учащегося по отношению к изучаемым темам и основным понятиям, задания на постановку индивидуальных целей разных уровней. Возможно также соотнесение целей с индивидуальной образовательной траекторией.
Электронный учебник интегрируется с персональной компьютерной базой данных, в которую заносятся цели ученика, данные о характере его занятий с учебником и т.п.
Принцип выбора учащимся индивидуальной образовательной траектории
Выбор образовательных компонентов из предлагаемого в ЭУ набора, а также создание собственных элементов своей образовательной траектории.
Конструирование индивидуальной образовательной траектории программными средствами. Одновременная презентация обучаемыми разных работ по одному и тому же вопросу.
Принцип метапредметных основ содержания образования
Включение в ЭУ метапредметов или отдельных метапредметных тем, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.
Ссылки на ресурсы Интернета по метапредметным темам.
Принцип продуктивности (творческости) обучения
Направленность на приращение к известным знаниям новых, на сотворение обучаемыми образовательного продукта.
Включение в ЭУ творческих заданий, интерактивные программы.
Принцип первичности образовательной продукции ученика по отношению к изучаемому материалу (сначала создай сам, потом изучи стандарты)
Личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области, применение эвристических методов обучения.
Расположение материала в ЭУ в определенной последовательности, когда обучаемому, например, представляется совокупность фактов, которые он сравнивает с уже имеющимися знаниями, а потом излагает собственные выводы и сопоставляет их с научными выводами.
Принцип ситуативности обучения
Создание или использование образовательных ситуаций: представление примеров, явлений, фактов из жизни или окружающего мира и их анализ обучаемым на основе полученных знаний.
Компьютерное моделирование ситуаций или включение в ЭУ ситуативных заданий.
Принцип образовательной рефлексии
Осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений.
Анкетирование, графическое изображение происходящих изменений, промежуточные оценки при выполнении тестовых заданий.
В-третьих, дополнительные дидактические функции:
Название принципа
Дидактический (методический) план
Технический план
Принцип наглядности
В состав ЭУ включаются иллюстрации и графические образы с возможностью выбора учащимся цветовой гаммы. Также в состав ЭУ могут быть включены мультимедийные материалы: аудио и видеофайлы.
С целью определения соответствия цветовой гаммы ЭУ индивидуальным особенностям и предпочтениям учащегося, в его служебный аппарат может быть включена специальная компьютерная программа с психолого-физиологической диагностикой.
Принцип доступности
Материалы, входящие в ЭУ, могут быть доступны любому обучаемому при наличии компьютера. Доступность учебных материалов обеспечивается изложением и наглядностью, а также возможностями включения в ЭУ различных справочных материалов.
Технически доступность обеспечивается системой гиперссылок, а также дизайном (цвет, шрифт и т.д.)
Принцип систематичности и последовательности
Электронные формы позволяют легко и удобно систематизировать весь материал учебника и расположить его в удобной для изучения последовательности.
Система гиперссылок позволяет организовать нужную последовательность изучения материала. Также возможно включение в каждую тему вопросов для самопроверки так, чтобы переход к следующей теме был бы возможен только после правильных ответов по изученной теме.
Принцип связи теории с практикой
После изучения теоретического материала учебник должен содержать практические вопросы и задания по применению знаний в конкретных ситуациях.
Возможно моделирование ситуаций для применения теоретических знаний с помощью специальных компьютерных программ.
Принцип научности
Любой учебник, в том числе и электронный должен строится на последних достижениях науки в данной сфере.
В ЭУ можно включить ссылки на ресурсы Интернета по проблематике, освещаемой в учебнике, а также включить в него электронные тексты научных статей.
Принцип сознательности и активности
Так как ЭУ предназначен в первую очередь для самостоятельной работы, то обучаемый должен подходить к нему сознательно. Активности усвоения знаний должны способствовать задания для применения теоретических знаний и тестовые задания для самопроверки, а также интерактивность.
Компьютерные программы (возможно, и игры), направленные на повышение активности, тестирующие программы.
Принцип прочности
Прочность знаний может быть обеспечена включением в ЭУ тестов и заданий не только по отдельным темам, но и по основным разделам (с возможностями возврата к ранее изученному материалу), а также итоговых заданий.
Разнообразие включаемых в ЭУ дидактических материалов.
Электронный вид позволяет разместить на одном диске информацию, сопоставимую со средними библиотеками (десятки тысяч томов).
Интерактивность
Возможность активного взаимодействия пользователя с обучающей системой. Организуется обратная связь для выдачи пользователю сообщений об успешности его познавательной деятельности и объяснения при необходимости правильного хода решения.
Программные средства, обеспечивающие взаимодействие обучающегося с электронной образовательной системой.
Открытость
Возможность оперативной доработки, исправления и редактирования материалов, включаемых в ЭУ.
Включение ссылок на Интернет обеспечивает постоянный доступ к самой свежей информации по различным проблемам.